Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12
муниципального образования Темрюкский район
Конспект урока для 5 класса «Глагол»
5 класс
Учитель: Вакулина И. Ю.
2009 год
Сведения об авторе
ФИО – Вакулина Ирина Юрьевна
Адрес – п. Виноградный Темрюкского района Краснодарского края, ул. Суворова, д.4 в.2
Номер и тип ОУ — Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12.
Должность – учитель русского языка и литературы высшей категории.
Одной из особенностей русского языка является большой объем работы, которую необходимо выполнить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер работы: выполнение упражнений из учебника, дидактического материала.
С приходом в школу ЭВМ появилась возможность интенсифицировать преподавание русского языка, повысить темп современного урока, увеличить объем коммуникативных упражнений за счет сокращения затрат времени на различного рода переписывания. Увеличивается доля самостоятельной работы с одновременным усилением индивидуального обучения, организуется активная познавательная деятельность каждого ученика.
Информационные технологии предназначены для организации и поддержки учебного процесса.
Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями.
Тема: Повторение пройденного о глаголе.
Цель урока:
Образовательная:
закрепление, систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе.
Повторить материал по фонетике.
Развивающая :
развивать познавательный интерес к предмету «русский язык».
развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка.
Воспитательная:
воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность при работе
повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Вид урока: игра-путешествие.
Оборудование: Урок сопровождает презентация, выполненная в программе PowerPoint
Мультимедийный проектор, компьютер, маршрутные листы, сигнальные карточки (1спр., 2 спр.),
Ход урока
-
Орг. Момент. Сообщение темы и цели урока.
Слайд №1.
Учитель: — Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в чудесную страну. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим эту загадочную страну. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели.
Прежде чем отправиться в путешествие, давайте определим, о какой стране я говорю.
Слайд №1
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
Догадались, как называется эта страна? Правильно, путешествовать мы будем по стране «Глаголии».
Слайд №2, 3.
Дайте определение глагола. Слова, которые живут в «Глаголии» очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные.
Раздаются маршрутные листы.
Слайд №4. На нашем пути встретилось первое препятствие.
Игра «Перепутаница». Подобрать глагол к существительному.(1 группа)
Собака хрюкает
Волк блеет
Овца лает
Свинья гогочет
Гусь кудахчет
Кузнечик мяукает
Кошка стрекочет
Курица воет
Слайд №5 Коллективная проверка
Вставить пропущенные орфограммы (2 группа).
Заунывный ветер гонит
Стаю туч? на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
Н. А. Некрасов
-
Ноги нос_т, а руки корм_т.
-
Крепкую дружбу топором не разруб_шь.
-
Не то друг, кто медом маж_т, а тот, кто правду скаж_т.
-
Скаж_шь – не ворот_шь, напиш_шь не сотрёшь, отруб_шь – не пристав_шь.
-
Не по словам суд_т, а по делам
-
Веника не перелом_шь, а по прутику весь перелома_шь.
Проверка учителем.
Фронтальный опрос.
— От чего зависело написание личных окончаний глаголов?
— Какие глаголы относятся ко 2 , 1 спряжению?
— Как изменяются глаголы? (Изменение глагола по временам).
Слайд № 6 Остановка «Орфографическая». Вставить пропущенные орфограммы.
Летом мы гостили у бабушки в деревне. Ходили в лес и собирали грибы и ягоды. Когда была хорошая погода, мы купались в реке. Вечером собирались в саду и рассказывали интересные истории. Мы хорошо отдохнули.
Сейчас мы сидим в классе. Идёт урок. Денис читает свой рассказ, и мы его внимательно слушаем.
После школы мы пойдём на стадион. Там соберётся вся наша команда. Вечером, когда вернётся с работы папа, мы будем играть с ним в шахматы.
Объяснить написание слов с пропущенными орфограммами.
Слайд № 7 Самопроверка.
Объяснение учащимися орфограмм, в которых допущены ошибки.
— Назовите слова в корне которых пишется непроверяемая безударная гласная.
— Назовите слова в корне которых пишется чередующаяся гласная.
— Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков; звуков больше, чем букв.
Слайд № 8. Физминутка.
Солнце глянуло на парту…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
— Назовите глаголы в неопределённой форме.
Слайд № 9.
— Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам).
— Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (по родам в ед.ч и числам).
Индивидуальная работа по группам.
1 группа. Выпишите выделенные глаголы, заполните таблицу.
время | лицо | число | род |
Проверка учителем.
2 группа. Выпишите глаголы, заполните таблицу.
Лицо | число | Прошедшее время | род | число | Будущее время | лицо | число |
Взаимопроверка. ( ключ к проверке раздаёт учитель).
Слайд № 10. Игра «Кто быстрее»
Продолжить пословицу, объяснить написание –ться, тся в глаголах.
2. Найдите конец пословиц. Запишите правильно.
1). Кто умеет веселиться, (…)
2). Не надо хвалиться, (…)
3). Кто любит трудиться, (…)
4). Кто хочет от жизни толку добиться, (…)
1) тот должен много трудиться. 2) коли не знаешь, как рожь родится. 3) тому без дела не сидится. 4) того горе боится.
Объясните написание глаголов не знаешь, не сидится.
Слайд № 11.
Определи спряжение глагола (используем сигнальные карточки)
-
Растрачива-ш. силы
-
Наполня-ш. чашу
-
Разъясня-ш. задачу
-
Подсчита-ш. очки
-
Приветству-ш. друга
-
Наполн-ш. чашу
-
Дикту-ш. текст
-
Обнаруж-ш. пропажу
-
Готов-ш. обед
-
Встреча-ш. гостя
Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.
Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.
Приложение 1
Маршрутный лист для учащихся 1 группы
-
Игра «Перепутаница». Подобрать глагол к существительному.
С—бака хрюка—т
Волк бле—т
—вца ла— т
Св—нья гогоч—т
Гусь кудахч—т
Кузнечик мяука—т
Кошка стрекоч—т
Курица во—т
-
Вставить пропущенные орфограммы.
Летом мы г—стили у бабушк— в деревн— . Ходили в лес и соб—рали гр—бы и ягоды. Когда была х—рошая погода, мы купались в р—ке. Вечером соб—рались в саду и ра—казывали интересные истории. Мы хорошо отдохнули.
Сейчас мы с—дим в классе. Идёт урок. Денис читает свой ра—каз, и мы его внимательно слуша—м.
После школы мы пойдём на ст—дион. Там соб—рё—я вся наша к—манда. Вечером, когда вернее—я с работы папа, мы буд—м играть с ним в шахматы.
Выпишите выделенные глаголы, заполните таблицу.
время | лицо | число | род | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Маршрутный лист для учащихся 2 группы______________________________________
Вставить пропущенные орфограммы
Заунывный ветер гон—т
Стаю туч? на край небес.
Ель надломленная стон—т,
Глухо шепч—т темный лес.
Н. А. Некрасов
-
Ноги нос_т, а руки корм_т.
-
Крепкую дружбу топором не разруб_шь.
-
Не то друг, кто медом маж_т, а тот, кто правду скаж_т.
-
Скаж_шь – не ворот_шь, напиш_шь не сотрёшь, отруб_шь – не пристав_шь.
-
Не по словам суд_т, а по делам
-
Веника не перелом_шь, а по прутику весь перелома_шь.
-
Вставить пропущенные орфограммы.
Летом мы г—стили у бабушк— в деревн— . Ходили в лес и соб—рали гр—бы и ягоды. Когда была х—рошая погода, мы купались в р—ке. Вечером соб—рались в саду и ра—казывали интересные истории. Мы хорошо отдохнули.
Сейчас мы с—дим в классе. Идёт урок. Денис читает свой ра—каз, и мы его внимательно слуша—м.
После школы мы пойдём на ст—дион. Там соб—рё—я вся наша к—манда. Вечером, когда вернее—я с работы папа, мы буд—м играть с ним в шахматы.
Выписать глаголы, заполнить таблицу.
Лицо | число | Прошедшее время | род | число | Будущее время | лицо | число | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|