Урок — соревнование
в 5 классе в школе с казахским языком обучения.
Тема: Имя прилагательное как часть речи
Лексическая тема: Искусство
Цель: формирование орфографической и пунктуационной зоркости;
— совершенствование навыков правописания; расширить сведения учащихся о прилагательном как части речи;
-расширение словарного запаса и кругозора учащихся;
— развитие умения работать в группах, воспитание чувства сплочённости и сотрудничества;
развитие творческих способностей учащихся;
-развитие речевой компетенции учащихся.
ХОД УРОКА
«На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно».
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
«Психологический настрой на урок».
Учитель предлагает учащимся прослушать песню в исполнении известной казахской певицы Розы Баглановой «Ах, Самара-городок», вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.
ІІ. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ — Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающем и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное — доброе начало. Сегодня у нас необычный урок, а урок-соревнование.
ІII ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
— Итак, как « Пушкин встарь, давайте заглянем в словарь».
Дома вы должны были определить лексическое значение слов:
Искусство.
Искусствовед —.
Композитор —.
Опера
Оперетта .
Вывод: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
IҮ. ПРОВЕРКА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ «Письмо по памяти».
1. Искусство, искусствовед, композитор, опера, оперетта.
Взаимопроверка. Запомните, как они пишутся.
-Скажите, к какой части речи относятся эти словарные слова?
—( К имени существительному).
-Назовите одушевлённые существительные.
— Искусствовед, композитор.
Как называются оставшиеся имена существительные?
-Нарицательные.
-Кто сможет определить лексическую тему нашего урока по опорным словарным словам?
-( Лексическая тема урока будет связана с искусством)
Ү. РАБОТА В ГРУППАХ (учащиеся делятся на три группы, выбирая жетоны с надписями «рисунок», «песня», «сцена»).
-Итак, у нас три команды: «Актёры», выбравшие жетоны со словами «сцена», «Певцы», выбравшие жетоны со словами «песня» и «Художники», выбравшие жетоны со словами «рисунок».
ҮI. РАБОТА С ФЛИПЧАРТОМ. Каждой команде нужно внимательно изучить теоретический материал по теме «Имя прилагательное», используя опорную схему:
Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Запомните! Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам Зависят от существительных: ставятся в том же падеже, роде, числе, что и имена существительные, к которым они относятся.
В предложении являются чаще всего определениями, реже сказуемыми.
Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной.
ҮII. РАБОТА С ТЕКСТОМ
-Прочитайте внимательно эти тексты и выпишите имена прилагательные вместе с существительным, к которым они относятся.
Для команды «Певцы»:
Роза Багланова — известная казахская певица, любимица народа, национальный символ целой эпохи. Первые её выступления были на военном фронте перед бойцами во время Великой Отечественной войны. В годы становления независимости Республики Казахстан её гастрольные концерты в самых отдалённых районах сельской местности вселяли в людей чувство глубокого патриотизма и оптимизм в будущее.
Для команды «Актёры»:
Великому актеру, режиссеру, педагогу и просто Человеку с большой буквы. Шакену Айманову в 2014 году исполнилось бы 100 лет. Национальной киностудии по праву присвоено имя Айманова: все его фильмы – «Безбородый обманщик», «Наш милый доктор», «Ангел в тюбетейке», «Земля отцов», «Конец атамана» – вошли в золотой фонд казахского киноискусства.
Для команды «Художники»:
В истории изобразительного искусства Советского Казахстана имя Абылхана Кастеева занимает особо важное и почетное место. Он был первым национальным, подлинно народным художником.
Художник пишет картины «На пастбище», «Доение кобылиц», «Колхозная молочная ферма», «На джайлау», «Колхозный той», посвященные современному быту чабанов, их труду и отдыху. Мотивы и сюжеты взяты непосредственно из повседневной народной жизни.
— Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
( Имена прилагательные речь делают более яркой, выразительной).
— Итак, чтобы ваша речь была красивой, вы должны знать все
об имени прилагательном, и я, как главный редактор, проверю это.
YIII. ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?»
—Просклонять имена прилагательные вместе с существительными у доски ( учащиеся от каждой команды выходят по очереди и дописывают окончания).
«Актёры» | «Певцы» | «Художники» | |
Именительный | мил... доктор… | народн.. певиц… | Изобразительн.. искусств.. |
Родительный | мил... доктор… | народн.. певиц… | Изобразительн.. искусств.. |
Дательный | мил... доктор… | народн.. певиц… | Изобразительн.. искусств.. |
Винительный | мил... дотор… | народн.. певиц… | Изобразительн.. искусств.. |
Творительный | мил... доктор… | народн.. певиц… | Изобразительн.. искусств.. |
Предложный | мил... доктор… | народн.. певиц… | Изобразительн.. искусств.. |
IX. «РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА»
— Сколько прилагательных в пословице:
С миру по нитке — голому рубашка.
(ни одного).
X. «КОНКУРС КАПИТАНОВ»
Отдых отдыхом,а без труда не вынешь рыбку из пруда.
Капитанам команд нужно будет расставить правильно знаки препинания в предложениях и определить конец предложений, написать окончания имён прилагательных.
Пробуждается просыпается природа от долг….. зимн….
сна в марте возрастает приток солнечн… тепла
прогревается воздух. на опушку березо… леса вылетают
тетерева греются на мартовск… солнышке.
— Озаглавьте текст. ( « Пробуждение» «Весна»).
XI. ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА(во время работы капитанов команд)
—Для выражения краткой речи мы используем имя прилагательное в краткой форме.
«По щучьему велению, по моему хотенью..» (превратитесь полные прилагательные в краткие).
Трескучий мороз — трескуч
Пахучий ландыш — пахуч
Жгучий ветер — жгуч
Могучий дуб — могуч
Горячий чай — горяч.
Проверьте друг друга! Придумай те подобные словосочетания.
XII. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Для команды «Певцы»: спеть отрывок из песни «Если с другом вышел в путь под музыку Владимира Шаинского»
Для команды «Актёры»: инсценировать эпизод из школьной жизни
Для команды «Художники»: словесное рисование картины Абылхана Кастеева «На джайлау»
XIII. Конструирование предложений после предварительного показа слайдовой презентации о мастерах искусств Казахстана
—Назовите известных мастеров искусств Казахстана
«Актёры»: А.Кашаубаев, М.Ержанов. Ш.Айманов, К.Кенжетаев, А.Умирзакова.
«Певцы»: Р. Багланова, Е.Серкебаев, Б.Толегенова, Е.Хасангалиев, Р.Рымбаева.
«Художники»: Х.Наурызбаев, А.Кастеев, Ш.Ниязбеков, М.Кенбаев, С.Романов
-
Каждому участнику команд придумать предложение об одном из названных лиц с использованием имён прилагательных.
XIҮ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Каждой команде составить паспорт имени прилагательного, защитить его. Например:
согласуется отвечает
Имя прилагательное
это часть речи,…
выполняет
обозначает делает речь
XҮ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «Чтобы упрочить ваши знания — даю домашнее задание»- подготовиться небольшие сообщения о деятелях искусства с использованим имён прилагательных.