Тема урока: Урок-закрепление знаний о глаголе в 5 классе.

Цель урока: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.    

Задачи: 1) Продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки.

2) Развивать и обогащать устную и письменную речь.

3) Корригировать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, память.

4) Воспитывать трудолюбие; работать над культурой речи учащихся.      

Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.   

Метод: Словесный, практический.

Оборудование: презентация, тесты.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.

Эпиграфом нашего урока я предлагаю выбрать следующие слова: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».

— Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей)

— На уроке мы попытаемся доказать, что мы никогда не скучаем и не хнычем. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.

II.  Актуализация знаний.

Умение находить глагол среди других частей речи.

Задание «4-е лишнее».

— Запишите в тетрадь только глаголы.

-Какие слова вы не записали, почему?

Проверка.

Цель нашего сегодняшнего урока – повторить материал по теме «Глагол как часть речи», а в качестве напутствия вам я расскажу притчу:

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:

— Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь». Но радости в моей жизни нет.

Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

— Назови, что ты выбираешь из них.

-Ложку, — ответил юноша.

— Произнеси это пять раз.

— Я выбираю ложку, — послушно повторил юноша пять раз.

— Вот видишь, — сказал мудрец, — повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…

— Что же надо, по-вашему?

— Надо протянуть руку и взять ложку.

— Вот и вам сегодня надо «взять» свои знания и применить их на практике, то есть совершить действие.

-Все виды работ на сегодняшнем уроке будут направлены на закрепление ваших знаний о глаголе.                                                                                   

III.

-Знаете, какое прекрасное время года наступило? Это пора пробуждения весны: прилетают перелётные птицы, распускаются первые цветы. И нам с вами надо, чтобы в конце нашего урока распустился свой цветик-семицветик.

-Вам предстоит познакомиться с текстом стихотворений о весне (каждый ряд читает своё стихотворение).

— Прочитать выразительно стихотворение.

Работа в паре.

— Выписать из текста стихотворения глаголы ( проверка выписанных глаголов – назвать недостающие глаголы)

Ответить на вопросы:

  1. О чём это стихотворение? Каково его настроение?

  2. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас слово ВЕСНА?

  3. Составление кластера на тему ВЕСНА (работа в паре).

                Повторение времён глагола.

IV. Комментированное письмо.

— Дайте возможность глаголам попутешествовать во времени.

Строим «машину времени». Это 3 столбика. Определив, в каком времени стоит глагол, и впиши его в нужный столбик: блестит, полетел, съездил, пойдут, рисуем, видел, спал, зеленеет, расцветёт, поют, бегут, катались, покормили, посинеют, напишет.

Прошедшее время.                   Настоящее время.                   Будущее время.

(Дети записывают глаголы в 3 столбика – по рядам).

— Проверка по «цепочке».

— Молодцы.

V. Устная работа.

1.Прочтите считалку про Семёна  

         Мы весной сажали сад,

         А Семён лежал у гряд.

         Вот мы яблоки едим,

         А Семёну не дадим.         

Нам лентяев здесь не надо

         Уходи, Семён из сада.

(Беседа о лени и лентяях).

— Все народы всегда осуждали лентяев и уважали тружеников. У каждого народа есть очень много пословиц и поговорок о труде. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми из них.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Еңбеқ етсең емірсің.

Ердің атын еңбек шығарады.

2. Работа по учебнику. (Упр. 588)

VI. Игра «Поймай свой глагол»

— Я буду читать глаголы, девочки должны записывать глаголы в единственном числе, а мальчики — во множественном.

Светит, любят, цветёт, греет, дружат, мечтают, помогает, дарят, желает, рисуют.

— Проверка (желающие)

VII. Физминутка.

Улыбнулось весеннее солнышко. Земля наряжается в праздничный наряд. И весна идёт повсюду, гонит зиму со двора. Улыбнёмся весеннему солнышку и немножко отдохнём.

Весной бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – качнулась и присела,

И к цветочкам полетела.

— Назовите глаголы, которые вы запомнили при проведении физминутки.

— Запишите эти глаголы в тетрадь, придав им отрицание.

VIII. Вид глагола (повторение теории по картинкам)

Упр. 595 (1 вариант выписывают глаголы совершенного вида, 2 вариант – несовершенного вида, при этом обязательно указать неопределённую форму глагола).

IX. Развитие речи. Мини-сочинение «Весна».

— В течение 5 минут ребята работают под музыку П.И.Чайковского.

X. «Авторский стул».

— 3-4 ученика выходят к доске на «авторский стул», зачитывают своё мини-сочинение, и под аплодисменты проходят на своё место.

XI. Тесты на закрепление материала урока. (2 варианта)

-Взаимопроверка (правильные варианты ответов — на слайде).

XII. Итог урока.

Один ученик выходит к доске, где висит цветок и рассказывает о глаголе всё, что повторили на уроке.

XIII. Рефлексия.

XIV.  Домашнее заданиеСоставить рекомендации на одну из тем, например: «Как разжечь костёр», «Как приготовить суп», «Как организовать привал», «Как поддерживать чистоту и порядок в своей комнате».

— При выполнении домашнего задания вам понадобятся знания о глаголе, которые мы закрепили на этом уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here