Множественное число имен существительных
Цель: Закрепить знания о множественном числе имен существительных.
Задачи: 1. Отработать навыки морфемного разбора слов, этимологического анализа, синтаксического разбора.
Ход урока:
1. Актуализация.
Учащимся розданы карточки со словосочетаниями:
А) ра…мышлять о произведени…;
Б) уча…ствовать в соревновани…;
В) обход те…ритори…;
Г) думы об урожа…
Учащиеся по цепочке выполняют задания:
— Вставьте пропущенные орфограммы в словах, аргументируя свой выбор.
— Определите тип словосочетаний: глагольное или именное?
— Выполните морфемный разбор слов: раз-мышл-я-ть, у-рож-а-ĵ-э.
— Выполните разбор словосочетания № 3, составьте его схему.
— По этимологическому словарю определите этимологию слова территория. Выпишите в свой этимологический словарь.
(TERRA-от латинского «почва, земля»)
2. Синтаксический анализ. Индивидуальная работа учителя с учащимися.
— С любым словосочетанием составьте:
А) простое предложение (на оценку «4»);
Б) сложное предложение (на оценку «5»).
3. Изучение нового материала.
Учащиеся, выбегая друг за другом, записывают слова, относящиеся либо к единственному числу, либо ко множественному.
Единственн.
Число сущ-х
Множественн.
1. цветок
2. ножницы
3. книга
4. брюки
5. лист
6. очки
7. молоко
8. чернила
9. птица
10. кудри
— Ребята, а записанные вами существительные во множественном числе имеют форму единственного числа? Подумайте. (Нет)
— В русском языке есть существительные только множественного числа. Запишите некоторые из них в словарь.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ТОЛЬКО МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА:
Очистки
Каникулы
Именины
Развалины
Сани
Ворота
Альпы
Карпаты
— Почему Альпы и Карпаты пишутся с заглавной буквы? (Это собственные имена существительные)
— Ребята, а какая форма множественного числа правильная: листы или листья? (листы — книги, тетради и т.д.; листья – крона дерева)
— У обоих ли слов есть форма единственного числа? (нет, у слова листья нет единственного числа)
— А как быть с существительными зуб и корень? Аргументируйте выбор формы множественного числа в этих словах.
(Зубы – у человека; зубья – у гра’блей. Корни – у дерева; коренья – корни корнеплодов).
— И какие формы множественного числа не имеют формы единственного числа? (коренья и зубья не имеют формы единственного числа).
4. Закрепление. Работа по карточкам. Индивидуальная работа учителя с учащимися.
На карточках записаны слова:
Солдаты – солдат□
Ботинки – ботинок□
Сапоги – сапог□
Туфли – ту’фель□
Чулки – чулок□
Носки – носк-ов
— Ребята, перед вами слова во множественном числе. Запишите рядом форму Р.п. мн. числа и выделите окончания в словах. В четвертом слове поставьте ударение.
— Как запомнить написание слов чулок и носков?
Мнемоприем: (запись в словарь) Чулки длинные, а в Р.п.мн.ч. слово короткое (чулок□). Носки короткие, а в Р.п.мн.ч. слово длинное (носк-ов).
Резервное задание: устно. Упражнение 554, с. 220. По цепочке.
5. Рефлексия:
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему научились?
— Как же различить слова чулок и носков?
— Поставьте себе оценку за работу на уроке.
— Запишите домашнее задание: параграф 100, упражнение 553. Выписать слова в орфографический словарь.
— Оценки за урок.