Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов № 1392
имени Д.В.Рябинкина
Тема урока «Части речи. Повторение изученного в начальной школе»
( для учащихся 5 класса)
Учитель русского языка и
литературы
Малиновская
Светлана Владимировна
г. Москва, поселение Десеновское, пос. Ватутинки
2013г.
Тема урока: «Части речи» (повторение изученного в начальной школе)
Цели урока:
Обобщить известную информацию об изученных частях речи.
Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.
3. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
4. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. Компьютер, проектор, презентация к уроку.
2. Р аздаточные листы с индивидуальным заданием;
3. Тест для каждого учащегося.
4. Грамзапись Свиридов «Тройка»
5. Картины зимнего леса.
Ход урока.
— Ребята, сегодня мы начинаем наш необычный урок.
— Взгляните на доску, всмотритесь, послушайте и скажите, о чем будет наш урок.
(Звучит тихая музыка, и на экране появляются картины зимнего леса)
Учитель
Темный ельник снегами, как мохом,
Опушили седые морозы,
В блёстках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы,
Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
И.Бунин
(О зиме, о лесе)
— Да, это зима. Красавица, волшебница, чародейка.
— Пробралась зимушка в лесную чащу…
— Давайте прочитаем, что там произошло.
Доска Замело все тропинки метелями,
И сосулькой звенит тишина.
— Какие зимние слова вам встретились?
— А как вы понимаете «сосулькой звенит тишина»?
— Назовите слова, написание которых можно проверить.
(Замело, метель – мёл; тропинки – тропки; тишина – тихо)
— Прочитаем выразительно. Повторите про себя. Взгляните ещё раз. Запишите по памяти.
Проверка (1 ученик читает)
— Что вы написали по памяти? (предложение)
— Из чего состоит предложение? (из слов)
— Слова – это части речи.
— Какие части речи вы знаете?
— Из предложения, записанного по памяти, назовите знакомые части речи.
— Каким членом предложения являются имена существительные, имена прилагательные и глаголы?
Вывод
1. Можно задать вопрос. |
2. Являются членами предложения. |
3. Имеют лексическое значение. |
— Посмотрите на доску
Доска Лес, в, бахроме, заснул, снежной.
— Можно ли данную запись назвать предложением? Почему?
— Составьте предложение.(В снежной бахроме заснул лес.)
Словарная работа
Бахрома (лексическое значение, правописание)
— Запишем предложение.
— Разберём предложение по членам и частям речи.( 1 ученик работает у доски)
— Какой частью речи выражено подлежащее?
— Вспомните, что такое имя существительное?
— Назовите постоянные признаки имени существительного.
— Как имя существительное изменяется?
— А сейчас посмотрите на доску и прочитайте слова.
Доска Закрыто
Иней Белые
Белизна Блестящие
Ковры Снежные
— Какой частью речи они являются?
— Определите число и род имени существительного?
— А какая часть речи согласуется с именем существительным в числе и роде? (имя прилагательное)
— Что называется именем прилагательным?
— А что значит «согласуется»?
— Согласуйте данные имена существительные с именем прилагательным. (Открыть запись на доске)
— Запишите.
Проверка.
— Определите род и число имени прилагательного. ( Укажем над частями речи)
Проверка.
— Мы продолжаем свой путь по тропинке вглубь уснувшего царства. А поможет нам в этом стихотворение С.Есенина «Пороша».
Найдите его ( раздаточный материал).
Чтение стихотворения.
— Найдите строки, в которых автор описывает зимний лес. ( Заколдован невидимкой)
— Что значит «заколдован»? (Уснул, спит)
— Какие слова помогают увидеть и услышать зимнюю картину? Назовите их.
дремлет
подвязалася
понагнулась
оперлася
— Определите, какой частью речи они являются? (Глагол)
— Что называется глаголом?
– Как он изменяется?
Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи»
Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?
Откроем учебник и прочитаем выразительно стихотворение О. Высотской «Части речи» (Упр. 68). Какие части речи вы не назвали?
Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).
— Сейчас, ребята, вы будете работать самостоятельно. Наблюдая за великолепием зимнего леса, мы вспоминаем все знакомые вам части речи.
Работа с таблицей
Вопрос | Что обозначает | Пример (зимние слова) | |
Существительное | Кто? Что? | Предмет |
|
Прилагательное | Какой? Чей? | Признак предмета |
|
И т.д. |
|
|
|
Проверка.
— Мы снова продолжаем свой путь по снежному царству замков и крепостей. (Картины зимнего леса)
Лес так тих, как будто околдован невидимой силой.
Но…Что это? Послушайте!
Звучит музыка Свиридова «Тройка».
— Как вы думаете. Что могло нарушить тишину леса?
— Промчалась тройка. И снова тишина. Да такая, что кажется слышно, как падают снежинки.
— А вы ведь тоже слушали снежок, разговаривали с ним.
— Давайте послушаем, о чем рассказали вам снежинки. ( Проверка домашнего задания)
Чтение сочинений – миниатюр.
— Вам понравилось?
— Видите, какую картину можно создать, если умело пользоваться различными частями речи.
Части речи изучает раздел языкознания, который называется Морфология.
Мы с вами продолжаем прогулку по зимнему лесу. Какая прогулка без игры. Вот и я вам предлагаю поиграть.
Игра «Снежки».
Учитель бросает «снежок» (сделан заранее) ученикам, называет слово, ученики определяют, к какой части речи оно относится.
Зимний лес – это сказочный уголок природы.
Но ничто не может продолжаться вечно. У любой сказки бывает конец. Наступило время подведения итогов.
Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.
— Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?
Домашнее задание.
Нарисовать карту государства «Части речи».