Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов № 1392

имени Д.В.Рябинкина

Тема урока «Части речи. Повторение изученного в начальной школе»

( для учащихся 5 класса)

Учитель русского языка и

литературы

Малиновская

Светлана Владимировна

г. Москва, поселение Десеновское, пос. Ватутинки

2013г.

Тема урока: «Части речи» (повторение изученного в начальной школе)

Цели урока:

Обобщить известную информацию об изученных частях речи.

Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.

3. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

4. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:  

1. Компьютер, проектор, презентация к уроку.

2Р аздаточные листы с индивидуальным заданием;

3. Тест для каждого учащегося.

4. Грамзапись Свиридов «Тройка»

5. Картины зимнего леса.

Ход урока.

— Ребята, сегодня мы начинаем наш необычный урок.

— Взгляните на доску, всмотритесь, послушайте и скажите, о чем будет наш урок.

(Звучит тихая музыка, и на экране появляются картины зимнего леса)

Учитель

Темный ельник снегами, как мохом,

Опушили седые морозы,

В блёстках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись березы,

Неподвижно застыли их ветки,

А меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное,

Полный месяц глядит с небосклона.

И.Бунин

(О зиме, о лесе)

— Да, это зима. Красавица, волшебница, чародейка.

— Пробралась зимушка в лесную чащу…

— Давайте прочитаем, что там произошло.

Доска Замело все тропинки метелями,

И сосулькой звенит тишина.

— Какие зимние слова вам встретились?

— А как вы понимаете «сосулькой звенит тишина»?

— Назовите слова, написание которых можно проверить.

(Замело, метель – мёл; тропинки – тропки; тишина – тихо)

— Прочитаем выразительно. Повторите про себя. Взгляните ещё раз. Запишите по памяти.

Проверка (1 ученик читает)

— Что вы написали по памяти? (предложение)

— Из чего состоит предложение? (из слов)

— Слова – это части речи.

— Какие части речи вы знаете?

— Из предложения, записанного по памяти, назовите знакомые части речи.

— Каким членом предложения являются имена существительные, имена прилагательные и глаголы?

Вывод

Самостоятельные части речи

1. Можно задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

3. Имеют лексическое значение.

— Посмотрите на доску

Доска Лес, в, бахроме, заснул, снежной.

— Можно ли данную запись назвать предложением? Почему?

— Составьте предложение.(В снежной бахроме заснул лес.)

Словарная работа

Бахрома (лексическое значение, правописание)

— Запишем предложение.

— Разберём предложение по членам и частям речи.( 1 ученик работает у доски)

— Какой частью речи выражено подлежащее?

— Вспомните, что такое имя существительное?

— Назовите постоянные признаки имени существительного.

— Как имя существительное изменяется?

— А сейчас посмотрите на доску и прочитайте слова.

Доска Закрыто

Иней Белые

Белизна Блестящие

Ковры Снежные

— Какой частью речи они являются?

— Определите число и род имени существительного?

— А какая часть речи согласуется с именем существительным в числе и роде? (имя прилагательное)

— Что называется именем прилагательным?

— А что значит «согласуется»?

— Согласуйте данные имена существительные с именем прилагательным. (Открыть запись на доске)

— Запишите.

Проверка.

— Определите род и число имени прилагательного. ( Укажем над частями речи)

Проверка.

— Мы продолжаем свой путь по тропинке вглубь уснувшего царства. А поможет нам в этом стихотворение С.Есенина «Пороша».

Найдите его ( раздаточный материал).

Чтение стихотворения.

— Найдите строки, в которых автор описывает зимний лес. ( Заколдован невидимкой)

— Что значит «заколдован»? (Уснул, спит)

— Какие слова помогают увидеть и услышать зимнюю картину? Назовите их.

дремлет

подвязалася

понагнулась

оперлася

— Определите, какой частью речи они являются? (Глагол)

— Что называется глаголом?

– Как он изменяется?

Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи»

Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?

Откроем учебник и прочитаем выразительно стихотворение О. Высотской «Части речи» (Упр. 68). Какие части речи вы не назвали?

Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).

— Сейчас, ребята, вы будете работать самостоятельно. Наблюдая за великолепием зимнего леса, мы вспоминаем все знакомые вам части речи.

Работа с таблицей

Часть речи

Вопрос

Что обозначает

Пример (зимние слова)

Существительное

Кто? Что?

Предмет

Прилагательное

Какой? Чей?

Признак предмета

И т.д.

Проверка.

— Мы снова продолжаем свой путь по снежному царству замков и крепостей. (Картины зимнего леса)

Лес так тих, как будто околдован невидимой силой.

Но…Что это? Послушайте!

Звучит музыка Свиридова «Тройка».

— Как вы думаете. Что могло нарушить тишину леса?

— Промчалась тройка. И снова тишина. Да такая, что кажется слышно, как падают снежинки.

— А вы ведь тоже слушали снежок, разговаривали с ним.

— Давайте послушаем, о чем рассказали вам снежинки. ( Проверка домашнего задания)

Чтение сочинений – миниатюр.

— Вам понравилось?

— Видите, какую картину можно создать, если умело пользоваться различными частями речи.

Части речи изучает раздел языкознания, который называется Морфология.

Мы с вами продолжаем прогулку по зимнему лесу. Какая прогулка без игры. Вот и я вам предлагаю поиграть.

Игра «Снежки».

Учитель бросает «снежок» (сделан заранее) ученикам, называет слово, ученики определяют, к какой части речи оно относится.

Зимний лес – это сказочный уголок природы.

Но ничто не может продолжаться вечно. У любой сказки бывает конец. Наступило время подведения итогов.

Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.

— Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?

Домашнее задание.

Нарисовать карту государства «Части речи».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here