Урок по обучению грамоте 1класс.
Тема: Звуки [х’], [ х ], буква Х, х. Хлеб всему голова.
Цели: — формировать умение на основе фонетического анализа слов выделять звуки [х], [х’],
— познакомить с буквами Х, х, совершенствовать навык чтения , умение работать с текстом,
— развивать речь, память, мышление, воспитывать уважение к труду, хлебу.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Дети: Мы умные, мы дружные,
Мы старательные, мы внимательные,
Мы в 1 классе учимся.
Всё у нас получится.
2.Повторение, актуализация знаний.
-Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?»
-Верите ли вы, что…
_Звуки бывают гласные и согласные? (да)
_Гласные звуки не поются? (нет)
_Согласные звуки произносятся с преградой?(да)
_Согласные бывают звонкие и глухие? (да)
_Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)
_Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да)
_Звуки [ж] ,[ш] всегда мягкие? (нет)
_Есть буква, не имеющая звука?(да)
_Звуки мы видим и пишем.(нет)
_На письме звук обозначается буквой ? (да)
— Что мы сейчас делали в игре? (повторили)
3. Формулирование темы урока, постановка целей.
_А теперь отгадайте загадку: Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
(Слайд 1)
-Назовите 1 звук в слове.
-Знаком ли он нам?
-Какова будет тема урока?
(Слайд 2)
-Чему научимся? (Узнаем новую букву и её звук, будем читать с ней слоги, слова, предложения, будем развивать речь, память, воспитывать усидчивость, терпение.)
(Слайд 3, анимация)
Что мы сейчас учились делать? (Ставили цели перед собой)
4. Изучение нового.
а). –Исследуйте самостоятельно этот звук в слове хлеб и крохи (по вариантам) Буквы подписывать не надо. Стрелочкой укажите новый звук.
(У доски 2 представителя от вариантов.)
На доске:
-Все составили схемы правильно?
-Что вы узнали о новом звуке?
-Он гласный или согласный? Почему?
(Cлайд 4, анимация)
— Он звонкий или глухой? Почему?
-Что можно сказать о твёрдости-мягкости?
-Дай полную характеристику по схеме.
Х- согласный и глухой.
Звук он шумный, щелевой.
Очень длительно звучит,
Будто кто во сне храпит.
-Назовите свои слова с этим звуком. Определите его место в слове.
Физминутка. Игра « Камень-вата.»
б). Обозначение буквой.
(Слайд 5)
-Этот звук обозначается буквой Х. На что похожа буква?
(Cлайд 6)
-Прочитайте стихотворение на слайде. Найдём её в алфавите.
5. Закрепление пройденного.
а). Беседа о хлебе.
-Х- очень важная буква. С неё начинается самое дорогое, самое важное слово- хлеб.
(Слайд 7)
-Почему для людей так важен хлеб?
-Как он к нам пришел на стол?
-Легко ли выращивать хлеб?
— Как надо относиться к хлебу?
Физкультминутка. Давайте совершим с вами волшебное превращение от зернышка до хлеба-продукта.
-
Мы зернышки (присели)
-
Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись)
-
Скосили колоски (движение руками)
-
Смололи зернышки в муку (потерли ладошки)
-
Замесили тесто (сжимаем-расжимаем кулачки)
-
Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)
-
Вот какой хлеб получился!
б) Работа в азбуке стр. 39.
Давайте найдем его в азбуке. Как назвать такой хлеб? (каравай)
Прочитаем слоги. Что о них можно сказать?
Прочитаем слова, напечатанные черным цветом. Что можно сказать о словах? (антонимы, ед.ч. мн.ч.)
Рассмотрите картинку. Что видите? О чем будет текст? Чтение текста. Оправдалось ли наше предположение? О каких приметах осени говорится в тексте?
Почему до холодов надо убрать хлеб?
Какие машины работают на полях?
Как назовем текст? (уборка хлеба)
Сколько букв Х в тексте? (6)
6. Рефлексия
Расскажите о букве, которую узнали на уроке.
Чему научил вас урок?
Чья работа из ваших товарищей вам понравилась больше всего? Почему?
Оцените свои достижения с помощью картинок:
Зернышко-мне было очень трудно.
Колосок-я немного затруднялся, но в целом все понял.
Буханка хлеба – я все понял, мне было легко.