Урок русского языка в 3 классе с использованием мультимедийной презентации

Тема урока: Часть речи – имя прилагательное

Тип урока : Урок открытия новых знаний

Цели урока: познакомить учащихся с новой частью речи, её ролью в русском языке, грамматическими признаками.

Задачи:

1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Учитель: Лебедева Наталья Александровна

ХОД УРОКА

Структура урока

Цель этапа

средства

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-ориентировоч-ный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке

Презентация

Приветствие учащихся. Настрой на урок.

— В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайд 1).

Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть сегодняшний урок принесёт

Всем радость общения друг с другом.

Приветствие. Включение в ритм урока.

Практический этап

1)актуализация опорных знаний

Проверить усвоение пройден-ного материала

Тетради, презентация

1. Актуализация и мотивация. Откроем тетради, запишем число и классная работа .

Цель: — Я заметила, что не все ребята красиво написали…

— Как вы думаете, почему так получилось? (посадка неправильная, тетрадь лежит без наклона, ручку держат неправильно, неаккуратно пишут буквы)

— Как это исправить? (потренироваться, минутка чистописания) Что мы для этого делаем на уроке русского языка? (проводим минутку чистописания)

2. Организует чистописание, проводит обобщение знаний о имени существительном как части речи.

На доске запись (Слайд 2)

ду. ястре. верблю.. ланды.
ДП3 ?

— Прочитайте слова. Какие буквы пропущены?

— Какую букву вы будете писать сегодня?

(Дуб — это дерево, поэтому под ним стоит буква Д, ястреб — это птица, внизу стоит буква П, верблюд — зверь, поэтому внизу 3, ландыш — это цветок, нужно написать букву Ц.)

-Что общего между этими словами?

-все на одно правило

-все имена существительные

-все мужского рода

-Что такое имя существительное?

-На какие группы можно разделить эти имена существительные?

Ответы учащихся

Выполняют логическую задачу

Производят анализ и синтез слов

Обобщают свои знания по имени существительному

Целеполагание Определение темы, постановка цели

Презентация, карточки

1. Ставит проблемный вопрос:

— Прочитайте предложение. (слайд 3)

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

— Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

— Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

— А как вы думаете почему? (Нет признаков)

— Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

— Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.(приложение 1)

— Вы должны, вставить пропущенные слова.

— Слова для справок у вас записаны внизу в скобках.

— Прочитайте, что же у вас получилось?

— А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

— А теперь поставьте к словам, которые вам помогли решить проблему, вопросы (Слайд 4)

Какие? Острые

Какое? Тоненькое

Какие? Чуткие

Какая? Рыжая

Какой? Пушистый

— К какому слову относятся, прилагаются все эти слова?

— Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)

— Какой частью речи они являются?( не знаем, но узнаем)

Я слово ищу необычное, звучное, (слайд 5)
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное. (рассказывает сказку о прилагательных – приложение 2)
Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное) Слайд 6

-Какова цель урока? (слайд 7)

-Какие задачи нужно выполнить к концу урока? (слайд 8)

III. Создание проблемной ситуации.

Решают проблемный вопрос

Работают индивидуально на карточках

Сообщают результаты работы, обсуждают

Ставят вопросы к словам

Решают проблемный вопрос

Определяют тему урока, цель и задачи

Мотивационный

Обеспече-ние мотивации и принятия учащимися цели и учебно-познавательной деятельно-сти

Презентация

Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,

Какую роль играют в речи имена прилагательные?

Предлагает ответить на вопрос: (слайд 9)

-Для чего в речи нужны имена прилагательные (с опорой на выполнение проблемного задания)

Вывод:

-Без имени прилагательного наша речь была бы непонятной и некрасивой.

-Какова же роль имени прилагательного в нашей речи?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

— Для чего нужен сегодняшний урок?

Мотивация и принятие учебной цели

Изучение нового материала

Обеспече-ние усвоения новых знаний, проверка понимания

Презентация

1. Предлагает вернуться к задачам урока:

Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными. (слайд 10)

-Какова роль имён прилагательных в речи? (слайд 11)

Чтобы ответить на этот вопрос Маши и Миши, выполните задание (слайд 12)

— Посмотрите на экран, перед вами текст.

— Прочитайте его.

Наступила весна. Наступила ранняя весна.

Тает снег. Тает последний снег.

Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.

Светит солнце. Светит ласковое солнце.

Летят птицы. Летят голосистые птицы.

— О чем этот текст? (О весне)

— А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.

— А этот текст о чём? (О весне)

— Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

— Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

(Наличие прилагательных)

— А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Сделаем вывод (слайд 13)

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

— А теперь обратите внимание на вторе предложение. (Слайд 14)

— Назовите прилагательное, которое там используется?

Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.

— Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?(слайд 15)

— Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.

Например, прилагательное серебристый.

— А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

— Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

— Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?( Слайд 16)

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

— Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

2. Организует игру:

— Давайте, поиграем. Игра от Миши и Маши. Отгадайте кто это? (слайды 17-18)

Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса

Серый, хищный, жадный. Волк

Белый, пушистый. Снег

Круглое, сладкое, сочное. Яблоко

— А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

Работа по карточке задание № 2 (приложение 3)

Широкая, глубокая …… река

Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз

Кудрявая, белоствольная …… берёза

— Давайте проверим, что же у вас получилось?

— Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?

(имена существительные)

3. Предлагает вернуться к задачам урока и отметить, что уже выполнили, что осталось узнать?

-Чтобы ответить на вопрос – как изменяются имена прилагательные, выполним задание Маши:

Прочитай отрывок из стихотворения (слайд 19) в учебнике на стр.32 упр.24

Ох, до чего же рыжий

Мой новый братик Миша!

И волосы – рыжие,

И ресницы – рыжие,

Проснусь – и сразу весело,

Когда его увижу я.

-Найдите имена прилагательные. Что заметили? Это одно и то же слово или разные формы слова? Почему? Значит слово РЫЖИЙ изменило форму. Почему? От чего зависит форма слова рыжий? Посмотрите внимательно, к какому существительному относятся разные формы слова РЫЖИЙ.

-Есть ли у прилагательного свой собственный род или он меняется?

— Есть ли у прилагательного своё число, или оно меняется?

-Сделайте вывод. (слайд 20) Как изменяется имя прилагательное.

Вывод: Имя прилагательное изменяется по родам, числам, команде вопросов.

-Выпишите в тетрадь все прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, определите их число и род, пользуясь алгоритмом (слайд 21)

Проверьте работу друг друга.

4. Предлагает вернуться к цели урока и сделать вывод, всё ли узнали о имени прилагательном.

-Дайте определение имени прилагательного. Проверьте себя по слайду 22 и правилу на стр. 34 учебника!

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы.

Работа с текстом

Коллективно

Сравнение двух текстов, делают вывод о роли прилагательного в речи

Подбирают существительные к прилагательным, делают вывод

Работа по карточкам в паре

Отмечают, какие задачи урока уже выполнены

Индивидуальная работа по учебнику

Находят имена прилагательные в тексте

Делают вывод по упражнению

Закрепление учебного материала

Формиро-вать навыки использования изученного материала

презентация

Организует тест «Проверь себя» (приложение 4)

И проверку по ключу (слайд 23)

Отвечают на вопросы теста, анализируют, доказывают правоту своих ответов

Рефлексивно-оценочный этап

Формиро-вать личную ответствен-ность за результаты своего труда.

Презентация

Возвращает детей к поставленной цели, предлагает учащимся ответить на вопросы : (слайд 24)

Чему мы научились на уроке:
Я научился…
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Хочу похвалить…

-Сегодня на уроке вы были (слайд 25)

  • Умные

  • Внимательные

  • Активные

  • Красивые

  • Добрые

  • Воспитанные

— Какие слова я использовала, чтоб оценить вас на уроке? Как их можно назвать? Что теперь вы о них знаете?

Подводят итоги работы на уроке, отвечают на вопросы, делают вывод о достижении ими цели.

Домашнее задание

Дифференцированный выбор д/з

Презентация

Предлагает выбрать д/з (слайд 26)

Благодарит за работу (слайд 27)

Организует выбор д/з (дифференцированно), благодарит за работу.

Приложение 2

От рождения у Прилагательных был очень покладистый характер. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа.

—  А что,  если нам попросить их у существительных ну хоть бы на время – мечтали Прилагательные и  решили, наконец, поговорить с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. 

Приложение 4

Тест по теме: «Имя прилагательное».

__________________________________________________________


1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.

5. Укажи имя прилагательное.

А) утеплять;

Б) теплый;

В) тепло.

6. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;

Б) глагола;

В) местоимения.

7. Выбери верное утверждение:

А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;

Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения;

Приложение 3

Карточка № 2

Подбери к прилагательным подходящие имена существительные:

Широкая, глубокая …… (______________)

Зелёный, сладкий, сахарный ……. (______________)

Кудрявая, белоствольная …… (______________)

Хмурое, низкое, дождливое (__________________)

Приложение 1

Карточка № 1

Вставь подходящие по смыслу слова, чтобы стало понятно, что в тексте говорится о белочке.

У неё______________ зубки, ______________рыльце, ______________ушки, _______________шерсть, ___________________хвост.

Слова для справок: тоненькое, острые, рыжая, чуткие, пушистый.

  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here