Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
Рабочая программа по русскому языку
7 класс
Автор: Королёва Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
с.Герасимовка 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
-
Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г),
-
Примерной программы основного общего образования по русскому языку
-
Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов ( Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др. Издательство «Дрофа», 2008 г.)
Программа реализуется в адресованном учащимся 5—9 классов комплексе:
1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. Учебник. — М.: Дрофа, 2011
2. Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник под редакцией С.Н. Пименовой. — М.: Дрофа, 2011
3. Никитина Е.М. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. — М.: Дрофа, 2009.
Основные цели данной программы: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
— дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
— развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
— формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
— формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
— формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».
Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов Общее количество контрольных работ: диктантов-2, тестирований-2, сочинений- 2, изложений-2
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
— адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
— выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
— составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
— обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.
чтение:
— дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
— находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
— проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста делить текст на части и т.п.);
— составлять тезисный план исходного текста;
— владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
— с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
— сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
— создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
— формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
— размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
— уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
— сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
— создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
— писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
— соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
— уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
— использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
— анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
— рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
— устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
— определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
— проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
— правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
— анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
— по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
— объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
— определять способы образования слов разных частей речи;
— анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
— составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
— с помощью школьного этимологического словаря, комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
— соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
— толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
— пользоваться различными видами лексических словарей;
— находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
— использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
— проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
— различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
— правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
— использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
— владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
— учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
— аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
— составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
— определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
— различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
— использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте:
— соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
— устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
— самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Календарно- тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание | |
1. | Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость. | 1ч. |
|
|
|
| Повторение изученного в 5-6 классах. |
|
|
|
|
2,3
| Морфология, морфемика, орфография | 2 |
|
|
|
4 | Синтаксис. Словосочетание. | 1 |
|
|
|
5,6 | Синтаксис и пунктуация. Простое и сложное предложение | 1 |
|
|
|
7-8 | Морфология и орфография | 2 |
|
|
|
9
| Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 |
|
|
|
10 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 |
|
|
|
11 | РР.Что такое текст
| 1 |
|
|
|
12 | РР. Заглавие – один из признаков текста | 1 |
|
|
|
| Причастие |
|
|
|
|
13 | Повторение изученного о глаголе | 1 |
|
|
|
14 15 | Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки | 2 |
|
|
|
16 | Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам | 1 |
|
|
|
| Признаки прилагательного у причастия: согласование с существительным |
|
|
|
|
17 | Признаки прилагательного у причастия: наличие полной и краткой форм, их роль в предложении | 1 |
|
|
|
18 | Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего) | 1 |
|
|
|
19,20
| РР. Сочинение по картине К.С.Петрова – Водкина «Утренний натюрморт»№1 | 2 |
|
|
|
21, 22
| Причастный оборот | 2 |
|
|
|
23, 24
| Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова | 2 |
|
|
|
25
| РР. Описание общего вида местности | 1 |
|
|
|
26, 27
| Правописание не с причастиями | 2 |
|
|
|
28, 29
| Действительные и страдательные причастия. | 2 |
|
|
|
30, 31 | РР. Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова «Золотая осень» | 2 |
|
|
|
32 | Словообразование действительных причастий | 1 |
|
|
|
33 34 | Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 2 |
|
|
|
35 | Правописание гласных перед суффиксами – ВШ- и –Ш- | 1 |
|
|
|
36 | Образование и правописание страдательных причастий | 1 |
|
|
|
37 | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 |
|
|
|
38 | Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 |
|
|
|
39 | Правописание е – ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 |
|
|
|
40 41 | Правописание гласных в причастиях перед нн и н | 2 |
|
|
|
42 43 | Правописание н в кратких формах страдательных причастий | 2 |
|
|
|
44 45 | Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных | 2 |
|
|
|
46 | РР. Описание действий | 1 |
|
|
|
47 | Морфологический разбор причастий | 1 |
|
|
|
48 49 | Повторение изученного в разделе «Причастие» | 2 |
|
|
|
50 | Тестирование по теме «Причастие» №1 | 1 |
|
|
|
51 | РР. Описание спортивных действий | 1 |
|
|
|
| Деепричастие |
|
|
|
|
52 53 | Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки | 2 |
|
|
|
54 55 | Признаки глагола и наречия у деепричастия | 2 |
|
|
|
56 | РР. Рассказ на основе услышанного | 1 |
|
|
|
57 | Правописание не с деепричастиями | 1 |
|
|
|
58 | Деепричастный оборот | 1 |
|
|
|
59 60 | Выделение запятыми деепричастного оборота | 2 |
|
|
|
61 | РР. Рассказ на основе услышанного | 1 |
|
|
|
62 | Словообразование деепричастий совершенного и несовершенного вида | 1 |
|
|
|
63 | Повторение изученного в разделе «Деепричастие» | 1 |
|
|
|
64 | Контрольный диктант №2 по теме «Деепричастие» | 1 |
|
|
|
65,66 | Сочинение – описание по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта» | 2 |
|
|
|
67 | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | 1 |
|
|
|
68, 69 | Повторим орфографию | 2 |
|
|
|
70 | Повторим пунктуацию | 1 |
|
|
|
71 | РР. Как создавать киносценарий в разных формах | 1 |
|
|
|
| Служебные части речи |
|
|
|
|
72 | Общее понятие о служебных частях речи | 1 |
|
|
|
| Предлог |
|
|
|
|
73 | Понятие о предлоге | 1 |
|
|
|
74 | Назначение предлогов в речи | 1 |
|
|
|
75 | Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов | 1 |
|
|
|
76 | РР. Как создавать киносценарий в разных формах | 1 |
|
|
|
77 | Группы предлогов по происхождению: производные и непроизводные | 1 |
|
|
|
78 | Простые и составные предлоги | 1 |
|
|
|
79 | Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.) | 1 |
|
|
|
80 | Раздельное написание производных предлогов | 1 |
|
|
|
81 | РР.Отзыв о книге | 1 |
|
|
|
82 | Слитное написание производных предлогов | 1 |
|
|
|
83 | Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие | 1 |
|
|
|
84 | Повторение изученного в разделе «Предлог» | 1 |
|
|
|
85 86 | РР.Контрольное изложение, близкое к тексту №1 | 2 |
|
|
|
|
Союз |
|
|
|
|
87 | Понятие о союзе | 1 |
|
|
|
88 | Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста | 1 |
|
|
|
89 | Простые и составные союзы | 1 |
|
|
|
90 | Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению | 1 |
|
|
|
91 | РР.Отзыв о книге | 1 |
|
|
|
92 | Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненный предложениях | 1 |
|
|
|
93 | Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато | 1 |
|
|
|
94 | Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении | 1 |
|
|
|
95 | Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению | 1 |
|
|
|
96 | Правописание составных подчинительных союзов | 1 |
|
|
|
97 | Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами) | 1 |
|
|
|
98 | РР. Характеристика литературного героя | 1 |
|
|
|
99 100 | Повторение темы «Союз» | 2 |
|
|
|
101 | РР. Публицистический стиль | 1 |
|
|
|
102 103 | Повторим орфографию | 2 |
|
|
|
104 | Повторим пунктуацию | 1 |
|
|
|
105 | РР.Интервью – жанр публицистики | 1 |
|
|
|
| Частица |
|
|
|
|
106 | Понятие о частице как служебной части речи | 1 |
|
|
|
107 | Частицы, образующие формы слов и новые слова | 1 |
|
|
|
108 | Разряды частиц по значению и употреблению | 1 |
|
|
|
109 | РР. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз | 1 |
|
|
|
110 111 | Отрицательные частицы | 2 |
|
|
|
112 113 | Различение не – ни | 2 |
|
|
|
114 115 | Модальные частицы. Вопросительные, восклицательные, указательные частицы | 2 |
|
|
|
116 | Усилительные частицы | 1 |
|
|
|
117 | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 |
|
|
|
118 119 | Слитное и раздельное написание не и ни | 2 |
|
|
|
120 | Закрепление слитного и раздельного написания не и ни | 1 |
|
|
|
121 | Морфологический разбор частиц | 1 |
|
|
|
122 | РР. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз | 1 |
|
|
|
123 | Закрепление изученного по теме «Частицы» | 1 |
|
|
|
124 | Контрольное тестирование по теме «Служебные части речи» №2 | 1 |
|
|
|
125 | Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные | 1 |
|
|
|
| Междометие |
|
|
|
|
126 | Понятие о междометии. Основные функции междометий | 1 |
|
|
|
127 | Разряды междометий. Звукоподражательные слова | 1 |
|
|
|
128 | Знаки препинания при междометиях | 1 |
|
|
|
129130 | Повторим орфографию | 2 |
|
|
|
131 | Повторим пунктуацию | 1 |
|
|
|
132133 | Сочинение – описание по картине А.А.Пластова «Фашист пролетел» №2 | 2 |
|
|
|
| Повторение изученного в 5 – 7 классах |
|
|
|
|
134 | Повторение и обобщение знаний. Фонетика | 1 |
|
|
|
135 | Повторение и обобщение знаний. Морфемика | 1 |
|
|
|
136 | Повторение. Морфология и орфография | 1 |
|
|
|
137 138 | Итоговое изложение №2 | 2 |
|
|
|
139 140 | Повторение изученного. Практикум по культуре речи | 2 |
|
|
|
Содержание программы
Введение
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость.
Повторение изученного в 5—6 классах
Причастие
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастна; изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Правописание гласных перед суффиксами вш и-ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. I
Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нн и н.
Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.
Правописание не с причастиями.
Деепричастие
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
Служебные части речи. Общее понятие о служебных частях речи
Предлог
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Простые и составные предлоги.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинитель союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др.
Частица
Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание —то, -либо -нибудь, кое-, -ка, -таки.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные
Междометие
Понятие о междометии. Основные функции междометий.
Разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях.
Повторение
Формы и средства контроля
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
-
Контрольные диктанты :
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного» (Приложение)
Контрольный диктант №2 по теме «Деепричастие» (Приложение)
-
Контрольные тесты:
Контрольный тест №1 по теме «Служебные части речи» (Приложение)
Контрольный тест №2 по теме «Причастие» (Приложение)
-
Изложения:
1.Упр.112 стр.104 (Русская речь. Развитие речи. 7 класс. /Никитина Е.И. — М: Дрофа, 2009
2. Н.О. Крамаренко. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика». «Русская речь». 7 класс. — М.: Дрофа, 2005
-
Сочинения (Русская речь. Развитие речи. 7 класс. /Никитина Е.И. — М: Дрофа, 2009)
1. упр.13 стр.17
2.упр.11 стр.103
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 7 класс. Под редакцией С.Н. Пименевой. — М.: Дрофа, 2005
2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 7 класс. — М.: Дрофа 2004
3. Н.О. Крамаренко. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика». «Русская речь». 7 класс. — М.: Дрофа, 2005
4.. Диктанты по русскому языку. 7 класс — М.: Дрофа 2005.
11. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 7 класс. — М.: Дрофа, 2008.
5. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 7 класс /Сост.Н.В.Егорова.-М.ВАКО, 2010 г
Для учащихся:
1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. Учебник. — М.: Дрофа, 2011
2. Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник под редакцией С.Н. Пименовой. — М.: Дрофа, 2011
3. Никитина Е.М. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. — М.: Дрофа, 2009.
Приложение
-
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного»
Пароход подходил к слиянию Волги с Камой и заворачивал на юг. Солнце садилось. На волжских берегах лежала тишина.
Вдали забелел встречный пароход. Чуть слышно донесся свисток, и в ответ ему над крышей палубы раздался могучий протяжный рев и коротко оборвался. Берега сразу ожили, и тишина всколыхнулась. Ожили горы, ожило все за горами, берега гулко и весело начали перекликаться над молчащею рекой.
Отзвуки замолкали, и тишина захватывала берега. Над горами горела нежно-золотистая заря. Сзади Кама вливала свою темную струю в буровато-желтую Волгу. А впереди раскрывался необъятный водный простор. Широкий и вольный, он далеко в голубую дымку раздвигал чуть видневшиеся берега. Набегал слабый ветер, и в нем слышался запах цветущих лугов.
Заря догорала, и начинали спускаться сумерки. Вокруг в теплой мгле тянулась бесконечная гладь Волги, только слева на горизонте смутно чернела полоска берега.
(По В. Вересаеву.)
(130 слов.)
Задания.
1. Озаглавьте текст. Подумайте, что вы отразили в заглавии: тему или основную мысль.
2. Выполните фонетический разбор:
1-й вариант – юг;
2-й вариант – гладь.
3. Выполните морфемный разбор:
1-й вариант – забелел;
2-й вариант – вливала.
4. Выполните лексический разбор:
1-й вариант – (Пароход) подходил (к слиянию Волги);
2-й вариант – (Заря) догорала…
5. Выполните синтаксический разбор:
1-й вариант: Отзвуки замолкали, и тишина захватывала берега.
2-й вариант: Заря догорала, и начинали спускаться сумерки.
-
Контрольный диктант №2 по теме «Деепричастие»
Ночная гроза
Среди ночи мальчик проснулся от неясного, дальнего гула, который то затихал, то вдруг возникал снова.
Следуя какой-то властной силе, он ощупью добрался до двери, неслышно приоткрыл ее и выскользнул на улицу. И небо, и земля были затянуты сплошной, кромешной теменью, сквозь которую ничто нигде не проступало, но дорогу к реке он знал и с закрытыми глазами. Смешно и неловко подпрыгивая, боясь налететь на забор, но еще больше боясь идти шагом, он бросился на берег.
Где-то далеко в тайге зарокотало, набрало силу и покатилось, покатилось прямо на деревню, грозя раздавить и смять ее, и, только чуть-чуть не докатившись, развалилось. Надвигалась гроза.
Небо теперь было могучее и страшное. По краям, сливаясь с землей, оно уходило в бесконечную темь. В нагромождении туч, двигаясь и меняясь, зловещей синевой пылали какие-то полосы и пятна.
(По В. Распутину.)
(129 слов.)
Задания.
1. Выполните синтаксический разбор простого предложения:
1-й вариант – Следуя какой-то властной силе…
2-й вариант – Смешно и неловко подпрыгивая…
2. Выполните морфемный разбор деепричастий:
1-й вариант – подпрыгивая, двигаясь.
2-й вариант – докатившись, грозя.
3. Выполните морфологический разбор деепричастий:
1-й вариант – следуя, боясь.
2-й вариант – сливаясь, меняя
-
Контрольный тест №1 по теме «Служебные части речи»
А1. В каком предложении нет частицы?
1) Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег.
2) У реки сидел лишь один рыбак.
3) Помочь мне можешь именно ты.
4) Как весело было в парке!
А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно?
1) (ЧТО) Б ты делал без меня?
2) Хочу научиться играть в футбол (ТАК)ЖЕ, как Аршавин. Q3) Горячей воды не будет (В)СЛЕДСТВИЕ ремонта труб.
4) Зрители собрались в студии (НА)ВСТРЕЧУ с режиссёром
фильма.
A3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) по окончани.. передачи
2) узнал впоследстви..
3) по приезд., в столицу
4) Молчи, н.. звука!
А4. В каком предложении НЕ пишется слитно?
1) Ему палец в рот (не) клади.
2) На стуле валялись (не)выглаженные с вечера брюки.
3) (Не)зная броду, (не)суйся в воду.
4) (Не)выученные уроки беспокоили меня
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибив-
шись раз, не ошибиться снова.
2) Поставьте вопрос от одного предложения к другому, если
это удалось перед нами сложноподчинённое предложение.
3) Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I.
4) Тихо в спящем доме, и лишь слышится, как где-то шур-
шит мышь.
А6. В каком примере нет речевой ошибки?
1) по прибытию в гостиницу
А6. В каком примере нет речевой ошибки?
1) по прибытию в гостиницу
Q 2) выяснить о том, как делать задание Q 3) пришёл со школы Q 4) оплатить проезд
Прочитайте текст и выполните задания В1—ВЗ и С1.
(1 )До конца XVIII века в целях получения энергии пользовались только водяными двигателями. (2)Для того чтобы промышленность могла развиваться, необходимо было создать новые, более удобные устройства. (З)Талантливый русский механик- горный мастер Иван Иванович Ползунов задумал построить такую машину, которая исправно служила бы на любом заводе, не завися от капризов природы. (4)Несмотря на трудности и препятствия со стороны начальства, первая паровая машина была построена Ползуновым.
В1. Из предложений (1) и (4) выпишите составные предлоги.
-
Контрольный тест№2 по теме «Причастие»
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) с ушедш..м поездом, развес..вший фотографии
2) о накал.вшейся обстановке, поспор.вший с приятелем
3) о проливш.мся молоке, выгор..вший участок
4) с прошедш..м праздником, выкатавш.йся клубок
А2. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква А (Я)?
1) вид.щий, сморщ..нный
2) проща.щийся, озадач.нный
3) стел.щийся, потрач..нный
4) кле..щий, расе.нный
A3. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?
1) выставляя.мый, разве..на
2) завис„мый, сочт.ны
3) управляя.мый, заверш„на
4) движ.мый, усе..ны
А4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) напряжё..ый труд, решение найде..о
2) печё..ые овощи, охваче..ы радостью
3) просвещё..ое общество, нечая..я встреча
4) мощё..ая булыжником, дети растеря.. ы
А5. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?
1) (Не)работающий, а сломанный телефон.
2) Посуда (не)убрана в шкаф.
3) (Не)накормленная вовремя собака.
4) (Не)оконченная повесть.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе.
2) В чем художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне?
3) С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.
4) Д.С. Мережковский сравнивал стихи Лермонтова с «заученными с детства молитвами».
Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.
(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистепёрая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад. (2)Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря. (З)Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм
В1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (1).
В2. Из предложения (1) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид.
ВЗ. Напишите, какие причастия встречаются в предложении (2).
В4. Выпишите из предложения (3) причастный оборот.
С1. Расскажите, в чём вы видите значение охраны животных
-
Изложение №2
Если бы меня спросили, что я ценю больше всего в наших мальчишках и девчонках, я бы назвал в первую очередь любознательность. Не просто любопытство, каковое присуще всякой сороке, а именно любознательность, иными словами, любовь к познанию. Качество это свойственно только человеку, и от того, насколько рано оно привито, во многом будет зависеть весь дальнейший образ жизни этого человека, круг его интересов, дела и поведение. Любознательность заставляет биться мысль, а мысль порождает чувство, чувство же в свою очередь окрашивает наши поступки.
Так вот я – за любознательность! А значит – за богатство человеческой души и добрые поступки.
Но как еще в школьные годы научиться видеть и слышать мир; развивать в себе бережное чувство прекрасного? Обязательно ли для этого совершать, к примеру, дальние путешествия? Нет, не обязательно. Сначала, ребята, следует научиться смотреть вокруг себя, выработать умение видеть в малом, повседневном большое, необыкновенное. Без этого никакие, даже самые экзотические путешествия не принесут вам полной и глубокой радости познания, а будет лишь утолено простое бесплодное сорочье любопытство. Какое-нибудь неприметное озерцо тут же, за городом, полно жизни, но какова эта жизнь – для большинства горожан такая же загадка, как тайна планеты Марс. Вот они, дальние неведомые страны, – вокруг тебя! Поля, луга, рощицы, овражки… Вооружайтесь терпением, вниманием к родной природе и выходите читать увлекательную книгу ее жизни.
Е. Носо