Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Рабочая программа по русскому языку

7 класс

Автор: Королёва Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

с.Герасимовка 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

  • Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г),

  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку

  • Про­граммы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов ( Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др. Издательство «Дрофа», 2008 г.)

Программа реализуется в адресованном учащимся 5—9 классов комплексе:

1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. Учебник. — М.: Дрофа, 2011

2. Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник под редакцией С.Н. Пименовой. — М.: Дрофа, 2011

3. Никитина Е.М. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. — М.: Дрофа, 2009.

Основные цели данной программы: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

— дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

— развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

— формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

— формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

— формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».

Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов Общее количество контрольных работ: диктантов-2, тестирований-2, сочинений- 2, изложений-2

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.

Уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

— адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

— выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

— составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

— обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.

чтение:

— дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;

— находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

— проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста делить текст на части и т.п.);

— составлять тезисный план исходного текста;

— владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;

— с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

говорение:

— сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;

— создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;

— формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

— размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);

— уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;

письмо:

— сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;

— создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

— писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;

— соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

— уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

— использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

— анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;

— рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;

— устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;

— определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

— проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

— правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

— анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

— по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

— объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;

— определять способы образования слов разных частей речи;

— анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

— составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

— с помощью школьного этимологического словаря, комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

— соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

— толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

— пользоваться различными видами лексических словарей;

— находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

— использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

— проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

— различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

— правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

— использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

— владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

— учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;

— аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

— составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

— определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

— различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

— использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте:

— соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

— устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

— самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Календарно- тематическое планирование

пп

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

1.

Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.

1ч.

Повторение изученного в 5-6 классах.

2,3

Морфология, морфемика, орфография

2

4

Синтаксис. Словосочетание.

1

5,6

Синтаксис и пунктуация. Простое и сложное предложение

1

7-8

Морфология и орфография

2

9

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

1

10

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

11

РР.Что такое текст

1

12

РР. Заглавие – один из признаков текста

1

Причастие

13

Повторение изученного о глаголе

1

14

15

Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки

2

16

Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам

1

Признаки прилагательного у причастия: согласование с существительным

17

Признаки прилагательного у причастия: наличие полной и краткой форм, их роль в предложении

1

18

Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего)

1

19,20

РР. Сочинение по картине К.С.Петрова – Водкина «Утренний натюрморт»№1

2

21,

22

Причастный оборот

2

23,

24

Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова

2

25

РР. Описание общего вида местности

1

26,

27

Правописание не с причастиями

2

28,

29

Действительные и страдательные причастия.

2

30,

31

РР. Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова «Золотая осень»

2

32

Словообразование действительных причастий

1

33

34

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

2

35

Правописание гласных перед суффиксами – ВШ- и –Ш-

1

36

Образование и правописание страдательных причастий

1

37

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

38

Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

39

Правописание е – ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

40

41

Правописание гласных в причастиях перед нн и н

2

42

43

Правописание н в кратких формах страдательных причастий

2

44

45

Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных

2

46

РР. Описание действий

1

47

Морфологический разбор причастий

1

48

49

Повторение изученного в разделе «Причастие»

2

50

Тестирование по теме «Причастие» №1

1

51

РР. Описание спортивных действий

1

Деепричастие

52

53

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки

2

54

55

Признаки глагола и наречия у деепричастия

2

56

РР. Рассказ на основе услышанного

1

57

Правописание не с деепричастиями

1

58

Деепричастный оборот

1

59

60

Выделение запятыми деепричастного оборота

2

61

РР. Рассказ на основе услышанного

1

62

Словообразование деепричастий совершенного и несовершенного вида

1

63

Повторение изученного в разделе «Деепричастие»

1

64

Контрольный диктант №2 по теме «Деепричастие»

1

65,66

Сочинение – описание по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта»

2

67

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие

1

68, 69

Повторим орфографию

2

70

Повторим пунктуацию

1

71

РР. Как создавать киносценарий в разных формах

1

Служебные части речи

72

Общее понятие о служебных частях речи

1

Предлог

73

Понятие о предлоге

1

74

Назначение предлогов в речи

1

75

Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов

1

76

РР. Как создавать киносценарий в разных формах

1

77

Группы предлогов по происхождению: производные и непроизводные

1

78

Простые и составные предлоги

1

79

Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.)

1

80

Раздельное написание производных предлогов

1

81

РР.Отзыв о книге

1

82

Слитное написание производных предлогов

1

83

Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие

1

84

Повторение изученного в разделе «Предлог»

1

85

86

РР.Контрольное изложение, близкое к тексту №1

2

Союз

87

Понятие о союзе

1

88

Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста

1

89

Простые и составные союзы

1

90

Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению

1

91

РР.Отзыв о книге

1

92

Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненный предложениях

1

93

Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато

1

94

Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении

1

95

Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению

1

96

Правописание составных подчинительных союзов

1

97

Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами)

1

98

РР. Характеристика литературного героя

1

99

100

Повторение темы «Союз»

2

101

РР. Публицистический стиль

1

102

103

Повторим орфографию

2

104

Повторим пунктуацию

1

105

РР.Интервью – жанр публицистики

1

Частица

106

Понятие о частице как служебной части речи

1

107

Частицы, образующие формы слов и новые слова

1

108

Разряды частиц по значению и употреблению

1

109

РР. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз

1

110

111

Отрицательные частицы

2

112

113

Различение не – ни

2

114

115

Модальные частицы. Вопросительные, восклицательные, указательные частицы

2

116

Усилительные частицы

1

117

Раздельное и дефисное написание частиц

1

118

119

Слитное и раздельное написание не и ни

2

120

Закрепление слитного и раздельного написания не и ни

1

121

Морфологический разбор частиц

1

122

РР. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз

1

123

Закрепление изученного по теме «Частицы»

1

124

Контрольное тестирование по теме «Служебные части речи» №2

1

125

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные

1

Междометие

126

Понятие о междометии. Основные функции междометий

1

127

Разряды междометий. Звукоподражательные слова

1

128

Знаки препинания при междометиях

1

129130

Повторим орфографию

2

131

Повторим пунктуацию

1

132133

Сочинение – описание по картине А.А.Пластова «Фашист пролетел» №2

2

Повторение изученного в 5 – 7 классах

134

Повторение и обобщение знаний. Фонетика

1

135

Повторение и обобщение знаний. Морфемика

1

136

Повторение. Морфология и орфография

1

137

138

Итоговое изложение №2

2

139

140

Повторение изученного. Практикум по культуре речи

2

Содержание программы

Введение

Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость.

Повторение изученного в 5—6 классах

Причастие

Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки прилагательного у причастна; изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.

Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).

Действительные и страдательные причастия.

Причастный оборот.

Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.

Словообразование действительных причастий.

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Правописание гласных перед суффиксами вш и-ш-.

Словообразование страдательных причастий.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. I

Правописание н в кратких формах страдательных причастий.

Правописание гласных в причастиях перед нн и н.

Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.

Правописание не с причастиями.

Деепричастие

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Правописание не с деепричастиями.

Деепричастный оборот.

Выделение запятыми деепричастного оборота.

Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие

Служебные части речи. Общее понятие о служебных частях речи

Предлог

Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.

Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.

Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.

Простые и составные предлоги.

Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).

Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

Союз

Понятие о союзе.

Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.

Простые и составные союзы.

Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.

Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинитель союзов в простых и сложносочиненных предложениях.

Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.

Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.

Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.

Правописание составных подчинительных союзов.

Правописание союзов чтобы, оттого что и др.

Частица

Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.

Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).

Правописание —то, -либо -нибудь, кое-, -ка, -таки.

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные

Междометие

Понятие о междометии. Основные функции междометий.

Разряды междометий. Звукоподражательные слова.

Знаки препинания при междометиях.

Повторение

Формы и средства контроля

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

  • Контрольные диктанты :

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного» (Приложение)

Контрольный диктант №2 по теме «Деепричастие» (Приложение)

  • Контрольные тесты:

Контрольный тест №1 по теме «Служебные части речи» (Приложение)

Контрольный тест №2 по теме «Причастие» (Приложение)

  • Изложения:

1.Упр.112 стр.104 (Русская речь. Развитие речи. 7 класс. /Никитина Е.И. — М: Дрофа, 2009

2. Н.О. Крамаренко. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика». «Русская речь». 7 класс. — М.: Дрофа, 2005

  • Сочинения (Русская речь. Развитие речи. 7 класс. /Никитина Е.И. — М: Дрофа, 2009)

1. упр.13 стр.17

2.упр.11 стр.103

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 7 класс. Под редакцией С.Н. Пименевой. — М.: Дрофа, 2005

2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 7 класс. — М.: Дрофа 2004

3. Н.О. Крамаренко. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика». «Русская речь». 7 класс. — М.: Дрофа, 2005

4.. Диктанты по русскому языку. 7 класс — М.: Дрофа 2005.

11. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 7 класс. — М.: Дрофа, 2008.

5. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 7 класс /Сост.Н.В.Егорова.-М.ВАКО, 2010 г

Для учащихся:

1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. Учебник. — М.: Дрофа, 2011

2. Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник под редакцией С.Н. Пименовой. — М.: Дрофа, 2011

3. Никитина Е.М. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. — М.: Дрофа, 2009.

Приложение

  • Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного»

Пароход подходил к слиянию Волги с Камой и заворачивал на юг. Солнце садилось. На волжских берегах лежала тишина.

Вдали забелел встречный пароход. Чуть слышно донесся свисток, и в ответ ему над крышей палубы раздался могучий протяжный рев и коротко оборвался. Берега сразу ожили, и тишина всколыхнулась. Ожили горы, ожило все за горами, берега гулко и весело начали перекликаться над молчащею рекой.

Отзвуки замолкали, и тишина захватывала берега. Над горами горела нежно-золотистая заря. Сзади Кама вливала свою темную струю в буровато-желтую Волгу. А впереди раскрывался необъятный водный простор. Широкий и вольный, он далеко в голубую дымку раздвигал чуть видневшиеся берега. Набегал слабый ветер, и в нем слышался запах цветущих лугов.

Заря догорала, и начинали спускаться сумерки. Вокруг в теплой мгле тянулась бесконечная гладь Волги, только слева на горизонте смутно чернела полоска берега.

(По В. Вересаеву.)

(130 слов.)

Задания.

1. Озаглавьте текст. Подумайте, что вы отразили в заглавии: тему или основную мысль.

2. Выполните фонетический разбор:

1-й вариант – юг;

2-й вариант – гладь.

3. Выполните морфемный разбор:

1-й вариант – забелел;

2-й вариант – вливала.

4. Выполните лексический разбор:

1-й вариант – (Пароход) подходил (к слиянию Волги);

2-й вариант – (Заря) догорала…

5. Выполните синтаксический разбор:

1-й вариант: Отзвуки замолкали, и тишина захватывала берега.

2-й вариант: Заря догорала, и начинали спускаться сумерки.

  • Контрольный диктант №2 по теме «Деепричастие»

Ночная гроза

Среди ночи мальчик проснулся от неясного, дальнего гула, который то затихал, то вдруг возникал снова.

Следуя какой-то властной силе, он ощупью добрался до двери, неслышно приоткрыл ее и выскользнул на улицу. И небо, и земля были затянуты сплошной, кромешной теменью, сквозь которую ничто нигде не проступало, но дорогу к реке он знал и с закрытыми глазами. Смешно и неловко подпрыгивая, боясь налететь на забор, но еще больше боясь идти шагом, он бросился на берег.

Где-то далеко в тайге зарокотало, набрало силу и покатилось, покатилось прямо на деревню, грозя раздавить и смять ее, и, только чуть-чуть не докатившись, развалилось. Надвигалась гроза.

Небо теперь было могучее и страшное. По краям, сливаясь с землей, оно уходило в бесконечную темь. В нагромождении туч, двигаясь и меняясь, зловещей синевой пылали какие-то полосы и пятна.

(По В. Распутину.)

(129 слов.)

Задания.

1. Выполните синтаксический разбор простого предложения:

1-й вариант – Следуя какой-то властной силе…

2-й вариант – Смешно и неловко подпрыгивая…

2. Выполните морфемный разбор деепричастий:

1-й вариант – подпрыгивая, двигаясь.

2-й вариант – докатившись, грозя.

3. Выполните морфологический разбор деепричастий:

1-й вариант – следуя, боясь.

2-й вариант – сливаясь, меняя

  • Контрольный тест №1 по теме «Служебные части речи»

А1. В каком предложении нет частицы?

1) Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег.

2) У реки сидел лишь один рыбак.

3) Помочь мне можешь именно ты.

4) Как весело было в парке!

А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно?

1) (ЧТО) Б ты делал без меня?

2) Хочу научиться играть в футбол (ТАК)ЖЕ, как Аршавин. Q3) Горячей воды не будет (В)СЛЕДСТВИЕ ремонта труб.

4) Зрители собрались в студии (НА)ВСТРЕЧУ с режиссёром

фильма.

A3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) по окончани.. передачи
2) узнал впоследстви..

3) по приезд., в столицу

4) Молчи, н.. звука!

А4. В каком предложении НЕ пишется слитно?

1) Ему палец в рот (не) клади.

2) На стуле валялись (не)выглаженные с вечера брюки.

3) (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

4) (Не)выученные уроки беспокоили меня

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибив-

шись раз, не ошибиться снова.

2) Поставьте вопрос от одного предложения к другому, если

это удалось перед нами сложноподчинённое предложение.

3) Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков на­зад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I.

4) Тихо в спящем доме, и лишь слышится, как где-то шур-

шит мышь.

А6. В каком примере нет речевой ошибки?

1) по прибытию в гостиницу

А6. В каком примере нет речевой ошибки?

1) по прибытию в гостиницу

Q 2) выяснить о том, как делать задание Q 3) пришёл со школы Q 4) оплатить проезд

Прочитайте текст и выполните задания В1—ВЗ и С1.

(1 )До конца XVIII века в целях получения энергии поль­зовались только водяными двигателями. (2)Для того чтобы промышленность могла развиваться, необхо­димо было создать новые, более удобные устройства. (З)Талантливый русский механик- горный мастер Иван Иванович Ползунов задумал построить такую машину, которая исправно служила бы на любом заводе, не за­вися от капризов природы. (4)Несмотря на трудности и препятствия со стороны начальства, первая паровая машина была построена Ползуновым.

В1. Из предложений (1) и (4) выпишите составные предлоги.

  • Контрольный тест№2 по теме «Причастие»

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) с ушедш..м поездом, развес..вший фотографии

2) о накал.вшейся обстановке, поспор.вший с приятелем

3) о проливш.мся молоке, выгор..вший участок

4) с прошедш..м праздником, выкатавш.йся клубок

А2. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пи­шется буква А (Я)?

1) вид.щий, сморщ..нный

2) проща.щийся, озадач.нный

3) стел.щийся, потрач..нный

4) кле..щий, расе.нный

A3. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пи­шется буква Е?

1) выставляя.мый, разве..на

2) завис„мый, сочт.ны

3) управляя.мый, заверш„на

4) движ.мый, усе..ны

А4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) напряжё..ый труд, решение найде..о

2) печё..ые овощи, охваче..ы радостью

3) просвещё..ое общество, нечая..я встреча

4) мощё..ая булыжником, дети растеря.. ы

А5. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?

1) (Не)работающий, а сломанный телефон.
2) Посуда (не)убрана в шкаф.

3) (Не)накормленная вовремя собака.

4) (Не)оконченная повесть.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Всю досаду, накопленную во время скучной езды путе­шественник вымещает на смотрителе.

2) В чем художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне?

3) С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.

4) Д.С. Мережковский сравнивал стихи Лермонтова с «за­ученными с детства молитвами».

Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.

(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистепёрая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад. (2)Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря. (З)Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм

В1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (1).

В2. Из предложения (1) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид.

ВЗ. Напишите, какие причастия встречаются в предложении (2).

В4. Выпишите из предложения (3) причастный оборот.

С1. Расскажите, в чём вы видите значение охраны животных

  • Изложение №2

Если бы меня спросили, что я ценю больше всего в наших мальчишках и девчонках, я бы назвал в первую очередь любознательность. Не просто любопытство, каковое присуще всякой сороке, а именно любознательность, иными словами, любовь к познанию. Качество это свойственно только человеку, и от того, насколько рано оно привито, во многом будет зависеть весь дальнейший образ жизни этого человека, круг его интересов, дела и поведение. Любознательность заставляет биться мысль, а мысль порождает чувство, чувство же в свою очередь окрашивает наши поступки.

Так вот я – за любознательность! А значит – за богатство человеческой души и добрые поступки.

Но как еще в школьные годы научиться видеть и слышать мир; развивать в себе бережное чувство прекрасного? Обязательно ли для этого совершать, к примеру, дальние путешествия? Нет, не обязательно. Сначала, ребята, следует научиться смотреть вокруг себя, выработать умение видеть в малом, повседневном большое, необыкновенное. Без этого никакие, даже самые экзотические путешествия не принесут вам полной и глубокой радости познания, а будет лишь утолено простое бесплодное сорочье любопытство. Какое-нибудь неприметное озерцо тут же, за городом, полно жизни, но какова эта жизнь – для большинства горожан такая же загадка, как тайна планеты Марс. Вот они, дальние неведомые страны, – вокруг тебя! Поля, луга, рощицы, овражки… Вооружайтесь терпением, вниманием к родной природе и выходите читать увлекательную книгу ее жизни.

Е. Носо

18

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here