Дубовкина С.А.

Урок №42

  1. Тема урока: «Род имён существительных. Определение рода имен существительных в тексте»

Интегрирующая дидактическая цель: — познакомить с приёмами распознавания рода имён существительных

Целевой план действий для учащихся:

  • формировать умение определять род имен существительных;

  • закрепить знания учащихся об имени существительном;

  • развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;

  • вырабатывать внимательность и наблюдательность.

  1. Банк информации:

а) входной контроль

Ответьте на вопросы:

Что такое род?
— Какого рода могут быть имена существительные?

б) объяснение нового материала

Род — это семья, родня. Мы сегодня узнаем, какая родня у имени существительного.

Сказка

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: «Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награжден». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: «Пусть они будут мои». Жена схватила слова себе и сказала: «Мои». А все остальные остались на середине — лишние. Пришли они к существительному и говорят:

— Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».

— А вот ключ к моим словам, и говорит: «ОНА, МОЯ».

Род слов мужа назвали МУЖСКОЙ.

Род слов жены – ЖЕНСКИЙ.

— Как назвать род слов посередине?

И назвали его – СРЕДНИЙ.

А ключ к ним: ОНО, МОЁ.

Существительное наградил мужа и жену за работу.

С тех пор существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я
И скажу: «Она — моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он — мой».
Средний род:»Оно — моё».
Это правило — моё!

По родам существительные

НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ

Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число:

ср. р ж.р.

Имена – имя, фамилии — фамилия

в) закрепление нового материала

Уровень А

Задание 1.

Цель: — развитие умения определять род имен существительных в единственном числе.

Методический комментарий для учащихся:

Задание 2.

Цель: развитие умения определять род существительных во множественном числе, повторить правописание словарных слов.

Методический комментарий для учащихся:1. Вставь пропущенные буквы. 2.Напиши слова в единственном числе. 3. Укажи их род.

В…р…ны, г…р…да, дев…ч…ки, уч…т…ля, б…лота, р…стения, тр…мваи.

Задание3.

Цель: — развитие умения определять род существительных в тексте.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай стихотворение. 2. Определите род имён существительных.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет:

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Задание 4.

Цель: — учить правильно писать имена существительные в зависимости от рода.

Методический комментарий для учащихся: 1. Определи род имён существительных. 2. Выдели окончания.

Кактус, зеркал(а,о), ежевик(о,а), калитк(о,а), картофель, пёрышк(а,о), солнышк(о,а).

Уровень Б

Задание 1.

Цель: — развитие умения определять род имен существительных в единственном числе, подбирать близкие по значению слова.

Методический комментарий для учащихся:

Задание 2.

Цель: развитие умения определять род существительных во множественном числе, повторить правописание словарных слов.

Методический комментарий для учащихся:1.Вставь пропущенные буквы. 2. Напиши слова в единственном числе. 3. Укажи их род.

Авт…м…били, ж…вотные, …сины, т…релки, п…м…доры, …гурцы, м…дведи, м…двед…цы, р…стения.

Задание3.

Цель: — развитие умения определять род существительных в тексте.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай стихотворение. 2. Определите род имён существительных.

Смотри, какое утро!

Дождя и след простыл!

Отряхивают капли

Деревья и кусты,

Трава, на солнце нежась,

Чуть дремлет от тепла,

И утренняя свежесть

В росинках замерла.

Я.Аким

Задание 4.

Цель: — учить правильно писать имена существительные в зависимости от рода.

Методический комментарий для учащихся: 1. Определи род имён существительных. 2. Выдели окончания.

Корыт(а,о), болотц(е,и,а), карась, масл(о,а), соль, котищ(а,е,и), шил(а,о), лавк(о,а).

Уровень С

Задание 1.

Цель: — развитие умения определять род имен существительных в единственном числе, повторить правописание словарных слов.

Методический комментарий для учащихся:

Задание 2.

Цель: развитие умения определять род существительных во множественном числе.

Методический комментарий для учащихся:1. Напиши слова в единственном числе. Укажи их род.

Батарейки, пауки, мысли, поленья, змеи, войска, чудовища, котята, дела, водители.

Задание3.

Цель: — развитие умения определять род существительных в тексте.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай загадку. 2. Определите род имён существительных. 3. Найди отгадку.

С неба падали пушинки

На замёрзшие поля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой – тополя.

И укрыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут? – ты спросишь.

Имя здесь я написала.

(И.Семёнова)

Задание 4.

Цель: — учить правильно писать имена существительные в зависимости от рода.

Методический комментарий для учащихся: 1. Определи род имён существительных. 2. Выдели окончания.

Яблок(о,а), домищ(е,и,а), снегирь, полотенц(е,а,о), ледышк(о,а), олень, донышк(о,а), чувств(а,о).

г) выходной контроль

Уровень А

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

    1. Чтобы определить род имени существительного нужно:

а) подставить личное местоимение он, она или оно, а также слова – мой, моя, моё;

б) поставить вопрос кто? или что?;

в) подобрать родственные слова.

2. Отметь существительное среднего рода:

а) синька;

б) кормление;

в) выпечка.

Уровень Б

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

  1. Чтобы определить род имени существительного, стоящего во множественном числе нужно:

а) подобрать проверочное слово;

б) подобрать однокоренное слово;

в) поставить его в единственное число.

2. Найди существительное мужского рода:

а) песенник;

б) купание;

в) ходьба.

3. Определите род существительных.

..ло, ….ло, ….ло

Какие это могут быть слова?

Уровень С

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

1. Может ли имя существительное изменяться по родам:

а) нет;

б) да;

в) по-разному.

2. Найди существительное женского рода:

а) пение;

б) песня;

в) певец.

3. Определи, какого рода существительные.

С — — о, р — — а, б — — т.

Какие это могут быть слова?

Использованные ресурсы:

  1. http://www.rusedu.info/Article1136.html

  2. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс. М., Астрель, 2012.

  3. Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика. М., «Омега», 1995.

  4. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here