г. Петропавловск

КГУ «Средняя школа № 42»

Алымова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Разработка урока русского языка в 3 классе.

Тема: Имя прилагательное. Обобщение.

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Задачи:

Обучающие: доказать значимость имен прилагательных, совершенствовать навыки определения признаков имен прилагательных, формировать навыки правильного письма, умение работать в парах и группах.

Развивающие: развивать речь учащихся, внимание, память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Ребята! Поднимите на меня свои глазки.

Я посмотрю, все ли у вас в порядке.

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?

А что мы будем исследовать, вы узнаете позже.

II. Чистописание.

Н нн

— Какое правило напоминает вам это соединение? (написание слов с удвоенной согласной).

III. Обобщение.

1. На доске слова: (Слайд №1)

Длина рано весна

— Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной.

Длинный ранний весенний (Слайд №2)

— Какой частью речи являются эти слова?

— Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном.

( На доске появляется запись: Имя прилагательное.) (Слайд №3)

— Что такое имя прилагательное?

( На доске появляется запись: признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?) (Слайд №4)

2. Стихотворение об имени прилагательном.

Очень занимательное —

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая,

Красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ны-е.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

3. На доске два текста. (Слайд №5)

А) Н…ступила в…сна. Тает сне….Журчат руч…и. Светит солнце. Л…тят птицы.

В) Н…ступила ранняя в…сна. Тает последний сне…. Журчат г…ворливые руч…и. Светит ласковое солнце. Л…тят г…лосистые птицы.

— О чем первый текст? Второй?

— Чем отличается первый текст от второго?

— Какой текст более точно описывает весну?

— Сделай вывод для чего нужны имена прилагательные?

( На доске появляется запись: точность описания, украшает речь)

4. Спиши текст, вставь буквы.

5. Оказывается, если точно описать предмет с помощь прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

Игра «Отгадай: Кто это?»

Бурый, лохматый, косолапый (медведь)

Маленькая, серенькая, пугливая (мышка)

Новая, интересная, библиотечная (книга)

6. Работа в группах.

Каждой группе дается слово существительное, к которому они должны подобрать имена прилагательные, описывающие этот предмет.

( На листках слова: собака, яблоко, дом, лиса, дерево.)

7. Разноуровневые задания.

А) 1 уровень

Соедини имя прилагательное с указанными в скобках именами существительными. Изменяйте окончания прилагательных. Выделите окончания у прилагательных, определите род.

Ранний ( утро, день, весна, всходы.)

В) 2 уровень

К слову синий подберите существительные мужского, женского, среднего рода, множественного числа.

— Какой вывод можно сделать, как изменяются имена прилагательные.

( На доске появляется запись: изменяется по родам и числам) (Слайд №6)

— От чего зависит род и число имени прилагательного?

— Какой вывод можно сделать?

(На доске появляется запись: согласуется с именем существительным) (Слайд №7)

— Как еще изменяются имена существительные?

— Если существительные изменяются по падежам, а прилагательные согласуются с существительными, то какой вывод можно сделать, как еще изменяются прилагательные.

( На доске появляется запись: изменяется по падежам) (Слайд №8)

8. Физминутка.

Если я называю имя существительное, то вы хлопните в ладоши, если имя прилагательное, то вы топните ногой.

Цветок, прекрасный, голос, звонкий, лето, жаркий, страны, дальние.

9. Разноуровневые задания.

А) 1 уровень

Работа у доски. Вставь окончания, определи падеж, узнай сказку.

Хрустальн… туфелькой

На сказочн… балу

Прекрасн… принцу

У королевск… дворца

От добр… Феи

В) 2 уровень

Самостоятельная работа. Выполнение упражнения стр.279 упр.897.1 часть

10. Синтаксический разбор.

Зеленеет свежая травка на лугах.

— Каким членом предложения является прилагательное.

( На доске появляется запись: определение) (Слайд №9)

11. Работа в парах.

Обсудите и напишите небольшой рассказ по картинкам. Используйте имена прилагательные.

12. Тест.

1. Выбери правильный ответ:

Имя прилагательное – часть речи, которая:

а) обозначает предмет;

б) обозначает признак предмета;

в) обозначает действие или состояние предмета.

2. Указать имена прилагательные:

а) чистить

б) чистый

в) чистота

3. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;

б) числа;

в) рода.

4. Указать имена прилагательные с окончанием -ая:

а) дальн__ (дорога);

б) осенн__ (грязь);

в) лучш__ (ученица).

5. Имена прилагательные в предложении являются

а) подлежащим

б) сказуемым

в) определением

(Самопроверка) (Слайд №10)

13. Рефлексия.

Оцени свою работу, расскажи по схеме. (Слайд №11)

узнал…

Сегодня на уроке я научился…

могу похвалить себя за…

14. Выставление оценок. Домашнее задание.

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here