г. Петропавловск
КГУ «Средняя школа № 42»
Алымова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
Разработка урока русского языка в 3 классе.
Тема: Имя прилагательное. Обобщение.
Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Задачи:
Обучающие: доказать значимость имен прилагательных, совершенствовать навыки определения признаков имен прилагательных, формировать навыки правильного письма, умение работать в парах и группах.
Развивающие: развивать речь учащихся, внимание, память, мышление.
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ребята! Поднимите на меня свои глазки.
Я посмотрю, все ли у вас в порядке.
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?
А что мы будем исследовать, вы узнаете позже.
II. Чистописание.
Н нн
— Какое правило напоминает вам это соединение? (написание слов с удвоенной согласной).
III. Обобщение.
1. На доске слова: (Слайд №1)
Длина рано весна
— Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной.
Длинный ранний весенний (Слайд №2)
— Какой частью речи являются эти слова?
— Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном.
( На доске появляется запись: Имя прилагательное.) (Слайд №3)
— Что такое имя прилагательное?
( На доске появляется запись: признак предмета
Какой? Какая? Какое? Какие?) (Слайд №4)
2. Стихотворение об имени прилагательном.
Очень занимательное —
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
3. На доске два текста. (Слайд №5)
А) Н…ступила в…сна. Тает сне….Журчат руч…и. Светит солнце. Л…тят птицы.
В) Н…ступила ранняя в…сна. Тает последний сне…. Журчат г…ворливые руч…и. Светит ласковое солнце. Л…тят г…лосистые птицы.
— О чем первый текст? Второй?
— Чем отличается первый текст от второго?
— Какой текст более точно описывает весну?
— Сделай вывод для чего нужны имена прилагательные?
( На доске появляется запись: точность описания, украшает речь)
4. Спиши текст, вставь буквы.
5. Оказывается, если точно описать предмет с помощь прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
Игра «Отгадай: Кто это?»
Бурый, лохматый, косолапый (медведь)
Маленькая, серенькая, пугливая (мышка)
Новая, интересная, библиотечная (книга)
6. Работа в группах.
Каждой группе дается слово существительное, к которому они должны подобрать имена прилагательные, описывающие этот предмет.
( На листках слова: собака, яблоко, дом, лиса, дерево.)
7. Разноуровневые задания.
А) 1 уровень
Соедини имя прилагательное с указанными в скобках именами существительными. Изменяйте окончания прилагательных. Выделите окончания у прилагательных, определите род.
Ранний ( утро, день, весна, всходы.)
В) 2 уровень
К слову синий подберите существительные мужского, женского, среднего рода, множественного числа.
— Какой вывод можно сделать, как изменяются имена прилагательные.
( На доске появляется запись: изменяется по родам и числам) (Слайд №6)
— От чего зависит род и число имени прилагательного?
— Какой вывод можно сделать?
(На доске появляется запись: согласуется с именем существительным) (Слайд №7)
— Как еще изменяются имена существительные?
— Если существительные изменяются по падежам, а прилагательные согласуются с существительными, то какой вывод можно сделать, как еще изменяются прилагательные.
( На доске появляется запись: изменяется по падежам) (Слайд №8)
8. Физминутка.
Если я называю имя существительное, то вы хлопните в ладоши, если имя прилагательное, то вы топните ногой.
Цветок, прекрасный, голос, звонкий, лето, жаркий, страны, дальние.
9. Разноуровневые задания.
А) 1 уровень
Работа у доски. Вставь окончания, определи падеж, узнай сказку.
Хрустальн… туфелькой
На сказочн… балу
Прекрасн… принцу
У королевск… дворца
От добр… Феи
В) 2 уровень
Самостоятельная работа. Выполнение упражнения стр.279 упр.897.1 часть
10. Синтаксический разбор.
Зеленеет свежая травка на лугах.
— Каким членом предложения является прилагательное.
( На доске появляется запись: определение) (Слайд №9)
11. Работа в парах.
Обсудите и напишите небольшой рассказ по картинкам. Используйте имена прилагательные.
12. Тест.
1. Выбери правильный ответ:
Имя прилагательное – часть речи, которая:
а) обозначает предмет;
б) обозначает признак предмета;
в) обозначает действие или состояние предмета.
2. Указать имена прилагательные:
а) чистить
б) чистый
в) чистота
3. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени;
б) числа;
в) рода.
4. Указать имена прилагательные с окончанием -ая:
а) дальн__ (дорога);
б) осенн__ (грязь);
в) лучш__ (ученица).
5. Имена прилагательные в предложении являются
а) подлежащим
б) сказуемым
в) определением
(Самопроверка) (Слайд №10)
13. Рефлексия.
Оцени свою работу, расскажи по схеме. (Слайд №11)
узнал…
Сегодня на уроке я научился…
могу похвалить себя за…
14. Выставление оценок. Домашнее задание.