Автор: Мизеркова Елена Владимировна
Место работы: МКОУ Октябрьская СОШ Мантуровского муниципального района Костромской области
Должность: учитель начальных классов
Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: «Понятие о словах, обозначающих действия предметов
( о глаголах )».
Цель урока: ознакомление со словами, обозначающими действия предметов (глаголами), их ролью в речи; развитие умения ставить вопросы к словам.
Тип: объяснение нового материала.
Форма: урок-сказка «Теремок» на новый лад.
Технология: игровая с элементами парной.
Ход урока:
1. Орг. момент.
— Тихо сядем, откроем тетрадь, повторим правила посадки:
Тетрадь — набочок!
Спинка — прямая!
Ножки — рядом!
Ручка — на себя!
— Запишем число, классная работа.
— Положите ручку, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что можно записать из букв?» (Слово)
2. Сообщение темы.
— Прочитайте слова: (на доске)
Стоял, теремок, прискакала, бежал, идёт, прибежал.
— Какое из них можно считать «лишним»?
(теремок) (повесить заголовок на доске, слово «теремок» стереть).
— Почему? (обозначает предмет, а остальные — действия предметов.)
— Лишнее слово я убрала, теперь догадайтесь о чём пойдёт речь на уроке? (о словах, обозначающих действия предметов ).
— Правильно, сегодня будем работать со словами, которые обозначают действия предметов, и узнаем, как они называются. А помогут нам в этом герои сказки «Теремок» (картинка).
3. Минутка чистописания.
— Итак, вспомним, как начинается сказка (пользоваться опорными словами на доске).
(Стоял в поле теремок. Бежала мимо мышка-норушка (картинка «мышка»), увидела теремок, остановилась и спрашивает: «Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?». Никто не отзывается. Вошла мышка и стала там жить).
— В теремке она нашла карточки (3 шт.). «Что это?» — думает мышка. (Буква «и»)
— На которой из карточек буква «и» написана каллиграфически правильно? (выбирают)
— Давайте напишем её 3 раза, подчеркнём самую красивую, и до конца строки будем писать только красивые буквы «и».
— Теперь слоги с буквой «и»: «фи», «хи», «ци».
— Определите закономерность и продолжите («чи», «ши», «щи»).
— Почему? (Согласные в слогах расположены по алфавиту).
— В каком слоге встречается правило? («ши») Подчеркните и напишите «ши» до конца строки.
— Теперь поменяем буквы местами: «иф», «их» и т.д.
4. Словарная работа.
— Кто продолжит сказку? (Прискакала к теремку лягушка-квакушка).
— Принесла лягушка картинки и стала показывать мышке. Запишем слова — названия этих предметов: машина, воробей, заяц, ученик, берёза. Что объединяет эти слова? (Они словарные). Проверим, правильно ли вы их написали (карточки на доске расположены в столбик). Подчеркните буквы, обозначьте ударение. У кого без ошибок? (Поднимают руку).
— Прочитайте слова, отвечающие на вопрос «кто?»(воробей, заяц, ученик), на вопрос «что?»(машина, берёза). Что обозначают эти слова? Как называются?
5. Новый материал.
— Кто был следующим гостем в теремке? (Зайчик) Он пришёл тоже не с пустыми руками. Что принёс? (Карточки со словами) Прочитаем эти слова: чирикал, написал, растёт, приедет.
— Что у них общего? (обозначают действия предметов)
— Действие, какого предмета обозначает слово «чирикал»? (воробей)
— Поставьте вопрос от слова «воробей» к слову «чирикал». (Воробей что делал? чирикал.) Давайте подбирать дальше и задавать вопросы.
Ученик что сделал? написал.
Берёза что делает? растёт.
Машина что сделает? приедет.
— Знаете ли вы, как называются слова в первом столбике? (Да, существительные).
— Докажите, что это существительные.
— На какие вопросы отвечают слова во втором столбике? (Дети читают с доски) Что обозначают эти слова? (Действия предметов) А знаете, как они называются? (нет)
— Такие слова в русском языке называются глаголами!
— Сформулируйте вывод: какие слова называются глаголами?
(Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: … (читают на карточках с доски), называются глаголами).
Работа с правилом.
— Этот вывод записан у вас в учебнике на с. 19 . Прочитайте самостоятельно и подчеркните вопросы, которых нет на доске.
— На какие ещё вопросы могут отвечать глаголы?
Физкультминутка.
— Сейчас я буду называть слова, а вы выполняйте: вставай, прыгай, хлопай, шагай, хлопай, прыгай, стой, садись!
— Как называются все эти слова? (Глаголы)
— Почему? (Обозначают действия предмета)
6. Закрепление. Работа по учебнику в парах (сильный + слабый).
— Догадайтесь, кто приближается к теремку.
— Лисичка любит загадывать загадки — одну из них прочитаем в учебнике на с. 18-19.
— Отгадали загадку? (Ветер) Напишите отгадку.
— Что обозначает это слово? (Предмет)
— Лисичка просит вас из текста загадки выписать действия этого предмета.
Проверка: Ветер кружит, свистит, влетит, прошепчет, загудит.
— Как называются слова, которые вы выписали? (глаголы) Есть ещё в загадке глаголы?
(Не видали)
— Почему не выписали?
7. Работа с текстом. Знание о роли глаголов в предложении.
— Прибежал…. (Волчок — серый бочок) и стал рассказывать о жизни волка зимой.
… вьюга в лесу. Снег … тропинки и дороги. По сугробам … голодный волк. Он … добычу. Хвост волк … . Глаза у него … . На краю леса деревня … . Тихо … волк к деревне.
— Давайте подумаем, какие слова пропущены (вписать).
— Как их назвать одним словом? (глаголы)
— Что у нас получилось? (Текст) Что такое текст? Что ещё знаем о тексте? (Можно озаглавить) Как?
— Из этого текста выпишите в тетрадь одно любое предложение. Подчеркните главные члены предложения, проверьте друг у друга.
— Как подчеркнули глаголы? Почему?
Вывод: Глагол в предложении является сказуемым.
8. Самостоятельная дифференцированная работа в парах.
— Вдруг идёт мимо медведь косолапый (картинка). Он принёс для каждого интересное задание на карточках: вы будете помогать мышке, вы — лягушке, ваша пара — зайчику, ваша — лисичке, вы — волку. (Задания разной степени сложности).
(Кто сделает быстро — дополнительное задание: продолжать аналогично).
9. Итог урока.
— Медведь был большой и не помещался в теремок, тогда звери стали строить новый, просторнее прежнего. Вас они благодарят за помощь и напоминают: «Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок!».
— Чему научили вас сказочные герои?
10. Дом. задание.
— Чтобы закрепить материал, изученный на уроке, дома выполните упражнение 252 на стр. 19-20