Автор: Мизеркова Елена Владимировна

Место работы: МКОУ Октябрьская СОШ Мантуровского муниципального района Костромской области

Должность: учитель начальных классов

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: «Понятие о словах, обозначающих действия предметов

( о глаголах )».

Цель урока: ознакомление со словами, обозначающими действия предметов (глаголами), их ролью в речи; развитие умения ставить вопросы к словам.

Тип: объяснение нового материала.

Форма: урок-сказка «Теремок» на новый лад.

Технология: игровая с элементами парной.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Тихо сядем, откроем тетрадь, повторим правила посадки:

Тетрадь — набочок!

Спинка — прямая!

Ножки — рядом!

Ручка — на себя!

— Запишем число, классная работа.

— Положите ручку, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что можно записать из букв?» (Слово)

2. Сообщение темы.

— Прочитайте слова: (на доске)

Стоял, теремок, прискакала, бежал, идёт, прибежал.

— Какое из них можно считать «лишним»?

(теремок) (повесить заголовок на доске, слово «теремок» стереть).

— Почему? (обозначает предмет, а остальные — действия предметов.)

— Лишнее слово я убрала, теперь догадайтесь о чём пойдёт речь на уроке? (о словах, обозначающих действия предметов ).

— Правильно, сегодня будем работать со словами, которые обозначают действия предметов, и узнаем, как они называются. А помогут нам в этом герои сказки «Теремок» (картинка).

3. Минутка чистописания.

— Итак, вспомним, как начинается сказка (пользоваться опорными словами на доске).

(Стоял в поле теремок. Бежала мимо мышка-норушка (картинка «мышка»), увидела теремок, остановилась и спрашивает: «Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?». Никто не отзывается. Вошла мышка и стала там жить).

— В теремке она нашла карточки (3 шт.). «Что это?» — думает мышка. (Буква «и»)

— На которой из карточек буква «и» написана каллиграфически правильно? (выбирают)

— Давайте напишем её 3 раза, подчеркнём самую красивую, и до конца строки будем писать только красивые буквы «и».

— Теперь слоги с буквой «и»: «фи», «хи», «ци».
— Определите закономерность и продолжите («чи», «ши», «щи»).

— Почему? (Согласные в слогах расположены по алфавиту).

— В каком слоге встречается правило? («ши») Подчеркните и напишите «ши» до конца строки.

— Теперь поменяем буквы местами: «иф», «их» и т.д.

4. Словарная работа.

— Кто продолжит сказку? (Прискакала к теремку лягушка-квакушка).

— Принесла лягушка картинки и стала показывать мышке. Запишем слова — названия этих предметов: машина, воробей, заяц, ученик, берёза. Что объединяет эти слова? (Они словарные). Проверим, правильно ли вы их написали (карточки на доске расположены в столбик). Подчеркните буквы, обозначьте ударение. У кого без ошибок? (Поднимают руку).

— Прочитайте слова, отвечающие на вопрос «кто?»(воробей, заяц, ученик), на вопрос «что?»(машина, берёза). Что обозначают эти слова? Как называются?

5. Новый материал.

— Кто был следующим гостем в теремке? (Зайчик) Он пришёл тоже не с пустыми руками. Что принёс? (Карточки со словами) Прочитаем эти слова: чирикал, написал, растёт, приедет.

— Что у них общего? (обозначают действия предметов)

— Действие, какого предмета обозначает слово «чирикал»? (воробей)

— Поставьте вопрос от слова «воробей» к слову «чирикал». (Воробей что делал? чирикал.) Давайте подбирать дальше и задавать вопросы.

Ученик что сделал? написал.

Берёза что делает? растёт.

Машина что сделает? приедет.

— Знаете ли вы, как называются слова в первом столбике? (Да, существительные).

— Докажите, что это существительные.

— На какие вопросы отвечают слова во втором столбике? (Дети читают с доски) Что обозначают эти слова? (Действия предметов) А знаете, как они называются? (нет)

— Такие слова в русском языке называются глаголами!

— Сформулируйте вывод: какие слова называются глаголами?

(Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: … (читают на карточках с доски), называются глаголами).

Работа с правилом.

— Этот вывод записан у вас в учебнике на с. 19 . Прочитайте самостоятельно и подчеркните вопросы, которых нет на доске.

— На какие ещё вопросы могут отвечать глаголы?

Физкультминутка.

— Сейчас я буду называть слова, а вы выполняйте: вставай, прыгай, хлопай, шагай, хлопай, прыгай, стой, садись!

— Как называются все эти слова? (Глаголы)

— Почему? (Обозначают действия предмета)

6. Закрепление. Работа по учебнику в парах (сильный + слабый).

— Догадайтесь, кто приближается к теремку.

— Лисичка любит загадывать загадки — одну из них прочитаем в учебнике на с. 18-19.

— Отгадали загадку? (Ветер) Напишите отгадку.

— Что обозначает это слово? (Предмет)

— Лисичка просит вас из текста загадки выписать действия этого предмета.

Проверка: Ветер кружит, свистит, влетит, прошепчет, загудит.

— Как называются слова, которые вы выписали? (глаголы) Есть ещё в загадке глаголы?

(Не видали)

— Почему не выписали?

7. Работа с текстом. Знание о роли глаголов в предложении.

— Прибежал…. (Волчок — серый бочок) и стал рассказывать о жизни волка зимой.

вьюга в лесу. Снег … тропинки и дороги. По сугробам … голодный волк. Он … добычу. Хвост волк … . Глаза у него … . На краю леса деревня … . Тихо … волк к деревне.

— Давайте подумаем, какие слова пропущены (вписать).

— Как их назвать одним словом? (глаголы)

— Что у нас получилось? (Текст) Что такое текст? Что ещё знаем о тексте? (Можно озаглавить) Как?

— Из этого текста выпишите в тетрадь одно любое предложение. Подчеркните главные члены предложения, проверьте друг у друга.

— Как подчеркнули глаголы? Почему?

Вывод: Глагол в предложении является сказуемым.

8. Самостоятельная дифференцированная работа в парах.

— Вдруг идёт мимо медведь косолапый (картинка). Он принёс для каждого интересное задание на карточках: вы будете помогать мышке, вы — лягушке, ваша пара — зайчику, ваша — лисичке, вы — волку. (Задания разной степени сложности).

(Кто сделает быстро — дополнительное задание: продолжать аналогично).

9. Итог урока.

— Медведь был большой и не помещался в теремок, тогда звери стали строить новый, просторнее прежнего. Вас они благодарят за помощь и напоминают: «Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок!».

— Чему научили вас сказочные герои?

10. Дом. задание.

— Чтобы закрепить материал, изученный на уроке, дома выполните упражнение 252 на стр. 19-20

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here