Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с. Сергиевское»
Грачевского муниципального района Ставропольского края
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы — исключения»
Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 5 с.Сергиевское :
Довганёва Татьяна Николаевна
2013 г.
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения»
Цель: развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Задачи:
-познакомить с глаголами-исключениями
— формироватьумения выбирать способ определения спряжения глагола;
— уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения;
— расширять знания детей по теме «Глагол»;
-развивать познавательную деятельность учащихся, умение работать в группах, парах, индивидуально;
-развивать умение детей анализировать и делать выводы;
-формировать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: М.Л.Каленчук ,Н.А.Чуракова «Русский язык.4 класс,ч.1.», карточки для индивидуальной работы, презентация
Ход урока:
1.Организационный момент.
— Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи. Необыкновенна уже тем, что она обозначает действие предмета и обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.
(Слайд 1)
-Что это за часть речи? (Глагол)
2.Минутка чистописания.
(Слайд 2)
3. Вхождение в тему.
3.1 Повторение пройденного.
У каждого из вас на столе карточка с вопросами. Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов и подготовьте небольшое сообщение о глаголе.
карточка
-
Глагол — это
-
Часть слова
-
Член предложения
-
Часть речи
-
Глагол обозначает
-
Действие предмета
-
Признак предмета
-
Название предмета
-
В предложении глагол бывает
-
Второстепенным членом
-
Чаще всего сказуемым
-
Подлежащим
-
Глаголы изменяются
-
Только по числам
-
Только по временам
-
По временам, по лицам, по числам.
5.Глаголы могут
А . Склоняться
В.Спрягаться
Высказывания детей
3.2.Повторение о спряжении глаголов (по составленному алгоритму)
-Давайте уточним, а что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)
-Как определить спряжение глагола? (По окончанию личных форм глагола)
Когда это легче сделать? (Когда окончание ударное)
Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? (Слайд или плакат с надписью прикрепляю на доску после ответа детей)
2 спряжение | |||
-е | -ешь -ет -ем -ете | -и | -ишь -ит -им -ите |
3-е лицо мн.число | |||
-у (-ю) | -ут (-ют) | -а (-я) | -ат (-ят) |
— Но в безударном положении звук слышится нечётко и можно допустить ошибку.
— как же правильно написать безударное личное окончание у глаголов?
(Если личные окончания безударные, ставим глагол в начальную форму и смотрим, какой у него глагольный суффикс. Если суффикс –и-, значит глагол (как правило!) 2 спряжения, если другой суффикс, то глагол (как правило!) 1 спряжения.
3.3.Составление алгоритма для работы
Итак, наша цель: правильно определить спряжение глагола. С чего начнем работу, как вы думаете?
1. Определим ударное окончание или безударное. Для этого ставим глагол в форму 2 лица ед. числа, или 3 лица мн.числа
2.Если личное окончание ударное,то то то спряжение опрежеляем по букве окончания
-е (ё), — у(ю) — 1 спр. -и , -а(-я) – 2 спр
3. Если окончание безударное, то ставим глагол в начальную форму и смотрим, какой у него глагольный суффикс.
Если — и-, то 2 спр.
3.4. Работа над орфограммами.
-А сейчас вам предстоит определить спряжение записанных на доске глаголов и вставить пропущенные буквы.
Говор . шь, приход._м, чита._те, (он) принос._т, дыш..т
-В какой части слова пропущены орфограммы? (В окончании)
-Работаем у доски и в тетрадях.
-Кто начнет? (Приём:“Передай мел другому”)
Дети определяют спряжение глаголов двумя способами, вставляют пропущенные буквы.
4.4 Постановка проблемного вопроса.
Что-то не так? Попробуем порассуждать. (сам – но, 1. чел. у доски)
— Что у вас получилось?
Дышать -дышат (н. ф. дышать– Iспр.; 3л. мн. ч.длышат– IIспр.)
— Если опираться на н.ф., то в окончании мы должны писать гласную- е, а если опираться на 3 л.мн.ч., то – и. У нас получается противоречие. Давайте в окончании глагола оставим дырочку и напишем мену букв. Вернемся к нему чуть позже.
-Написание глагола поддается правилам? (Нет)
— У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить.
А может это одно слово в русском языке, и проблемы нет?
5.Работа над новой темой.
Работа с обратным словарём ( упр.48)
-Давайте воспользуемся обратным словарём. Откройте его на-ь, на –ать. Найдите глаголы, напечатанные крупным шрифтом. Выпишите столбиком те из них, которые не выделены жирным шрифтом. Их должно быть 4.Проверь, какие личные окончания у этих глаголов: ударные или безударные. К какому спряжению они должны относиться согласно правилу?
Н.ф. 2л.ед.ч. 3л.мн.ч.
Держать держишь держат
Гнать гонишь гонят
Дышать дышишь дышат
Слышать слышишь слышат
(Все глаголы на –ать, значит они относятся к 1 спряжению.(1 столбик)
У: Давайте проспрягаем эти глаголы рядом. Поставьте их в форму 2 л. ед числа -Какие окончания они имеют?
У: А теперь в форму 3 лица мн.ч..
У: Какие окончания у глаголов?
У:Что теперь вы скажите?
(По этим окончаниям глаголы должны относиться ко 2 спряжению.)
Вывод: Данные глаголы относятся и к 1 спр. и ко 2 спр.
+мы исследовали глагол-……..глаголы стоят в н.ф. имеют глагольный суффикс а перед ть, а когда ставим в 3 л.мн.ч.имеют окончания как у глаголов 2 спр.и во 2 л. Ед.ч.в окончании имеют букву и)
У: У нас опять противоречие, значит в русском языке есть глаголы, которые не подчиняются правилу. Прочитайте ещё раз эти глаголы. (Они на доске)
У: Как называются глаголы, которые не подчиняются правилу?
(Глаголы-исключения. Их нельзя проверить, надо запомнить)
5.1. Грамматическая сказка о глаголах — исключениях. (Презентация)
— A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока.
Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:
Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Пошли они к царю с просьбой:
— Милостивый государь, помоги нам.
Что случилось?
По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.
Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.
Физминутка
5.2.Выражение решения.
— Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр.69
— Прочитайте самостоятельно правило.
— Какое открытие вы для себя сделали?
(Глаголы- исключения… относятся ко II спряжению).
-Теперь можете сказать, к какому спряжению относится глагол «дышит»?
5.3Дифференцированная работа по объёму и степени сложности Вам предстоит выбрать задание по своим возможностям.
1 уровень
Списать, определить спряжение глаголов.
Сидим, шуршат, цветёшь, скользит, держать.
2 уровень
Списать пословицы, найти глаголы, определить спряжение
Охотник слышит, как лес дышит.. Воду в решете не удержишь
3 уровень
В пословице допиши пропущенную букву. Определить спряжение глаголов.
Не та рука плоха, что держ…т свое, а та, что тян…т чужое.
Ретроспективная оценка. После выполнения задания оцените свои возможности и напишите на полях букву л – если было выполнить задание, букву т- если было трудно.
5.3.Помощь в стихах.
— Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов- исключений я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения.(У каждого на парте листок со стихотворением). Давайте прочитаем его.
Весёлые рифмы.( на парте у каждого) Слайд с драконом
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать.
5.4 Глаголы-исключения
Есть ещё семь глаголов-исключений. Несмотря на то, что личные окончания у них безударные, и глагольный суффикс — е – в начальной форме, они относятся ко 2 спряжению
Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.
Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________смотреть
Целый мир прекрасно ______________ ,видеть
Всё плохое _______________ .ненавидеть
Научиться боль ______________терпеть
Чтоб никто не мог ________________,обидеть
Чтоб от сильных не _____________________,зависеть
Чтобы слабым не ________________.вертеть
Как же хочется всё _______________ .слышать
Птицу синюю в руках _______________ ,держать
Чистым свежим воздухом _________________ ,дышать
Не спешите мысли ______________ .гнать
Как прекрасно помечтать.
6.Итог урока. (рефлексия)
— Какова была тема урока?
— С какой проблемой столкнулись?
— Назовите глаголы- исключения II спряжения.
— Почему эти глаголы являются исключениями?
— Ребята, кто хорошо усвоил новую тему и может ее объяснить товарищу, поставьте на наборное полотно — ! знак.
У кого остались вопросы по новой теме, требуется помощь учителя и обращение к учебнику поставьте -? Знак.
— Спасибо за работу. (Выставление оценок)
Оценочный лист
-
«5»-все задания выполнял правильно;
-
«4»-выполнил все задания, иногда ошибался;
-
«3»-часто ошибался при выполнении заданий;
-
«2»-почти ничего не смог выполнить правильно.