Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ «Николаевская СОШ»

с. Николаевка

Благовещенского района

Алтайского края

Тема: «Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в».

Цель урока: Познакомить с согласными звуками [в], [в,] и буквами В, в.

Задачи урока:

  1. Уметь вычленять в речи согласные звуки [в], [в,], обозначать их в письменной речи; читать слоги и слова с изученными буквами; составлять сюжетный рассказ по картинке.

  2. Создать условия для формирования навыка чтения вслух; развития речи, памяти и логического мышления.

  3. Развивать умение давать звукам [в], [в,] характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.

  4. Воспитывать интерес к разным видам спорта.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Планируемые результаты:

Предметные

  • знать букву В,в, обозначаемые ими звуки

  • характеризовать звуки по алгоритму

  • читать слоги, слова, текст с изученной буквой

Метапредметные

  • понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда;

  • находить необходимую информацию о звуке по алгоритму

Личностные

  • формирование личностного, межличностного отношения к себе и окружающим

  • формировать умение слушать и слышать собеседника

Формируемые УУД:

  • умение принимать решение и отвечать за его результат

  • умение определять цель урока

  • практические умения работать со слогом и звуком

  • умение оценивать результат своих действий

Оборудование: азбука Горецкого, слоговая таблица (см. приложение), слоги, слова, схемы слов, раздаточный материал, презентация.

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формирование УУД:

1.Оргмомент

— Прозвенел звонок. Начинается урок!

— Чтобы на уроке у нас все получилось, нам необходимо сделать дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика «Сова»:

Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите с силой плечи. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, медленно с силой выдохните через рот. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи, сделайте вдох, задержите дыхание и выдохните медленно с силой через рот. Опустите руки, уроните голову на грудь. Сделайте вдох и выдох в свободном режиме. Повторите упражнение, держа левой рукой правое плечо.

Дети выполняют движения вместе с учителем

2.Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий.

-Дети, посмотрите, кто к нам прилетел на урок?

(Слайд 2.)

— Как вы думаете, что она нам принесла?

— Назовите все гласные, с которыми мы уже познакомились.

Ученики выставляют на классное наборное полотно.

— Почему их назвали гласные?

— Давайте хором споем.

-А с какими согласными мы уже знакомы?

— А почему их назвали согласные?

-Давайте покажем Мудрой сове, как мы умеем читать слоги с изученными буквами. (Чтение слоговой таблицы с изученными буквами. Учитель показывает на слог – дети читают.) (Слайд 3.)

— Мудрая сова.

— Задания, новую букву.

— А, о, и, ы, у.

Они поются; когда произносим, не встречают преграды.

Дети поют.

(Н, с, к, т, л, р) – ученики выставляют на классное наборное полотно.

Когда поизносим, встречают преграды; нельзя спеть.

Коммуникативные УУД: умение принимать решение, отстаивать свою точку зрения

Познавательные УУД: умения различать глазные и согласные звуки.

Регулятивные УУД:

3.Сообщение темы урока.

-А чтобы узнать, какова же тема нашего сегодняшнего урока мы с вами должны вспомнить, кто же наша гостья?

— А какой третий звук в этом слове?

— Кто же догадался, какой звук мы сегодня будем изучать? Что нам приготовила Мудрая сова?

Кто догадался, как звучит тема нашего урока?

— Молодцы! Скажите, пожалуйста, а вы любите спорт?

— Так вот, вместе с Мудрой совой мы отправимся на стадион. (Слайд 4.)

-Сова

-[в].

Звук [в].

-Согласные звуки [в], [в,], буквы в, В.)

-Да.

Коммуникативные УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

4.Формирование новых понятий и способов действий.

— Посмотрите, это кто нас встречает?

На доске картинка.

— Давайте хором произнесем слово.

— Разделим на слоги.

На доске появляется схема:

— Давайте поставим ударение. Позовите слово.

— Сколько слогов в этом слове?

— Произнесите первый слог.

— Выделите первый звук.

— Какой этот звук? Гласный или согласный?

— Докажите, что согласный?

— А он твердый или мягкий?

— Звонкий или глухой?

— Каким цветом обозначим?

— Произнесите слияние. (Ра.)

— Какое слияние?

— А теперь произнесите второй слог.

— Произнесите слияние. (Та.)

— Какое оно? (Твердое.)

— Произнесите последний звук. Какой он?

— Каким цветом обозначим?

На доске схема:

— Давайте прочитаем полученное слово.

— Прочитайте с ударением.

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Аналогичная работа проводится со словом ЛОВИ.

На доске схема:

Вратарь.

-Вратарь.

-Вра – тарь.

-Два.

-Вра.

[в].

-Согласный.

— Нельзя спеть, встречает преграды.

— Твердый

-Звонкий.

— Синим.

-Ра.

-Твердое.

-Тарь.

-Та.

-Твердое.

-[р,]. Согласный, мягкий.

-Зеленым.

-Читают по указке.

Коммуникативные УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме

Познавательные: осознанно стоить сообщения в устной форме

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Предметные: практические умения работать со слогом, звуком, схемой и звуко-буквенной моделью слова.

5.Применение знаний, формирование умений и навыков.

— Вспомните и назовите слова, где встречается звуки [в].

— Вспомните и назовите слова, где встречается звук [в,].

— Молодцы! Мудрая сова очень довольна! С каким же звуком мы с вами познакомились?

— Мудрая сова принесла букву, которой мы и будем записывать этот звук.

В в


Посмотрите на доску (на слайд). (Слайд 5.)

— Давайте покажем Мудрой сове, как мы умеем читать слоги с новой буквой.

(На доске или на слайде записаны слоги.) (Слайд 6.)

— Найдите и прочитайте слоги, которые соответствуют схеме (учитель показывает на схему.)

— Давайте прочитаем слова.

— А почему они написаны с большой буквы?

Упражнения для профилактики нарушения зрения.

Сядьте удобно, голову зафиксируйте неподвижно. Вспомните буквы, изображенные на карточках, попробуйте «нарисовать» их глазами.

Вова, волосы, корова, диван.

— Ветер, Света, цветы

[в], [в,].

Дети читают слоги и слова.

Дети выполняют задания.

Вова, Слава.

-Это имена

Коммуникативные УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме

Познавательные: осознанно стоить сообщения в устной форме

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Предметные: умение читать слоги и слова с новой буквой

6.Закрепление знаний

Упражнение по речеязыковому развитию учащихся.

Развитие устной речи.

Работа с моделями

Чтение языка условных обозначений. Сопоставление модели текста с записью.

Упражнение по речеязыковому развитию учащихся.

Развитие устной речи.

— Откройте азбуку (с. 69.)

— Что написано в столбиках?

— Будем читать по цепочке.

— Эти слова нам встретятся в тексте.

— А теперь прочитаем по цепочке текст.

Упражнение в распознавании буквы В.

(Дети получают карточки с заданием от Мудрой совы. Необходимо найти и обвести кружком букву В.) (Слайд 8.)

В


— Дети, Мудрая сова еще принесла каждому из вас задание. Среди этих букв вы должны найти букву В и обвести в кружок. Вот так:

— При выполнении задания вы должны быть очень внимательными. Когда я позвоню в колокольчик, вы завершите работу. (Примерно 1 минута) – проверка: назвать одного ученика и спросить, сколько букв он нашел в 1 строчке. Ребенок называет. Если класс согласен – хлопает в ладоши. Затем вторую строчку – другой ученик, и третью.

Ответы: 1 строка – 4; 2 строка – 4; 3 строка – 4.

Физкультминутка

-Откройте стр.71.Давайте по цепочке прочитаем слова, которые выделены жирным шрифтом вверху страницы и подумаем, что интересного можно заметить в этих словах?

Действительно, в некоторых словах в середине слова мы видим –рос-, а в некоторых –раст-. Написание таких слов трудное, поэтому в каждом случае нужно спрашивать у учителя как правильно пишется слово: с О или с А.

-Теперь прочитаем текст, который мы видим ниже под словами и подумаем, о чем в нем повествуется.

-Как одним словом можно назвать все то, что вырастили дети?

-Давайте составим звуковую модель этого слова на доске.

-Посмотрите на следующее задание в учебнике. Что заметили?

-Как думаете, какое задание здесь нужно будет выполнить?

-Кто изображен на первой картинке?

-Подходит ли схема, расположенная под картинкой к слову конь? Почему?

-Сколько слогов в слове?

-Какой первый звук в слове конь мы слышим?

-Каким цветом закрашиваем?

-Какой следующий звук мы слышим?

-Каким будет следующий звук?

-Какая по счету модель в учебнике соответствует нашему слову?

Аналогичная работа проводится со всеми словами и моделями. Обращается особое внимание на модели слов конь и кот, т.к. они отличаются только цветом последнего квадрата.

Физкультминутка

Прочитайте на с.70 азбуки предложение над картинками. Подходит ли оно к картинкам по смыслу?

-Внимательно рассмотрите их. Можно ли по ним составить рассказ? Чем может служить предложение: «как лиса ловила ворон»

-Составьте свой рассказ по картинкам.

-Рассмотрим следующую картинку. Кто на ней изображен?

— Дайте имена девочке и мальчику.

-Что делает девочка?

-Что делает мальчик?

-Давайте дополним предложение: Иван…….окно.

-Что интересного вы заметили?

-Действительно, буква в может встречаться не только в каком-то слове, но и сама быть отдельным словом.

-А можно ли сказать что мальчик ловит ворон, как вы считаете?

-Сравните выражения: «Лиса ловит ворон.» и «Мальчик на уроке ловит ворон.»

-Что обозначает выражение «ловить ворон»?

-Рассмотрите на стр.71 ленту букв. Куда мы поместили букву в и почему?

-Слова.

Дети читают по цепочке.

Дети самостоятельно выполняют задания, затем все вместе проверяют, сравнивая свои ответы с ответами на доске.

-В них чередуются буквы о и а в середине слов.

Дети читают вслух и высказывают свои предположения.

-Овощи.

Составляют звуковую модель.

-Есть картинки и модели.

-Проверить, правильно ли составлены модели для каждого слова и сопоставьте их с рисунки.

-Конь.

-Нет. В слове конь три звука, а в схеме 4.

-Один.

-Звук [к]-согласный, твердый, глухой.

-Синим.

-Звук [о]-гласный. закрашиваем красным.

-Звук [н`]-согласный, звонкий, мягкий. Закрашиваем синим цветом.

Дети находят подходящую модель.

-Как лиса ловила ворон. Это предложение подходит по смыслу к картинкам.

-Можно. Данное предложение является названием рассказа.

Дети составляют рассказы.

Примерный текст.

КАК ЛИСА ЛОВИЛА ВОРОН

Лиса была голодна. Увидев ворон, она решила поохотиться.

Лиса легла на дороге, притворившись мертвой. Три вороны опустились около нее. Улучив момент, лиса схватила одну из них. Две вороны улетели.

Своей находчивостью и хитростью лиса утолила голод.

-Дети.

Придумывают имена.

-Пишет в тетради.

-Смотрит по сторонам.

-Иван смотрит в окно.

-Что буква в может быть отдельным словом.

Высказывают свои предположения

-Мальчик «ловит ворон» – значит он невнимателен, отвлечен от дела, зазевался.

-На голубое поле(там согласные буквы).в верхнюю строчку .

Коммуникативные УУД: использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: осознанно стоить сообщения в устной форме

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Предметные: умение охарактеризовать звуки (гласный-согласный, твердый-мягкий)

7. Итог урока

— Какие гласные мы выставляли в начале урока на наборное полотно? (Упражнение на развитие долговременной памяти.)

— С какими звуками познакомились?

— А какой буквой обозначаем эти звуки?

— Что понравилось?

— Какие трудности испытали?

— Встаньте, кто считает, что потрудился хорошо?

-А,о,у,ы,и.

-[в], [в,].

-В.

Регулятивные УУД: умение оценивать результат своего труда.

КоммуникативныеУУД: понимать заданный вопрос, в соответсвии с ним строит ответ в устной форме,участвовать в диалоге.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here