1) Белякова Наталия Васильевна
2) Место работы: МБОУ «Погореловская СОШ», д. Погорелово, Тотемского района, Вологодская области
3) Должность: учитель начальных классов
Русский язык
4 класс УМК «Школа России» Т.Г. Рамзаева.
Тема раздела: Имя Прилагательное.
Тема урока: Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
Тип урока: Урок закрепления новых знаний и выработке умений.
Цель: Усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
Задачи:
-
Развивать умение распознавать данные падежи; умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
-
Формировать умение обосновывать написание окончаний, правильно употреблять и писать падежные окончания.
Оборудование: учебники, тетради, карточки-задания.
Словарь: ученик, инженер, директор, адрес, вокзал, берег, черный, огурец.
Межпредметные связи: литературное чтение, развитие речи.
Ход урока:
Содержание занятия | УУД | ||
Учитель (наиболее общие действия, фразы) | Ученик (ожидаемые действия в ходе диалога) | ||
1.Организация учащихся на урок. | Психологический настрой.
|
|
|
2.Словарно-орфографическая работа.
| 1.Словарный диктант. На доске записаны слова с пропущенными буквами: Уч..ник, инж…нер, д…ректор, адр…с, в…кзал, пш…ница, бер…г, ч..рный, огур..ц. Что объединяет все эти слова? Спишите слова в тетрадь вставьте пропущенные орфограммы. Найдите лишнее слово. Почему это слово лишнее? Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном? — Что обозначает? — На какие вопросы отвечает? — Каким членом предложения чаще всего бывает?
— Как определить падеж имени прилагательного в предложении?
|
Словарные слова, написание которых надо запомнить.
Имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении чаще всего бывает второстепенным членом. 1.Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное; 2. Определить падеж существительного; 3. По падежу существительного определить падеж прилагательного. | Коммуникативные (высказывания детей) Коммуникативные (высказывания детей) |
3. Целеполагание.
Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи | 1.На доске следующая запись: Подберите подходящие по смыслу прилагательные. Под ….. ым деревом в ….. ем платье За ….. им морем о ….. ом вечере С ….. ым флагом при ….. ом морозе
— В каком падеже записаны имена прилагательные?
— В каком роде?
Сформулируйте тему урока. Откройте учебник, совпадает ли названная вами тема с темой урока в учебнике. Прочитайте. Давайте сформулируем цель урока: распознавание творительного и предложного падежа имен прилагательных мужского и среднего рода. Что нам необходимо сделать, чтобы цель была достигнута?
-уметь находить имена прилагательные творительного и предложного падежей в м. ср р, — — выявить отличия творительного и предложного падежей м. р. и ср.р -применять полученные знания на практике (8 мин)
| 1.под огромным деревом за синим морем с российским флагом 2. о радостном вечере в летнем платье при сильном морозе
— 1-й столбик в Т.п., 2-й столбик в П.п. — в мужском и среднем роде — Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
Поставить задачи урока. | Познавательные (информационные) поиск и извлечение информации)
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
|
4. Открытие новых знаний
уметь находить имена прилагательные творительного и предложного падежей в м. ср р, Развивать умения обобщать наблюдения, делать выводы.
5. Формирование первичных умений на основе самоконтроля
выявить отличия творительного и предложного падежей м. р. и ср.р
| — Выберите и запишите словосочетания в творительном и предложном падежах. Под толстым льдом видны маленькие рыбешки. Дети заблудились в дремучем лесу. Дедушка долго бродил в еловом лесу. Со звонким шумом бежал ручей. Ребята наблюдали за шустрым зверьком. Поздним вечером мы возвращались в лагерь.
Чему мы учились на данном этапе урока? Значит, какой вывод можно сделать? Мы справили с первой задачей. Переходим к следующей задаче. Задание сложное. Ваша задача составить правильно словосочетания и записать в тетрадь, выделите окончание определите род и падеж. Один ученик будет работать за доской. Остальные работают в паре.
с красивым портфелем за старым сараем на огромном дереве за соседним селом о любимом человеке
— На какой вопрос отвечают прилагательные в Т.п.?
— На какой вопрос отвечают прилагательные в П.п.?
— Какие окончания у прилагательных м.р. и ср. р. в Т.п.?
— Какие окончания у прилагательных м.р. и ср. р. в П.п.?
Давайте заполним таблицу, Падеж род вопрос окончание Т п м.р каким? ЫМ ИМ с.р
Т.п. м.р о каком? ОМ ЕМ с.р Что вы можете сказать? Справились ли мы со 2 задачей. Переходим к третьей задаче. 3.Работа по учебнику Упр. 306, стр. 15 (по рядам) Сравните свою работу, с работой соседа по парте. — Спиши предложения, подчеркни главные члены. — Выпиши словосочетания с выделенными словами, вставляя пропущенные окончания. Укажи падеж.
Какую цель ставили на уроке? Как вы, думаете достиг ли мы цели урока? | 2.Толстым льдом (Т.п.), в дремучем лесу (П.п.), в еловом лесу (П.п.), звонким шумом (Т.п) за шустрым зверьком (Т.п.), поздним вечером (Т.п.).
распознавать Т. п. и П. п мы научились распознавать имена прилагательные.
Т.п. — с красивым портфелем (м.р.), за старым сараем (м.р.), за соседним селом (ср.р.) П.п. – на огромном дереве (ср.р.), о любимом человеке (м.р.) — словосочетания в Т.п. и П.п.
Прилагательные в Т.п. отвечают на вопрос КАКИМ? Прилагательные в П.п. отвечают на вопрос О КАКОМ? — Прилагательные в Т.п. м.р. и ср. р. имеют окончания — ЫМ, — ИМ Прилагательные в П.п. м.р. и ср. р. имеют окончания — ОМ, — ЕМ
Заполняют таблицу сами детию | Коммуникативные (высказывания детей)
Регулятивные (планирование действий
Коммуникативные (высказывания детей)
Коммуникативные (общение)
Познавательные (логические наблюдения, сравнения, умозаключения)
Познавательные (информационные
|
6. Рефлексия Учиться оценивать свою работу на уроке. | На доске запись: 1. Я научился распознавать им. прилагательные в творительном и предложном падежах м. р. и ср. р., задавать вопросы, и выделять окончания и могу научить другого. 2. Я знаю, как задавать вопросы и распознавать им. прилагательные в творительном и предложном падежах м. р. и ср. р 3. Было трудно.
|
| Регулятивные (удержание цели) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
7.Домашнее задание. | Упр. 308, стр. 16. — Спиши, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Укажи падеж. | Запись дом. зад. в дневники |
|