Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.»

Цель:

Создать условия для формирования представления об ударении, ударном и безударном слогах, развития умение находить в слове ударный слог.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятием «ударение », «ударный слог»;

2. рассмотреть смыслоразличительную роль ударения;

3. закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

4. развивать фонематический слух, память, внимание;

5. содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

6. актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

Ход урока

  1. Организационный момент

Каждый день, всегда, везде:

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Дыхательная, артикуляционная и фонематическая разминка

  • Дыхательное упражнение «Свеча»

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

  • Артикуляционная гимнастика.

  • «Шарик»: надуть щёки; сдуть щёки.

  • «Дудочка»: с напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты).

  • «Лошадка»: вытянуть губы; приоткрыть рот; поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

  • «Чистим зубки»: закрыть рот; провести круговые движения языка между губами и зубами.

  • «Футбол»: закрыть рот; упереться напряжённым языком то в одну, то в другую щёку.

  • Фонетическая зарядка (прием звукоподражания)

Как воздух выходит из шара? (С-с-с)

Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)

Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля).

Как мычит корова? (Му-у-у).

Как рычит собака? (Р-р-р).

Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

  1. Сообщение темы, цели урока

— Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы вот на этом кораблике.

Вот он кораблик из легкой коры –

Для трудных походов, нелегкой игры.

На этом кораблике под парусами,

Мы в дальние дали отправимся с вами.

Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.

Ну, что же согласны? Решили? Плывем!

— Итак, нам предстоит путешествие по морю Слов, на удивительный, таинственный остров, правит которым добрый Волшебник. Чтобы узнать имя этого волшебника, выполним задание : расставим карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается. ( Задание выполняется в группах, одна пара работает у доски)

Д

Е

Н

И

Р

Е

А

У

— Теперь вы знаете, что цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с Волшебником Ударение и попытаемся узнать его главные секреты. Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

4. Актуализация опорных знаний

— Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.

Помогите мне закончить фразы:

  • Наша речь состоит из … (предложений).

  • Предложение выражает … (законченную мысль).

  • Предложения состоят из … (слов).

Задание: составить предложение со словом корабль, чтобы оно соответствовало схеме.

.

Задание: посчитайте количество слов в предложении.

Наш корабль готов отплыть.

Составьте его схему. Как обозначить начало предложения? Как показать, что мысль закончена? (2 человека работают у доски)

Проверка выполнения , самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

— А из чего состоят слова?

Задание: слово, изображенное на картинке, разделить на слоги; показать цифру, соответствующую количеству слогов.

Море, парусник, капитан, штурвал, чайка, шторм, якорь.

Взаимооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

Вот отчалили мы от причала,

Наш корабль волна закачала,

И задул ветерок в паруса.

Обещая в пути чудеса.

Музыкальная физминутка « Чунга-чанга»

  1. Изучение нового материала

— Вот мы с вами и на таинственном острове Волшебника Ударение. Посмотрите, в каком большом и красивом замке он живет. Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты ! Открыть их можно только разгадав тайну.

ЗАМОК ЗАМОК

— Давайте попробуем прочитать эти слова. Что можете сказать про эти слова? Давайте разделим эти слова на слоги. Составим схему каждого слова. (выполняется по вариантам)

Что вы заметили?

— Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова? Сейчас попробуем открыть тайну.

Наблюдение за ударением ( демонстрация опыта со свечой)

Ребята, сейчас вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас я буду произносить слова, а вы следите за огоньком свечи . Наблюдайте , сколько раз в каждом слове оно качнется .

Учитель произносит слова : ДОМ, ШКО-ЛА, МА-ЛИ-НА (четко произносить по слогам, огонек должен реагировать на каждый слог)

— Кто из вас оказался самым внимательным, сможет мне сказать, сколько же раз колыхнулось пламя свечи в первом (втором, третьем) слове ?

— Почему пламя мигало по-разному ?

— А сейчас снова внимательно следите за огоньком.( учитель произносит слово маЛИна четко выделяя только ударный слог, огонь должен погаснуть)

— Как вы думаете, почему пламя погасло, хотя слово я не успела договорить? ( Выдохнула больше воздуха, произнесла с большей силой, т.е с ударением)

— Что же такое ударение? ( Часть слова, которая произносится с большей силой голоса)

— Итак, мы узнали , что такое ударение. Но главные ворота замка до сих пор закрыты.

Физкультминутка.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

Давайте снова посмотрим на наши картинки , слова и схемы. Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Что же нам помогает не спутать эти слова?

Давайте попробуем определить ударение в словах. ЗАМОК, ЗАМОК.

Учитель предлагает детям попробовать слова «позвать» к себе, произнося нараспев.

— Какой слог выделяли голосом в первом слове? Во втором слове?

— Какой вывод можем с вами сделать? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)

— Ребята , а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении? Правильно, его называют ударным. Ударение на схеме будем обозначать так: .

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем.

Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

  1. Закрепление изученного

— Посмотрите, вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.

— Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его в каждом слове.

Картинки: лиса, собака, кот, лошадь, волк, медведь, корова, жеребенок.

Задания : 1. разделить слова на слоги ( работа в парах)

2. постановка ударения, определение ударного слога ( коллективная работа)

— Давайте посмотрим на то, что у нас получилось, сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?

— Сколько слогов может быть в слове?

— Сколько ударных слогов бывает в слове? ( в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)

Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

— Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.

— Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?

Закончите предложение:

Сегодня я узнал…

Сегодня я научился…

На уроке мне было легко…

Пока мне трудно…

Приложение

Листок самооценки____________________

1

СО

4

Пр

2

СО

5

П

3

.

Т

6

Т

На каждой из оценочных палочек в соответствии с этапом урока учащимся ставится отметка вверху, посередине, внизу.

СО – выполнение задания соответствуют образцу (точно соответствует образцу, есть ошибки, не соответствует образцу)

Т – точность выполнения задания (выполнил точно, сомневаюсь, не выполнил)

Пр – слова на слоги разделены правильно ( ошибок не было, 1 ошибка, не справился)

П – понял новый материал ( все понятно, не все понятно, не понял)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here