13

Конспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классКонспект урока по русскому языку "Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами" 1 классНаименование ОУ:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»

ФИО автора:

Богданова Наталья Владимировна

Должность:

Учитель начальных классов

Город:

Сыктывкар

Файл:

Урок обучения грамоте

Тема:

Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами.

УМК :

«Школа–2100»

Урок обучения грамоте

составлен учителем начальных классов

МАОУ «Гимназия № 1» г. Сыктывкар

Богдановой Натальей Владимировной

Тема: Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами.

(УМК «Школа–2100») 

Цель: Познакомить с предлогами. Показать роль предлогов в словах.

Задачи:

формировать умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формировать умение писать слова с предлогами, предложения;

формировать умение анализировать текст;

формировать умение выделять предлоги в предложении, употреблять предлоги в речи.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: презентация по уроку, цветные полоски (зелёная, жёлтая, красная) для оценивания деятельности на уроке, лист оценивания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг .момент

Ι. Актуализация знаний

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

ΙΙΙ. Применение нового знания

ΙV. Итог

Дан был на урок звонок –

Ты проверь скорей, дружок:

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Букварь, пенал,

дневник, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

— Друзья, наш урок я бы хотела начать со следующего задания.

— Посмотрите на экран. Что написано?

(Слайд 2) ходит кот белый

— Докажите, что это слова.

— Прочитайте слово, которое обозначает живой предмет.

— Задайте к этому слову вопрос.

-Прочитайте слово, которое указывает на действие кота.

— Задайте к этому слову вопрос.

— Прочитайте слово, которое указывает на признак предмета.

— Задайте к этому слову вопрос.

— Ребята, что мы с вами делали?

— Какие умения формировали?

— Какие ещё задания можно предложить с этими словами?

— Предлагаю составить из слов предложение.(Слайд 3)

— Докажите, что вы составили предложение.

— Какие знания использовали, чтобы выполнить предложенное задание?

— Какие умения формировали?

— Для чего необходимо это умение?

— Оцените свою работу на данном этапе в листе оценивания и цветной полоской.

(Учитель спрашивает несколько детей, почему они именно так оценили свою работу

— Знаете, где больше всего любит ходить кот?

— Добавлю ещё оно слово в предложение, и вы узнаете, где любит ходить кот. (Слайд 4)

Ходит белый кот травке.

— Что скажете об этом предложении?

— Не убирая ни одного слова, откорректируйте, чтобы получилось предложение. Обсудите в парах.

— Какое предложение получилось? (Слайд 5)

Беседа с одной из пар.

— Какое было задание?

-Ваша пара выполнила задание, предложение составлено?

-Задание выполнено верно или с недочётами(ошибками)?

-Вы задание выполнили сами или с чьей-то помощью?

-Каким цветом вы оцените свою работу?

— Ребята, сейчас мы с _______ и _____ учились оценивать работу в паре.

— Оцените и вы свою умение работать в паре.

-Зачем нам нужно данное умение?.

-Вернёмся к предложению. Как откорректировали?

-Что такое «по»?

-Ребята, сколько вопросов я задала?

-А сколько мнений мы услышали?

— Какой возникает вопрос?

-Где можно найти ответ на наш вопрос?

-Откройте буквари на стр.64.

-Каким цветом написано «по»?

-Что ещё заметили?

— Как думаете, почему?

— В русском языке есть особенные коротенькие слова, в которых нет смысла, но роль их велика.

— Ребята, кто может назвать тему урока? (Слайд 6)

— Исходя из темы, попробуйте озвучить цель урока

-Что мы делали?

— Оцените умение ставить цель урока

— Исходя из цели урока, поставьте свою личную цель.

— Оцените своё умение ставить личную цель

— Составим план урока.(на доске)

— Что мы с вами делали?

— Оцените умение планировать.

-Прочитайте ещё раз слова, выделенные синим шрифтом.

— Эти слова называются предлогами. Их гораздо больше, чем записано в учебнике. (Слайд 7) Какие ещё предлоги я добавила?

— Какой пункт плана реализовали?

— Как называются новые слова?(Учитель заменяет в плане словосочетание «новые слова» на «предлоги»)

— Прочитайте слова (Слайд 8).

жук куст

— Можно ли их назвать предложением? Почему?

-Поставьте между этими словами предлоги у, на, под, за.

— Что заметили?

— Сделайте вывод.(Слайд 9)

— Что ещё заметили? (учитель может использовать термин «окончание»)

— Какой пункт плана выполнили?

Откройте прописи на с. 7. Есть ли здесь предлоги?

Прочитайте. Обведите их.

Посмотрите на картинку внизу страницы. Что на ней нарисовано?

Где находятся гномы?

Заштрихуйте шапочку гнома, который стоит у окна, синей ручкой (показываем карточку с направлением штриховки).

Найдите на второй строчке слова у окна. Обведите предлог зелёной ручкой, а слово – синей.

Найдите на картинке гнома, который лезет на окно. Заштрихуйте его колпачок красным цветом.

Найдите слова на окно, обведите предлог зелёным цветом, а слово – синим.

Скажите о местонахождении какого-нибудь гномика сами. Какой предлог использовали?

Найдите запись ваших слов в прописи. Обведите.

Аналогично проводится работа со словами на второй, третьей и четвёртой строчках на с. 7.

— Понаблюдайте, как записаны предлоги со словами. Сделайте вывод.

(Слайд 8)

Как вы думаете, какие ошибки можно допустить, записывая слова с предлогами?

Подчеркните карандашом пробел между предлогом и словом. Мы и в дальнейшем это «опасное» место будем называть пробел. 3

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Что было делать легко?

Чему ещё нужно поучиться? 4 4

— Оцените работу в прописи.

– Составьте предложения, используя слова из второго столбика.

Посмотрим, а в прописи есть предложение про тигра?

Прочитайте предложение на с. 7.

О ком это предложение?

Что сказано о тигре?

Повторите предложение, подсчитайте, сколько в нём слов?

Какие правила надо помнить, записывая предложение?

Обведите это предложение.

Предлог обведите в кружочек.

Подчеркните пробел между предлогом и словом.

2) – Прочитайте второе предложение.

О ком говорится в предложении?

А что у Тани?

Повторите предложение, подсчитайте, сколько в нём слов?

Какие правила надо помнить, записывая предложение?

Обведите это предложение.

Предлог обведите в кружочек.

Подчеркните пробел между предлогом и словом.

3) – Прочитайте следующее предложение.

Чем оно отличается от двух предыдущих? (Если испытывают затруднение: Какой знак стоит в конце этого предложения?)

Ответьте на этот вопрос.

Проверим наши ответы. Нам поможет «Букварь» стр 64.

-Какую работу выполняли?

-Оцените свою работу в прописи.(Учитель спрашивает нескольких учеников почему они именно так оценили работу).

Найдите на странице «Букваря» предложения.

Прочитайте их.

Прочитайте ещё раз, теперь уже выразительно, предложения с вопросительным знаком.

Что происходит с голосом, громкостью, когда мы о чём-то спрашиваем?

Обведите предлоги в кружок.

К каким словам относятся предлоги в этих предложениях?

Повторите вопрос из прописи.

Ответьте, пользуясь «Букварём». (У крота нора.)

А у нас какие были версии?

Давайте, подсчитав количество слов, продиктуем себе по слогам и запишем ответ на вопрос: «У кого нора?».

— Где можно найти подсказку, если возникнут затруднения?

Перечитайте по слогам написанное.

Молодцы.

-Что мы делали?

Рассмотрите иллюстрацию.

Кто на дереве?

Под деревом? У дерева?

Кто перед героями?

На чём они сидят?

На чём сидит кот?

Какие слова мне помогли задавать вам вопросы? Перечислите их.

-На партах у вас листочки с текстом к иллюстрации. Прочитайте и подумайте, какая работа предстоит.

Текст

Наступило утро. Тропинка ведёт ___ пригорку. ___ пригорка растёт кустарник. ___ сосной отдыхают папа и Гарик. ___ Гарика есть такса и котик… 6

— Проверим, что получилось.(Слайд 10)

Что делали?

-Оцените работу в группе.(Работа оценивается аналогично работе в паре).

Какой знак стоит в конце текста?

Что он обозначает?

У кого возникло желание дома продолжить текст?

Чего ещё не хватает нашему тексту?

— Озаглавим текст.

— Какие новые слова узнали?

Как они называются?

Какие трудности при написании вызывают?

Все ли пункты планы выполнили?

— Кто может рассказать все, что узнал, о предлогах?

-Достигли ли вы цели урока? Своей цели?

Что получалось сегодня лучше всего?

Над чем еще предстоит поработать?

— Посмотрите на оценочный лист, вспомните этапы урока и попробуйте оценить всю работу на уроке.

Приветствие учителя, самоорганизация 2

Фронтальная работа 1 5 3 2

— Слова

— Имеют смысл.

— «Кот»

— Кто?

— «Ходит»

— Что делает?

«Белый».

— Какой?

-Работали со словами: читали, задавали к ним вопросы.

-Умение работать с информацией, умение задавать вопросы к словам.

— Назови лишнее («кот», т.к односложное); поставь ударение, сделай звуковой анализ и.т.д

— Ходит белый кот.

— Слова связаны по смыслу, выражает законченную мысль

— Знание о том, что такое предложение.

— Умение составлять предложения.

— Для того, чтобы уметь правильно, грамотно формулировать свою мысль.

Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской.

— Предположения детей.

— Это не предложение, т.к слова «кот» и «травке» не связаны по смыслу.

Работа в паре.

— Ходит белый кот по травке.

Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской.

Умения общаться, договариваться, слушать и слышать собеседника, искать и приходить к общему мнению очень важны не только на уроке, но и в жизни.

— Добавили «по» между слов «кот» и «травке»

Дискуссия.

Кто-то из детей скажет, что «по» — это слог, кто- то опровергнет и скажет, что предложение не может состоять из слогов, следовательно, «по» — это слово. Кто-то выскажет мнение, что «по» не несет никакой смысловой нагрузки и это не слово.

— Один

-Несколько

— Кто прав? Что же всё-таки такое «по»?

— В букваре.

— Синим.

— Помимо «по» синим цветом выделены «у, над, на, к, от, с, при, про, о».

Предположения детей.(наверное, есть что – то общее)

Слова «у, на, к, по, от, с, при, про, о»

— Как называются эти слова и какова их роль.

Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской.

(Варианты ответов:

— ставлю цель узнать как можно больше о предлогах,

— ставлю цель внимательно слушать, активно работать, аккуратно писать в прописях предлоги, в конце урока рассказать всё, что узнал о предлогах и т. п)

Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской.

План. 3 2 4

— знакомство с новыми словами;

— роль новых слов в речи;

— запись новых слов, предложений с новыми словами;

— чтение новых слов, предложений с новыми словами;

-Планировали свою деятельность на уроке.

Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской.

— за, над, перед, об, под.

Нет, т. к слова не связаны по смыслу.

Жук у куста.

Жук на кусте.

Жук под кустом.

Жук за кустом.

-Благодаря предлогам, получились предложения, т. к слова стали связаны по смыслу.

Предлоги служат для связи слов в предложении.

Предлоги позволяют менять «концовку» слова.

Работа в прописи 4

О, у, на, к. по, от, с.

— Окно и гномы.

— Ответы детей.

Варианты детей.

— Предлоги со словами пишутся раздельно.

— Учились записывать и употреблять предлоги со словами. Научились подчёркивать «пробел»

Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской.

Работа в « Букваре» стр.64

Чтение слов с предлогами и составление предложений

со словом тигр.

Работа в прописи. 2 4

-У тигра когти.

— О тигре.

— У него есть когти.

— В предложении 3 слова.

— Первое слово в предложении записывается с заглавной буквы, в конце предложения – конечный знак.

— У Тани ногти.

— У кого нора?

— Записывали предложения, учились находить предлоги в предложении, повторяли правило записи предлога со словами.

Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской.

Работа в «Букваре». 6

У Нины книга про кита. Нина, как книга? Нора крота у куста. Нора пуста?

-У кого нора?

Запись предложения в прописи.

— В «Букваре».

-Мы учились работать с информацией, учились искать нужное нам предложение. Учились списывать с печатного образца.

Работа в «Букваре».

Предлоги на, под, у, перед

— Нужно вставить подходящие по смыслу предлоги.

Работа в микрогруппах ( по 4 человека).

Наступило утро. Тропинка ведёт к пригорку. Около пригорка растёт кустарник. Под сосной отдыхают папа и Гарик. У Гарика есть такса и котик… 6

Учились употреблять предлоги в речи.

Многоточие.

Текст можно продолжить.

— Заглавия.

— Варианты детей.

Оценка работы цветной полоской.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Список использованных источников:

  • Букварь. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.  

  • Мои волшебные пальчики. Прописи. 1 класс. В 5-ти частях. Часть 3. Пронина О.В.

  • Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя. Бунеева Е.В.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист оценивания

  1. Ставлю ЦЕЛЬ урока:

  2. Ставлю свою ЦЕЛЬ:

  3. Планирую свою деятельность:

  4. РАБОТА С НОВЫМИ СЛОВАМИ:

РАБОТА В БУКВАРЕ:

  • Со словами

  • С предложениями

РАБОТА В ПРОПИСИ:

  • Со словами

  • С предложениями

5. РАБОТА В ПАРЕ:

6. РАБОТА В ГРУППЕ:

Лист оценивания

1. Ставлю ЦЕЛЬ урока:

2. Ставлю свою ЦЕЛЬ:

3. Планирую свою деятельность:

4. РАБОТА С НОВЫМИ СЛОВАМИ:

РАБОТА В БУКВАРЕ:

  • Со словами

  • С предложениями

РАБОТА В ПРОПИСИ:

  • Со словами

  • С предложениями

5. РАБОТА В ПАРЕ:

6. РАБОТА В ГРУППЕ:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here