Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»
ФИО автора:
Богданова Наталья Владимировна
Должность:
Учитель начальных классов
Город:
Сыктывкар
Файл:
Урок обучения грамоте
Тема:
Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами.
УМК :
«Школа–2100»
Урок обучения грамоте
составлен учителем начальных классов
МАОУ «Гимназия № 1» г. Сыктывкар
Богдановой Натальей Владимировной
Тема: Упражнение в чтении и письме. Знакомство с предлогами. Написание слогов и слов с изученными буквами.
(УМК «Школа–2100»)
Цель: Познакомить с предлогами. Показать роль предлогов в словах.
Задачи:
– формировать умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формировать умение писать слова с предлогами, предложения;
– формировать умение анализировать текст;
– формировать умение выделять предлоги в предложении, употреблять предлоги в речи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: презентация по уроку, цветные полоски (зелёная, жёлтая, красная) для оценивания деятельности на уроке, лист оценивания.
Ход урока | Формирование УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Орг .момент
Ι. Актуализация знаний
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
ΙΙΙ. Применение нового знания
ΙV. Итог
| Дан был на урок звонок – Ты проверь скорей, дружок: Все ль на месте, Все ль в порядке: Букварь, пенал, дневник, тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
— Друзья, наш урок я бы хотела начать со следующего задания. — Посмотрите на экран. Что написано? (Слайд 2) ходит кот белый — Докажите, что это слова. — Прочитайте слово, которое обозначает живой предмет. — Задайте к этому слову вопрос. -Прочитайте слово, которое указывает на действие кота. — Задайте к этому слову вопрос. — Прочитайте слово, которое указывает на признак предмета. — Задайте к этому слову вопрос. — Ребята, что мы с вами делали?
— Какие умения формировали?
— Какие ещё задания можно предложить с этими словами?
— Предлагаю составить из слов предложение.(Слайд 3)
— Докажите, что вы составили предложение.
— Какие знания использовали, чтобы выполнить предложенное задание? — Какие умения формировали?
— Для чего необходимо это умение?
— Оцените свою работу на данном этапе в листе оценивания и цветной полоской. (Учитель спрашивает несколько детей, почему они именно так оценили свою работу — Знаете, где больше всего любит ходить кот? — Добавлю ещё оно слово в предложение, и вы узнаете, где любит ходить кот. (Слайд 4) Ходит белый кот травке. — Что скажете об этом предложении?
— Не убирая ни одного слова, откорректируйте, чтобы получилось предложение. Обсудите в парах. — Какое предложение получилось? (Слайд 5)
Беседа с одной из пар. — Какое было задание? -Ваша пара выполнила задание, предложение составлено? -Задание выполнено верно или с недочётами(ошибками)? -Вы задание выполнили сами или с чьей-то помощью? -Каким цветом вы оцените свою работу? — Ребята, сейчас мы с _______ и _____ учились оценивать работу в паре. — Оцените и вы свою умение работать в паре.
-Зачем нам нужно данное умение?.
-Вернёмся к предложению. Как откорректировали?
-Что такое «по»?
-Ребята, сколько вопросов я задала? -А сколько мнений мы услышали? — Какой возникает вопрос?
-Где можно найти ответ на наш вопрос? -Откройте буквари на стр.64. -Каким цветом написано «по»? -Что ещё заметили?
— Как думаете, почему?
— В русском языке есть особенные коротенькие слова, в которых нет смысла, но роль их велика. — Ребята, кто может назвать тему урока? (Слайд 6)
— Исходя из темы, попробуйте озвучить цель урока -Что мы делали? — Оцените умение ставить цель урока
— Исходя из цели урока, поставьте свою личную цель.
— Оцените своё умение ставить личную цель
— Составим план урока.(на доске)
— Что мы с вами делали?
— Оцените умение планировать.
-Прочитайте ещё раз слова, выделенные синим шрифтом. — Эти слова называются предлогами. Их гораздо больше, чем записано в учебнике. (Слайд 7) Какие ещё предлоги я добавила? — Какой пункт плана реализовали? — Как называются новые слова?(Учитель заменяет в плане словосочетание «новые слова» на «предлоги») — Прочитайте слова (Слайд 8). жук куст — Можно ли их назвать предложением? Почему? -Поставьте между этими словами предлоги у, на, под, за.
— Что заметили?
— Сделайте вывод.(Слайд 9)
— Что ещё заметили? (учитель может использовать термин «окончание»)
— Какой пункт плана выполнили? – Откройте прописи на с. 7. Есть ли здесь предлоги? – Прочитайте. Обведите их. – Посмотрите на картинку внизу страницы. Что на ней нарисовано? – Где находятся гномы? – Заштрихуйте шапочку гнома, который стоит у окна, синей ручкой (показываем карточку с направлением штриховки). – Найдите на второй строчке слова у окна. Обведите предлог зелёной ручкой, а слово – синей. – Найдите на картинке гнома, который лезет на окно. Заштрихуйте его колпачок красным цветом. – Найдите слова на окно, обведите предлог зелёным цветом, а слово – синим. – Скажите о местонахождении какого-нибудь гномика сами. Какой предлог использовали? – Найдите запись ваших слов в прописи. Обведите. Аналогично проводится работа со словами на второй, третьей и четвёртой строчках на с. 7. — Понаблюдайте, как записаны предлоги со словами. Сделайте вывод. (Слайд 8) – Как вы думаете, какие ошибки можно допустить, записывая слова с предлогами? – Подчеркните карандашом пробел между предлогом и словом. Мы и в дальнейшем это «опасное» место будем называть пробел. 3 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Что было делать легко? – Чему ещё нужно поучиться? 4 4 — Оцените работу в прописи.
—– Составьте предложения, используя слова из второго столбика.
– Посмотрим, а в прописи есть предложение про тигра? – Прочитайте предложение на с. 7. – О ком это предложение? – Что сказано о тигре? – Повторите предложение, подсчитайте, сколько в нём слов? – Какие правила надо помнить, записывая предложение? – Обведите это предложение. – Предлог обведите в кружочек. – Подчеркните пробел между предлогом и словом. 2) – Прочитайте второе предложение. – О ком говорится в предложении? – А что у Тани? – Повторите предложение, подсчитайте, сколько в нём слов? – Какие правила надо помнить, записывая предложение? – Обведите это предложение. – Предлог обведите в кружочек. – Подчеркните пробел между предлогом и словом. 3) – Прочитайте следующее предложение. – Чем оно отличается от двух предыдущих? (Если испытывают затруднение: Какой знак стоит в конце этого предложения?) – Ответьте на этот вопрос. – Проверим наши ответы. Нам поможет «Букварь» стр 64. -Какую работу выполняли?
-Оцените свою работу в прописи.(Учитель спрашивает нескольких учеников почему они именно так оценили работу). Найдите на странице «Букваря» предложения. – Прочитайте их. – Прочитайте ещё раз, теперь уже выразительно, предложения с вопросительным знаком. – Что происходит с голосом, громкостью, когда мы о чём-то спрашиваем? – Обведите предлоги в кружок. – К каким словам относятся предлоги в этих предложениях? – Повторите вопрос из прописи. – Ответьте, пользуясь «Букварём». (У крота нора.) – А у нас какие были версии? – Давайте, подсчитав количество слов, продиктуем себе по слогам и запишем ответ на вопрос: «У кого нора?». — Где можно найти подсказку, если возникнут затруднения? – Перечитайте по слогам написанное. – Молодцы. -Что мы делали?
– Рассмотрите иллюстрацию. – Кто на дереве? – Под деревом? У дерева? – Кто перед героями? – На чём они сидят? – На чём сидит кот? – Какие слова мне помогли задавать вам вопросы? Перечислите их. -На партах у вас листочки с текстом к иллюстрации. Прочитайте и подумайте, какая работа предстоит. Текст Наступило утро. Тропинка ведёт ___ пригорку. ___ пригорка растёт кустарник. ___ сосной отдыхают папа и Гарик. ___ Гарика есть такса и котик… 6 — Проверим, что получилось.(Слайд 10)
Что делали?
-Оцените работу в группе.(Работа оценивается аналогично работе в паре). – Какой знак стоит в конце текста? – Что он обозначает? – У кого возникло желание дома продолжить текст? – Чего ещё не хватает нашему тексту? — Озаглавим текст. — Какие новые слова узнали? – Как они называются? – Какие трудности при написании вызывают? – Все ли пункты планы выполнили? — Кто может рассказать все, что узнал, о предлогах? -Достигли ли вы цели урока? Своей цели? – Что получалось сегодня лучше всего? – Над чем еще предстоит поработать? — Посмотрите на оценочный лист, вспомните этапы урока и попробуйте оценить всю работу на уроке. | Приветствие учителя, самоорганизация 2
Фронтальная работа 1 5 3 2 — Слова
— Имеют смысл. — «Кот»
— Кто?
— «Ходит» — Что делает?
«Белый». — Какой? -Работали со словами: читали, задавали к ним вопросы. -Умение работать с информацией, умение задавать вопросы к словам. — Назови лишнее («кот», т.к односложное); поставь ударение, сделай звуковой анализ и.т.д
— Ходит белый кот.
— Слова связаны по смыслу, выражает законченную мысль
— Знание о том, что такое предложение. — Умение составлять предложения. — Для того, чтобы уметь правильно, грамотно формулировать свою мысль. Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской.
— Предположения детей.
— Это не предложение, т.к слова «кот» и «травке» не связаны по смыслу.
Работа в паре.
— Ходит белый кот по травке.
— Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской.
— Умения общаться, договариваться, слушать и слышать собеседника, искать и приходить к общему мнению очень важны не только на уроке, но и в жизни.
— Добавили «по» между слов «кот» и «травке»
Дискуссия. Кто-то из детей скажет, что «по» — это слог, кто- то опровергнет и скажет, что предложение не может состоять из слогов, следовательно, «по» — это слово. Кто-то выскажет мнение, что «по» не несет никакой смысловой нагрузки и это не слово.
— Один -Несколько — Кто прав? Что же всё-таки такое «по»? — В букваре.
— Синим. — Помимо «по» синим цветом выделены «у, над, на, к, от, с, при, про, о». Предположения детей.(наверное, есть что – то общее)
— Слова «у, на, к, по, от, с, при, про, о»
— Как называются эти слова и какова их роль.
Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской. (Варианты ответов: — ставлю цель узнать как можно больше о предлогах, — ставлю цель внимательно слушать, активно работать, аккуратно писать в прописях предлоги, в конце урока рассказать всё, что узнал о предлогах и т. п) Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской. План. 3 2 4 — знакомство с новыми словами; — роль новых слов в речи; — запись новых слов, предложений с новыми словами; — чтение новых слов, предложений с новыми словами; -Планировали свою деятельность на уроке. Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской.
— за, над, перед, об, под.
Нет, т. к слова не связаны по смыслу. Жук у куста. Жук на кусте. Жук под кустом. Жук за кустом. -Благодаря предлогам, получились предложения, т. к слова стали связаны по смыслу. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги позволяют менять «концовку» слова.
Работа в прописи 4
О, у, на, к. по, от, с. — Окно и гномы.
— Ответы детей.
Варианты детей.
— Предлоги со словами пишутся раздельно.
— Учились записывать и употреблять предлоги со словами. Научились подчёркивать «пробел»
Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской. Работа в « Букваре» стр.64 Чтение слов с предлогами и составление предложений со словом тигр. Работа в прописи. 2 4
-У тигра когти. — О тигре. — У него есть когти.
— В предложении 3 слова. — Первое слово в предложении записывается с заглавной буквы, в конце предложения – конечный знак. — У Тани ногти.
— У кого нора?
— Записывали предложения, учились находить предлоги в предложении, повторяли правило записи предлога со словами. Оценка работы в листах оценивания(цветной кружок) и цветной полоской. Работа в «Букваре». 6
У Нины книга про кита. Нина, как книга? Нора крота у куста. Нора пуста?
-У кого нора?
Запись предложения в прописи. — В «Букваре».
-Мы учились работать с информацией, учились искать нужное нам предложение. Учились списывать с печатного образца. Работа в «Букваре».
Предлоги на, под, у, перед
— Нужно вставить подходящие по смыслу предлоги. Работа в микрогруппах ( по 4 человека).
Наступило утро. Тропинка ведёт к пригорку. Около пригорка растёт кустарник. Под сосной отдыхают папа и Гарик. У Гарика есть такса и котик… 6 Учились употреблять предлоги в речи.
Многоточие. Текст можно продолжить.
— Заглавия. — Варианты детей.
Оценка работы цветной полоской.
| Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
Список использованных источников:
-
Букварь. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
-
Мои волшебные пальчики. Прописи. 1 класс. В 5-ти частях. Часть 3. Пронина О.В.
-
Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя. Бунеева Е.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист оценивания 1. Ставлю ЦЕЛЬ урока: 2. Ставлю свою ЦЕЛЬ: 3. Планирую свою деятельность: 4. РАБОТА С НОВЫМИ СЛОВАМИ: РАБОТА В БУКВАРЕ:
РАБОТА В ПРОПИСИ:
5. РАБОТА В ПАРЕ: 6. РАБОТА В ГРУППЕ: |