Оленицкая Марина Тарасовна

МБОУ «СОШ №4» г. Лесосибирска Красноярского края

Учитель начальных классов

Урок по русскому языку для 1 класса «Правописание ЖИ – ШИ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши; научить писать слова с сочетаниями жи – ши; вырабатывать навыки грамотного письма; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи – ши.

Метапредметные:

регулятивные принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят коррективы;

познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике; овладевают речевыми умениями и умением логически мыслить, развивают внимание,

коммуникативныепринимают участие в работе парами, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества.

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы: звуковые карточки-модели (у каждого ребенка), шаблоны для составления схем предложений (у каждого ребенка), картинки-отгадки, конверт со слогами, УМК «Кирилла и Мефодия».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок −

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Записываем число, классная работа в рабочую тетрадь.

II. Сообщение темы урока.

Прочитайте слова на доске.

Лыжи, шина.

Какая орфограмма спрятана в этих словах? (жи-ши – показ на доске)

— Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Правописание ЖИ-ШИ)

— Чему будем учиться сегодня на уроке? (Узнать есть правило для написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Научиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.) Цели урока появляются на доске.

Дайте характеристику звукам [ж], [ш]. (согл, звон, тв, парн; согл, глух, тв, парн). Покажите звуковыми знаками. (Показ на доске)

— Что общего у данных звуков? (согл, всегда тв.)

— А почему? Ведь буква И дает мягкость предшествующему согласному звуку. (Эти звуки всегда твердые).

— Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку про буквы Ж и Ш.

Сказка «Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И»

Давным – давно, ещё сто лет назад, буквы только начинали знакомиться друг с другом. Жили они в посёлке, который назывался Алфавит. И жили в этом посёлке одни только буквы от А до Я. Все буквы дружили друг с другом.

А буквы Ж и Ш сначала подружились с буквой Ы, но потом поссорились и больше их вместе никто никогда не видел. Потом Ж и Ш подружились с буквой И, и им вместе было так хорошо, что они решили больше никогда не расставаться. С тех пор буквы Ж и Ш, так и ходят с буквой И парой, крепко держась за руки.

III. Чистописание.

— Прочитайте хором слоги ЖИ и ШИ. Какие виды соединений букв здесь используются? (Верхнее соединение)

— Обратите внимание, при написании слога ШИ соединение немножечко длиннее.

— Первый вариант повернитесь к окну, второй вариант прописывает слоги ЖИ и ШИ на спине соседа. Поменялись! Покажите, чья пара закончила работу.

Физкультминутка

Подготовка руки к письму.

Мы писали, мы писали.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем и опять писать начнем.

Выполните письмо по образцу в тетради:

Пишем по 5 сочетаний каждого вида.

Самопроверка.

Оцените, элемент соединения букв в сочетании ШИ.

-Придумайте и запишите по одному слову со слогами жи и ши.

IV. Работа по теме урока.

1. Запись слов в 2 столбика.

Учитель читает загадку.

Запишите слова в два столбика: жи и ши.

 Покружилась в воздухе

Звездочка немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни… (машина).

Р а б о т а с и н т е р а к т и в н о й д о с к о й.

— УМК «Кирилла и Мефодия». Обучение грамоте. Урок 12 «Как Ежик читать учился (буквы е, ё, ж, ш)». Задание № 7.

Запись слова ШИШКА.

Подчеркните сочетания жи–ши.

— Как вы думаете? Какое правило есть в русском языке? (ЖИ – ШИ пиши с буквой И)

— Буквы Ж, Ш и И придумали для всех ребят такое правило:

ЖИ и ШИ такие слоги,

Что всегда к ребятам строги.

ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

Только с И всегда пиши!

(Хором проговаривают)

Взаимопроверка. Верно записаны слова в каждый столбик?

2.Работа со словами. (Работа в парах)

«Соберите» слова из слогов и запишите их в тетрадь в 2 столбика. (Одна пара работает у доски, остальные на местах.)

лу

жи

чи

жи

лы

жи

ши

ло

мы

ши

Запись: лужи, чижи, лыжи, шило, мыши.

Подчеркните сочетания жи–ши.

3. Работа с предложением.

— Составьте предложение из слов. (Устно.) (Один ребенок у доски.)

— Вставьте пропущенные буквы.

— Запишите предложение в тетрадь. Вспомним правила записи предложения.

— Подчеркните односложные слова.

У Маш.. ж..л рыж..й кот.

Составьте схему предложения.

4. Задание на внимание.

Я прочитаю вам отрывок из стихотворения Ю. Мориц, а вы послушайте его внимательно и запомните слова с сочетаниями жи–ши.

Что такое вышина?

Тучи, ветер, тишина.

А за тучами гуляют

Солнце, звезды и луна.

VI. Итог урока.

— Назовите тему нашего урока.

— Чему научились на уроке?

— Что нового узнали на уроке?

— Оцените свою работу на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here