ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2100»

Конспект урока по русскому языку

В 4 классе
«Алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении»

подготовила

учитель начальной школы

Калякина Светлана Николаевна

г. Москва
2014

Задачи:

  1. Ввести алгоритм нахождения главных членов предложения, отрабатывать навык определения сказуемого и подлежащего в предложении, закреплять умение определять знаки препинания в предложении (тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.

  2. Развивать внимание к содержанию языкового материала, наблюдательность, умение рассуждать и делать выводы.

  3. Формировать умение общаться, воспитывать уважение к старшим, в том числе к матери.

Учитель. — Запишем число, классная работа. Трое учеников будут работать на карточках.

1.Словарная работа.

Сердце, радостный, распускает, берёзка.

2.Повторение пройденного и актуализация знаний

Проверка дз.

Учитель. Назовите подлежащее и сказуемое в первом предложении, (рассказ интересный и поучительный.) Вы согласны? Во втором предложении, (беседа — развлечение) В третьем предложении, (изучалось правило) Три ученика по очереди называют подлежащее и сказуемое.

Учитель. Что такое подлежащее? (Это член предложения от которого зависят

грамматические формы сказуемого)

Что такое сказуемое? (Это член предложения, выражающий грамматическое значение

предложения).

3. Постановка учебной задачи и поиск её решения.

Учитель. -Ребята, мне нужна ваша помощь — разобраться, кто прав? Два мальчика искали подлежащее и сказуемое в предложении:

Этот мяч подарили мне к дню рождения родители.

Петя рассуждал так. В предложении говорится о мяче. Значит, мяч — это подлежащее. А что сообщается о мяче? Что его подарили. Подарили — это сказуемое.

Алёша ему возразил.

-А почему ты начинал с подлежащего? Лучше сначала найти сказуемое, а уж потом искать

подлежащее. Сказуемое выражает ГЗ предложения. Вот и нужно изменить это значение и

посмотреть, какое слово изменится. Это и будет сказуемое. Например, это предложение

нужно изменить так:

Этот мяч подарят мне ко дню рождения родители.

Изменился глагол подарили, значит, это и есть сказуемое.

Петя упрямился.

-Но ведь я тоже сказал, что это сказуемое. Какая же разница, как его искать?

-Есть разница. Ты сначала искал подлежащее и решил , что подлежащее — мяч.

А лучше сначала искать сказуемое. И только потом можно найти подлежащее — слово, от

которого зависит сказуемое. И тогда окажется, что мяч — это совсем не подлежащее.

— Как это так?! — возмутился Петя. — Ведь в предложении говорится о мяче

Учитель. -Как вы считаете, кто прав — Петя или Алёша? Какое слово в этом предложении является подлежащим? (подлежащее -родители)

4. Моделирование.

Учитель. — Так какой член предложения надо искать первым: подлежащее или сказуемое? А

вторым? Как нам записать , что первым ищем сказуемое? {1. =)

Что записать дальше? ( 2. .) Итак, мы вывели сейчас алгоритм нахождения сказуемого и

подлежащего в предложении. Наш вывод в этой памятке.

Учитель на доску вывешивает алгоритм:

1. =

2.

Учитель. -Так можно работать только с этим предложением или с любыми?

5. Рефлексия.

  • Найдите подлежащее и сказуемое в таком предложении: Этот мяч подарок ко дню рождения.

  • Какой знак пропущен в этом предложении?

Запишите его, подчеркните в нём подлежащее и сказуемое, работая в парах.

Проверка. Двое учеников выходят к доске и подчёркивают. Все сверяют со своей работой.

Учитель. — Ребята, вы получаете подарки от своих родителей. Ведь они любят вас. А как вы можете отблагодарить своих маму, папу за любовь и заботу?

Физминутка.

На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:»Такого свиста, мы не слышали пока»
плечи поднять

Учитель. — Откройте учебники. Найдите упр. 252. Прочитаем задание.

Прочитаем текст.

Запишем первое предложение. Обсудите в парах и подчеркните подлежащее и сказуемое.

— А что будете искать первым? Как ?

(Надо изменить ГЗ предложения и посмотреть, какое слово изменится. Это и будет сказуемое).

Работа в парах. Кто выполнил первым — на доске на записанных заранее предложениях

подчёркивают подлежащее и сказуемое. Все сверяют свои работы с доской.

Также работаем со вторым предложением.

Учитель. — Остальные предложения списываем и работаем также.

6. Индивидуальная рефлексия.

Работа на карточках по вариантам.

1 в.

Спиши. Поставь пропущенный знак препинания.

Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Радуют сердце краски весенней земли. Ландыш редкий подарок весны.

2в.

Спиши. Поставь пропущенный знак препинания.

Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Весна радостное время года. Берёзки в лесу распускают свои клейкие листочки.

Проверка самостоятельной работы.

7. Итог урока.

Учитель. — Ребята, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
— Чему учились?

-Мы находили в предложениях главные члены, а как вы думаете, есть ли другие члены предложения?

— Чему же ещё нам предстоит учиться на следующих уроках?

Список использованной литературы

1. Е. В. Восторгова, Т.В.Некрасова, Л .В. Чеботкова. Русский язык 4 класс-М.:

« Вита-Пресс»,2006.
2.  Е. В. Восторгова ,  Л. В.Чеботкова Методическое пособие к учебнику русского языка 4 класс — М: «Вита-Пресс» 2006 г.


Использованные Интернет-ресурсы

1. http://www.ourkids.ru/Logopedia/fizmin.shtml
2. http://www.razumniki.ru/korotkie_rasskazy_o_vesne.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here