Русский язык
Конспект урока по теме:
«Разделительный мягкий знак»
2 класс
Анисина
Елена Николаевна
МАОУ СОШ № 4
г. Златоуст
Урок русского языка
Разделительный мягкий знак
Оборудование: медиапроектор, интерактивная доска, схемы, карточки с заданиями
Ход урока
I. Орг. момент
II. Проверка домашнего задания -Начнём урок с проверки домашней работы. — Какое задание выполняли дома? -Назовите буквы, которые помогли вам правильно выполнить задание? Е А Ь Я О — Почему? — Проверьте, правильно ли вы подчеркнули буквы на месте мягких согласных звуков. ребята девочка пальто -Кто не допустил ошибок?
-В каком слове букв больше, чем звуков?
Буква мягкий знак поможет нам сегодня открыть секреты страны Грамматики.
III. Минутка чистописания Дети пишут в тетрадях букву мягкий знак и нижним соединением присоединяют рисунок (якорь). -Что можете сказать о количестве букв и звуков в слове якорь? -Какое соединение используем при написании?
IV. Словарная работа -Восстановите затранскрибированные слова: [ маркоф’] [ кан’к’и] [ мал’ч’ик] -Какие орфограммы объединяют эти существительные?
|
V. Подготовка к изучению нового материала —Вспомните, что вы знаете о мягком знаке-показателе мягкости? Ь- показатель мягкости
в конце слова в середине слова
после согласных между двумя согласными
-Каждое Министерство приготовило своё домашнее задание, свой вопрос ребятам. 1) Министерство культуры —Отгадайте зашифрованное слово, найдите подходящий значок. РЫБА – ПТИЦА – ЗВЕРЬ –
ЯЬРЕП — ? Записываем слово ПЕРЬЯ в тетрадь.
2) Редколлегия —Следя глазами, догадайтесь, какое слово спряталось за цифрами 1 2 3 4 5
ь г в а ю Слово ВЬЮГА записываем в тетрадь.
3) Министерство образования Как существительное ПОЛЁТ превратить в глагол?
Полёт Ь ПОЛЬЁТ
4) Министерство спорта —Выполните математические действия и запишите получившееся слово МУ + РКА – К + ВЕНЬ + И – НЕ = = МУРАВЬИ На доске и в тетрадях записаны слова:
ПЕРЬЯ, ВЬЮГА, ПОЛЬЁТ, МУРАВЬИ
|
VI. Изучение нового материала
-Что общего в этих словах? (ь) -Значит, эти слова можно записать в первый столбик? (ь- показатель мягкости) — Подумаем, почему нельзя? -Он пишется в конце слова? -В середине слова? -Между двумя согласными? -А где?
—Тогда зачем в этих словах нужен мягкий знак?
-Как можно назвать такой мягкий знак? (разделительный) Опасно буквам приближаться друг к другу, поэтому ь в красной шляпе-цилиндре. Ь – разделительный
в середине слова
между согласными и гласными Е Ё И Ю Я
-Только ли в именах существительных пишется мягкий знак?
VII. Физкультминутка
VIII. Первичное закрепление знаний Блиц-опрос -Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком 1. Мама, папа, брат и я — это дружная … (семья) 2. Банан сорвала ловкая …(обезьяна) 3. Охотник зарядил …(ружьё) 4. На верёвке сушится …(бельё) 5. Под окном чирикают …(воробьи) 6. Бабушка варит малиновое …(варенье) Облетели с деревьев последние …(листья)
-Какая орфограмма объединила слова? -Для чего нужен в этих словах мягкий знак? |
-Назовите слово, которое вставили первым. (семья) -Какое слово было названием птицы? (воробьи) -Из упражнения 187 на странице 139 выберите и запишите слово с разделительным мягким знаком, которое вам встретилось в разминке (варенье) —Выберите имена собственные с разделительным мягким знаком и запишите в тетрадь (Наталья, Илья) -Посчитаем количество букв и звуков: 1 ряд- в первом слове 2 ряд – во втором слове 3 ряд – в третьем слове —Что заметили? (одинаковое) -Почему? -Что показывает разделительный мягкий знак? (буквы е, ё, и, ю, я обозначают два звука) Сравним наш вывод с выводом в учебнике У каждого на столе листок с текстом -Прочитайте текст. Дополните его словами с разделительным мягким знаком. _________ был мороз. Утром___________ увидела на стекле красивые узоры. Они были точь-в-точь, как узоры на_______ у мамы. Слова для справок: 1 группа – платье, ночью, Дарья 2 группа – днём, ночью, Дарья, Ольга, пальто, платье 3 группа – вечером, ночью, днём, Илья, Ольга, Дарья, платье, пальто -Кто справился с заданием без ошибок?
IX. Домашнее задание С. 139 правило, из упр. 187 выписать те слова с разделительным мягким знаком, которые мы не употребили в классной работе. —Подумайте, может ли у двух братьев ь – показателя мягкости и ь – разделительного быть третий брат-близнец? В помощники два слова: дочь, мышь.
X. Итог урока —Попробуем проверить себя: стал ли сегодня разделительный мягкий знак нашим хорошим другом? Да- Нет-
|