Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Кормиловский детский сад №3 «Юбилейный»
Конспект урока русского языка для 1 класса «Развитие речи»
Воспитатель: Каменева Наталья Сергеевна
Кормиловка 2010г
Тема: Составление рассказа по игрушке
Цель: Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качество, назначение и описательный рассказ специализированных машин. Упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже. Обогащать словарь за счет названия специализированных машин и закрепить знания о профессиях. Способствовать развитию взаимопомощи друг друга при составлении рассказа.
Материал: Игрушки машины (пожарная, скорая помощь, грузовик, милиция, такси, конверт с загадками, конверт с разрезными машинами).
Ход занятия
Ребята посмотрите, сколько гостей пришли к нам. Давайте поздороваемся с ними и скажем, что очень рады их сегодня видеть.
Ребята, мы все находимся в одной группе стоим рядом друг с другом, чувствуем поддержку друг друга в этом наша сила. А чтобы ещё сильнее ощутить нашу связь давайте возьмемся за руки. Чувствуете, как возрастает наша сила, уверенность, что мы в любое время придем друг другу на помощь, что мы сильнее всех. А теперь крепко держась за руки, сядем и встанем. Почувствовали что мы все вместе, как единое целое.
А сейчас проходите на свои стульчики. Я хочу с вами сегодня поговорить о профессиях, я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
— Лечит всех детей и взрослых, ну конечно это …
Дети (доктор)
— Сварит кашу и омлетом всех накормит …
Дети (повар)
— В магазине кто нас встретит и предложит нам конфеты …
Дети (продавец)
— Кто может дом построить …
Дети (строитель)
— Быстро кто потушит дом и спасет людей …
Дети (пожарный)
— А кто газету мне принесет и письмо в конверте тоже …
Дети (почтальон)
Представьте ребята, к нам тоже пришло письмо. Посмотрим что в конверте? Ребята там загадка, послушайте.
Четыре колеса,
Резиновые шины
Мотор и тормоза
И что это?
Дети (машина)
Правильно машина. Посмотрите сколько у меня на столе машин. Давайте назовем, опишем и объясним, для чего нужны эти машины людям.
(Показываю машину и задаю вопрос)
— Как называется машина?
Дети (пожарная)
— Какая она?
Дети (красная)
— Что есть у машины?
Дети (кабина, шланги, лестница, колеса)
— В каких случаях её вызывают?
Дети (случится пожар, загорелся дом и т.д.).
— Какой номер надо набрать, чтобы её вызвать?
Дети(01)
— А люди, какой профессии приедут на ней?
Дети (пожарные)
А сейчас давайте составим рассказ о пожарной машине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его.
— Это …(пожарная машина).
— Она …(большая, красивая, красного цвета).
— У машины есть …(кабина, шланги, лестница, колеса).
— На ней работают …(пожарные).
— Её вызывают когда …(случится пожар, загорелся дом и т.д.).
— При вызове набирают номер …(01).
Физминутка
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем — в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе, ноги врозь.
Вам понравилось описывать машину. А кто хочет самостоятельно описать любую из тех машин, которые есть у нас с вами. (Заслушать 1-2 рассказа). Молодцы! Вы хорошо описали, выбранные вами машины, теперь мы знаем, для чего нужны специальные машины. А теперь я хочу проверить, как вы запомнили машины, и из каких частей они состоят. Поиграем в игру, которая называется «Собери картинку».
Разделимся на группы я каждой группе дам конверт с разобранной машиной, а вы её соберете. (Когда дети соберут, уточняется название машины).
Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.
Используемая литература:
-
Бородич А.М. «Методика развития речи детей», Москва 1981.
-
Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
-
Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» М.: ТЦ СФЕРА 2007.