Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа № 5»

города Абазы, Республики Хакасия

Конспект урока по русскому языку
в 1 классе

«Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки»

подготовила

учитель начальных классов

Богданова Галина Владимировна

г. Абаза

2011

Задачи урока:

-закрепить умение различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные в начале и середине слова;

-развивать фонематический слух;

-развивать умение учащихся делать звуковой анализ слова предложения, используя схематическое обозначение звонких и глухих согласных звуков, твердых и мягких; схематическое обозначение предложения;

-формирование УУД: оказание помощи нуждающимся героям, желание вернуть им способность действовать, подтверждение и объяснение выбранной точки зрения, осуществление самоконтроля процесса и результата деятельности, умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (выбор информации по заданному аспекту), формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное; формирование коммуникативных умений.

Оборудование: презентация к уроку, схемы – модели звуков, предложений для работы в парах, задания на доске от различных героев.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мы начинаем урок русского языка, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, друг другу и нашим гостям. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: « Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!»

Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам.

Но мы должны помнить, в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. (слайд 1)

1. Не выкрикиваем.

2. Не перебиваем друг друга.

3. Мы слышим друг друга.

4. Учимся работать сообща.

Я желаю вам успехов! Прошу вас правильно рассуждать на уроке: «Я думаю…», «Я считаю…» (слайд 2)

2. Сообщение темы урока.

Сегодня я вместе с нашей волшебницей Анишит –Йокоп и её друзьями Аширком и Торком приготовили для вас много интересных заданий. Посмотрите на доску и помогите мне рассказать, что мы повторим, чему будем учиться на уроке. (На доске плакат с опорными словами, помогающими сформулировать задачи урока)

3. Запись числа.

4. Повторение изученного.

1. Задание от Анишит –Йокоп. Упражнение на внимание: « Волшебное превращение». Приём «Шепни ответ на ушко».

На доске { К Л Р И Г Ь }

— Ребята, посмотрите внимательно на множество букв, постарайтесь запомнить. Положите головы на парты.

(1-е превращение К в Ж,

2 –е превращение И в Й,

3 –е превращение Р в В,

4-е превращение — ничего не менять,

5-е превращение Г в П,

6-е превращение Ь в Ъ.)

(Каждый раз учитель быстро двигается по классу и дети ему на ушко шепчут ответ)

— Посмотрите внимательно на буквы, вы что-нибудь заметили среди них?

— Правильно «лишним будет Ъ, а почему?

— Как вы думаете, на какие две группы можно разделить все согласные буквы? Почему? Откройте стр.32 учебника и посмотрите на звуко — буквенные столбики, они вам помогут.

— Каким цветом отмечены звонкие (глухие) согласные звуки? (зелёным, голубым)

— Запишите эти заглавные буквы в тетрадь: в первую строку звонкие согласные , во- вторую — глухие согласные.

— А ещё, по какому признаку согласные образуют пары?

— (По твёрдости и мягкости).

2. Задание от Торка. Нахождение слов к заданной звуковой схеме. Приём «Покажи ответ на пальчиках».

(На доске слова и схемы)

— Посмотрите внимательно на верхнюю схему и слова слева и покажите мне ответ на пальчиках, какое слово по счёту соответствует заданной схеме:

.

.

.

1.ХЛЕБ 1.ЛУНА
2.ЛУЧ 2.ШКОЛА
3.
КРОТ 3.ГЛАЗА
4.ВОЛК 4
. ВОРОН

— Как вы думаете, почему Торк загадал вам именно эти слова?

(КРОТ это ТОРК, ВОРОН помогает Маше и Мише путешествовать по волшебному лесу и выполнять задания Волшебницы и её помощников.)

Давайте запишем эти слова, разделим их на слоги и подчеркнём звонкие согласные.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

3.Задание от Асырк. Работа над деформированным предложением.

— Ребята, вы сейчас должны посоветоваться подумать, кто будет выполнять это задание, т.к. надо не просто собрать слова, развешанные по классу, а составить из них предложение. Надо 6 человек для выполнения этого задания. Посоветовались? Выходите и выполняйте задание.

(По классу развешаны слова на листочках, ребята двигаются по классу, собирают слова и на доске составляют предложение: «Дельфин спас человека от злой акулы.» Данное предложение из рассказа урока Человечности)

— Ребята, вам знакомы герои этого предложения? Где мы с ними встречались? Что вы можете сказать о дельфине? Почему он так поступил?

-Сейчас Асырк предлагает вам поработать в паре, посовещаться и составить схему этого предложения у себя на парте. (на партах в пакетах лежат схемы –модели по построению предложений:

-Чья пара будет готова, поднимите вместе руки.

— А теперь проверьте, у вас так, как у меня на слайде? САМОПРОВЕРКА (слайд 3)

— Молодцы, мы очень рады, что вы справились с этим заданием.

— У вас не возникло желание записать такое замечательное предложение про дельфина?

— Спишите его и подчеркните мягкие согласные в каждом слове, где они есть.

— А теперь давайте подчеркнём каждое слово в предложении, что оно обозначает.

(Ребята уже знакомы со словами – предметами главными, словами-действиями, словами-признаками, неглавными словами, и помощниками (предлогами), поэтому хорошо подчёркивают все члены предложения под руководством учителя).

ФИЗМИНУТКА

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись.

Поклонись и улыбнись.

4. Задание от Мудрой Совы. Звуковой анализ слов.

— Ребята, нам прислала задание и Мудрая Сова. Она уверена в ваших знаниях, поэтому просит помочь её составить «Звуковые рубашки « к словам «ДЕНЬ», « ГРИБ». Поможем?

— Но прежде чем приступить к выполнению задания, спрогнозируйте свой результат работы, отметьте на ШКАЛЕ УСПЕХА, которая у каждого нарисована на полях тетради, насколько правильно вы справитесь с этим заданием и отметьте крестиком с помощью карандаша.

— Два человека пойдут к доске, а остальные будут выполнять у себя в тетради, не торопитесь, думайте над обозначением звуков.

ДЕНЬ [ Д’ Е Н’ –] — …б., …зв. «ГРИБ» [ Г Р’ И П] — …б., …зв.

— ПРОВЕРКА: У кого из вас прогноз совпал с выполнением? Кто выполнил лучше? Кто хуже?

— Ребята, а все ли согласные имеют пары по звонкости и глухости? Какие не имеют?

5. Помощь Маше и Мише. Работа в Тетради для самостоятельной работы.

— Откройте тетрадь на стр.22, найдите и прочитайте задание 5. Что нужно сделать?

(Заполнение таблицы – дома парных согласных звуков.)

5. Итог урока. (Слайд 4, 5)

Все ли задания Волшебницы мы сегодня смогли выполнить?

Какое задание для вас было трудным?

Чему вы научились, что для себя познали?

(Учитель благодарит детей, самым активным вручает «ОРДЕНА УМНИКА» и пожимает руку.

Список литературы:

  1. Волина В. Азбуковедение. – М., Олма-Пресс, 1999.

  2. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 2 классы.. М., Академкнига/ Учебник.2011.

  3. Чуракова Н. А.,. Гольфман Н. Ф. Русский язык . 1 класс. Методическое пособие. Академкнига. – М., 2010.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here