Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Буратино» р.п. Кузоватово Ульяновской области

Конспект урока русского языка для 3 класса

«Дифференциация звуков Ж-Ш»

подготовила

учитель-логопед

Шердяева Татьяна Викторовна

р.п. Кузоватово

2012

Цели занятия:

1) коррекционно-образовательные:

  • уточнить и сравнить артикуляцию звуков Ш-Ж, учить различать эти звуки по акустическим признакам;

  • правильно произносить звуки Ш-Ж в слогах, словах, предложениях;

  • уточнить, расширить и дифференцировать словарь по темам «Фрукты, ягоды»;

  • закрепить умение отгадывать загадки.

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать грамматические навыки в ходе упражнений на согласование
    прилагательных и существительных, на употребление формы родительного падежа существительных;

  • активизировать речевую деятельность детей в игровых ситуациях, инсценировках;

  • развивать фонематический слух и восприятие звуков на материале слов и слогов;

  • развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, память:

  • формировать длительный плавный выдох;

  • развивать общую и мелкую моторику, ловкость.

3) коррекционно-воспитательные:

— формировать положительную установку на участие в занятии;

— воспитывать культуру здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни.

Оборудование:

  1. игровые персонажи — Микроб, девочка Лиза;

  2. опорные сигналы;

  3. предметные, сюжетные картинки со звуками Ж-Ш;

  4. индивидуальные зеркала;

  5. логопедические игры «Звуковые кнопки», «Наоборот»

  6. соки, натуральные ягоды крыжовника и вишни;

  7. мяч;

8)логопедические тетради.

Предварительная работа:

-заучивание чистоговорок, стихов на звуки Ш-Ж

разучивание игры с мячом «Наоборот».

Ход занятия.

1) организационный момент:

-Кто правильно отгадает загадку, тот сядет на своё место:

Два Егорки живут возле горки.

Живут дружно, а на друга не глядят. (Глаза)

Он бывает равным: длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым. (Нос)

На горе много травы, да скот эту скот эту траву не ест. (Волосы)

Когда мы едим, они работают. Когда не едим, они отдыхают. Не будим их чистить, они заболят. (Зубы)

Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, таза, уши)

Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим. (Язык)

2) сообщение темы занятия

  • Уши, глаза, волосы, губы, язык- это части головы,

Эти органы позволяют нам разговаривать, а наша с вами задача научится правильно говорить.

  • Сегодня к нам в гости пришёл Весёлый Ячычок, который вместе с нами будет заниматься, играть, помогать нам правильно произносить звуки, слова и предложения.
    Для этого нужно делать каждый день зарядку для языка, губ, щек, дыхательную гимнастику.

3) артикуляционная и дыхательная гимнастика

-Выполним следующие упражнения:

  • «Домик»

  • «Часики»

  • «Качели»

  • «Чистим чубы», «Чашечка», «Кошка сердится»

  • дыхательные упражнения

  • «Дует ветерок»

  • «Язычок дышит»
    «Язычок змейки»

4) артикуляционный уклад звуков Ш-Ж (работа с индивидуальными зеркалами)

-Ребята, а что делают наши губы, язык, горлышко при произнесении звуков Ш, Ж?
«Губы выдвинуты вперёд рупором, язык в форме чашечки, чубы сближены, воздушная струя идёт по середине языка, голосовые связки при произнесении звука Ж сомкнуты и вибрируют, а при Ш- разомкнуты» [3]

5) характеристики звуков Ж-Ш

-Какие это звуки:

гласные или согласные? (согласные)

твёрдые иди мягкие? (твёрдые)

звонкие или глухие? ([Ш]- глухой,[Ж]- звонкий)

Чем различны звуки Ж и Ш (по акустическим признакам — звонкий , глухой), Обозначение их опорными сигналами ( пустой квадратик для [Ш] и колокольчик для [Ж]).

6) дифференциация звуков

А) Изолированных Ш- Ж (игра «звуковые кнопки»)

-Ребята, рассмотрите и озвучьте кнопочки, которые изображены на ваших карточках. Поочерёдно вы должны нажимать пальчиками на нарисованные кнопочки и произносить звуки. Если кнопочка пустая, то она обозначает глухой звук Ш, а если нарисован колокольчик-то звук Ж.

Б) в слогах, словах по карточкам «Сигнальщики»

-Ребята, я буду вам называть слоги, слова, если в них услышите звук Ш- поднимите карточку с соответствующей буквой Ш, если услышите звук Ж- то карточку с какой буквой вы поднимите? Правильно, с буквой Ж.

(Шуба, жа, шо, аша, жук, жаба, абажур, ужу, уш, шапка, шлем, велосипед, шорох, журнал, Маша, Женя)

В) игра «Самый внимательный» (повторение чистоговорок, стихотворений) [1]

— Кто знает больше всех чистоговорок, стихотворений со звуком Ш-Ж? Произносите их.

(Ша-ша-ша — мама моет малыша.

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.

Шо-шо-шо – всё у нас хорошо.

Жу-жу-жу – я на веточке сижу,

Я живу, не тужу,

И жужжу, жужжу, жужжу.

Жук упал и встать не может-

Ждёт он, кто ему поможет.)

Г) выделение звуков Ш-Ж из стихов, обозначение звуков Ш-Ж буквами.

— Я вам прочитаю небольшие стишки, тексты, а вы слушайте внимательно и называйте только слова со звуками Ш, Ж.

(Ответы детей: медвежата, происшествие, медвежья нора, неуклюжая, большая; наша Маша, малышка, шубка, коротышка и т.д.)

7) физ. минутка

Игра с мячом «Наоборот»

— Сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду называть слова со звуком Ш и бросать мяч, а вы в этом слове заменять звук [Ш[ на [Ж] и бросать мяч обратно:

Логопед — дети

Луша –лужа

Шаль -жаль

Шар — жар Шалить-жалить

Уши — ужи

Шутка — жутко

Шить – жить

Крушить — кружить

8) фонематический анализ и согласование прилагательных в роде

Игра «Собери корзинки»

-Язычок принес нам картинки, назовите их (крыжовник, груша, яблоко, вишня, банан, смородина, ежевика, ананас, слива, апельсин, виноград, гранат, черешня, персик, лимон, мандарин, хурма).

-На какие группы их можно разделить? (ягоды и фрукты)

-Отберем в 1 корзинку картинки со звуком [Ш], во 2-ую- с [Ж]. Определим место звуков в словах.

9)Воспитание культуры здоровья.
Инсценировка «Микроб»

«Ой« мне плохо, меня тошнит (Лиза)

-Что с тобой случилось? (дети)

-Я руки не помыла и съела грязную грушу.

-Наверное, поселился в животике чудовищный микроб,

-Микроб, ужасно вредное животное.

Коварное, а главное щекотное,

Такое вот животное,

В живот залезет и спокойно гам живёт. (логопед)

-Я хитрый ха-ха-ха

Выть здоровым чепуха

Суйте грязный пальник в ротик.

Как живёте, как животик.

Ну, а голова болит?

Меня это веселит

До чего же я пригож!

Я, Микробушка, хорош, (Микроб)

-Плохой, ужасный,

-Да, я самый прекрасный!

-Заразный!

— Меня обижают, бедный я, бедный.

— Ты ужасно вредный!

— Ну, а теперь я от вас не отстану.

Уходи микроб от нас,

Чтоб с болезнями не знаться.

Спортом: надо заниматься. (логопед)

— Не боимся мы простуды
Нам и насморк не почём.

Потому что все мы дружим со скакалкой и мячом. (дети)

Нам лениться, не годится. Будем помнить мы всегда: Для здоровья пригодится Солнце, воздух и вода.

-Ты микроб не отставай, зарядку с нами выполняй.

-Ой, зарядку делать не могу. Сейчас я упаду.

Здоровый образ жизни не для меня.

Ой, умираю, погибаю я. (микроб)

-Дети, ногами затопаем,

Руками захлопаем.

Лучше ты, микроб, уйди.

Не встречайся на пути. (логопед)

— Ягоды и фрукты для здоровья полезные продукты.
Чтоб микробов удалить

Надо чаще руки мыть.» [4]

10) образование прилагательных:

  • что можно получить из собранных нами ягод и фруктов?

  • все взрослые и дети любят соки, почему?

«Они очень вкусные и полезные, т.к. содержат много витаминов, которые нужны для роста и для здоровья» [2]

-Язычок приготовил вам сюрпризы, только их нужно найти:

1-ый лежит в шкафу на полке между игрушками и т.д.

  • что за сюрпризы вы нашли? (соки)

  • это из чего сок? (из вишни)

-как его назовём? (вишневый) и т.д.

11) итог занятия

-кто к нам сегодня приходил в гости? (к нам в гости сегодня приходил Язычок)

— с какими звуками мы играли и в какие игры? (мы играли со звуками [Ш] и [Ж], играли с мячом, собирали ягоды и фрукты в корзинки)

-вы хорошо поработали. Язычок вам оставил угощения — свежие ягоды- вишню, крыжовник.

12) домашнее задание

-нарисовать картинки в тетрадями со звуками Ш-Ж.

Список литературы:

  1. В.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН в подготовительной группе.- М.: «Гном-Пресс»,1999

  2. И. Скворцова. Логопедические игры.- М.: «Эксмо»,2008- 174-175 с.

  3. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: «Просвещение»,1971-129-135 с.

  4. Т.В. Петрова. О витаминах и микробах в игровой форме. Ж. «Воспитатель» №6, М.: ООО «Творческий центр сфера»,2008-15-16 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here