Опрос на уроках русского языка в 3-4 классах.
Опрос на уроках русского языка имеет в виду три задачи:
-
Усвоение учащимися полученных знаний и формирующихся навыков;
-
Повторение пройденного;
-
Проверку учителем состояния знаний и навыков детей.
Все три задачи имеют, бесспорно, важное значение. В моей практике ведущими были первая и вторая задачи. Я рассматриваю опрос прежде всего как учебную деятельность, направленную на разрешение этих двух задач. Но эта учебная деятельность организуется так, что в процессе её я имею возможность проверить качество знаний и навыков у ряда учеников или у класса в целом. Обучая, я стремлюсь выяснить при опросе степень понимания детьми учебного материала, уровень усвоения ими знаний и навыков, умение приложить знания к практике, стремлюсь также обнаружить имеющиеся у детей пробелы в овладении пройденным материалом. Каждый раз после опроса я могу с должной уверенностью поставить в журнал отметки ряду учеников.
То понимание, с которым я подхожу к опросу, и то содержание, которое я в него вкладываю, обязывает к очень тщательному продумыванию организации и методики его проведения.
Нередко малоопытные учителя не придают большого значения этому важному элементу урока. Их вопросы при опросе учащихся носят случайный характер, они не зафиксированы в рабочем плане, не продуманы в должной мере. Отсюда большая трата драгоценного времени, задержка урока, выпадение какого –либо элемента урока, поспешность в объяснении и как результат всего этого недостаточное усвоение учащимися учебного материала.
Естественно, что эти недостатки не должны иметь место в школе. Они могут быть устранены при условии, если опрос будет планироваться так же, как и всякая другая работа на уроке.
Я уделяю немало внимания планированию опроса, при этом к нему приходится подходить с разных сторон.
Понятно, что и содержание опроса, и методика его проведения зависят прежде всего от характера учебного материала , а также от того, на какой стадии находится изучение его в классе. Если, например, изучаются падежи существительных, род прилагательных, или времена глагола, внимание при опросе будет направлено на распознание и различие изучаемых форм, на замену одной формы другой. При усвоение основных грамматических понятий, требующих от детей запоминание формулировок определений, опрос будет иметь в виду сознательность запоминания, точность формулировки определения, умение привести практические примеры.
При усвоении же орфографических правил, центр тяжести при опросе будет падать на умение приложить правило к практике: распознать орфограмму, воспроизвести правило, применить его при написании слова.
Характер изучаемого материала подсказывает содержание опроса при изучении этого материала. Не учитывать этого при планировании опроса, конечно, нельзя. Но опрос преследует цели не только закрепление изучаемого материала, но и повторения.
Как же лучше организовать это каждодневное систематическое повторение пройденного? Я искала наиболее рациональные пути к решению этой задачи. Опыт убедил, что лучше всего это получается при опросе. Поэтому в план опроса на каждый урок обязательно включились вопросы, задания и материал для повторения пройденного. Повторять, чтобы не дать забыть.
Чтобы избежать элементов случайности в повторения пройденного, сделать его систематическим, необходимо тщательно планировать это повторение при опросе.
Как в 3, так и в 4 классе(и во втором классе тоже) для повторения берется материал не только текущего учебного года, но и материал, пройденный в предшествующих классов. Весь пройденный материал распределяется для повторения равномерно на протяжении учебного года. Но естественно, что в первой и четвертой четвертях в каждом из классов повторению отводится больше места .
Например, в 3 классе в первую четверть повторяется большой по объему материал 2 класса, такие не легкие для детей темы, как ударение и безударные гласные, глухие и звонкие согласные, разделительный Ь знак, а также грамматическая тема -слова, обозначающие предметы, действия и признаки предметов. В последней четверти в 3 классе повторяется при опросе основной программный материал третьего года обучения, но не исключаются из повторения и темы предшествующих годов обучения.
Объём материала для повторения в 4 классе увеличивается, особенно в первой и последней четвертях.
Планируя повторение пройденного при опросе, нельзя не учитывать и того, что учебный материал по некоторым темам программы усваивается учащимися на протяжении длительного периода, поэтому повторение этого материала находит место при опросе едва ли не на каждом уроке. К таким темам относятся: ударение в слове, безударные гласные в корне, написание слов с непроверяемыми безударными гласными.
Таким образом, в рабочем плане в рубрике «опрос» значится, что войдет в содержании опроса по изучаемому материалу и что в целях повторения. Но это не всё.
В плане указывается, кого из учеников спрашивать на том или ином уроке. Спрашиваются планомерно все ученики, но слабые чаще, чем сильные.
Более того, в плане отличается, кому какие вопросы и задания будут предложены при опросе. Иначе и быть не может, если подходить к опросу не только и не столько как к способу проверки знаний учащихся, сколько как к средству совершенствования их знаний.
Этот же подход к опросу обязывает тщательно продумывать всю методику опроса.
Помимо вопросов по изучаемому, а также уже знакомому ранее материалу, в опрос включается разного рода практические задания для самостоятельного выполнения их учеником: тот или иной вид разбора предложения, разбор по составу слова, разбор какой-либо части речи, фонетический разбор слов и выполнение задания орфографического характера.
Вот образцы задания при опросе 3 класс.
-
Разбери по составу слова выдумка. Подбери однокоренные слова
-
Вместо точек поставь пропущенные буквы: Д…вайте же мыться в корыт…, в лохан…, в океан…, в бан…
-
Образуй и поставь в предложение прилагательное: В колхозе началась (весна) пахота.
4 класс
-
Назови в слове семья звуки и буквы. Укажи гласные, ударение, мягкие согласные
-
Сделай полный разбор предложения: Девочки запели весёлую песню.
-
Расставь знаки препинания: В детстве Никита любил книги шахматы спорт и музыку.