Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с.Звонаревка
Марксовского района Саратовской области
Открытый урок по русскому языку в 1 «А» классе
«Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта.
Знакомство с родственными словами»
Подготовила: учитель первой квалификационной категории
Крюкова Галина Ивановна
2013-2014 учебный год
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия | |
1.Самоопределение к деятельности организационный момент | Устное сообщение учителя. Доброе пожелание учителя. Мобилизация внимания на плодотворную работу. Начинается урок, Он пойдет вам, дети впрок. Постарайтесь все понять, Интересное узнать. | Подготовка класса к работе. | Личностные УУД (положительное отношение к учению). |
2. Актуализация знаний и мотивация к деятельности. готовность к новому способу действия | Минутка каллиграфии — Продолжить урок мне бы хотелось с загадки: Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет когда это бывает? — Конечно вы знаете отгадку. Закройте глаза и произнесите ее шепотом… А теперь вслух (Слайд) — Холодно. Бело. Спит земля под снежным покрывалом. Зима обходит свои владения и подсыпает снег на поля. Деревья. И мороз ей помогает – сильнее заковывает реки льдами, мостит мосты. Его еще называют художником.
На стекло легли узоры всей земли. Небеса, леса, поля и горы зацвели. Снежной выдумкой. Загадкой ледяной. Украшает окна Дед мороз лихой. — О чем это я? — Какие узоры рисует мороз на стекле? (слайд) — Мы сегодня нарисуем свои узоры в тетрадях. Приготовим ручки к письму (слайд) — Откройте тетради на стр. 78, найдите урок 24. Какой узор будем рисовать? Дорисуйте до логического завершения каждый цветок. — Найдите упр.2. Что будем сегодня повторять? — Попробуйте написать не отрывая ручки от тетради главный элемент от заглавной буквы И. (показ) — Когда употребляется заглавная буква И?
|
Правила успешного обучения
Отвечают на вопрос
Выполнение работы в тетрадях.
| Коммуникативное взаимодействие, беседа; постановка вопросов.
|
3. Словарная работа
| — Любите ли вы зиму? — Какие зимние забавы вам нравятся? — Я предлагаю вам отправиться на свежий воздух и покататься на снежной горке. (слайд) — Горка-то необычная. Что-то на ней написано. Что это за слова? — Ночью был ветер и из слов улетели некоторые буквы, давайте их вставим на место. (дети объясняют написание слов) — Сугроб какой-то внизу. Загляну что же там? Слово какое-то. Вы не знаете? — Кто катался с горки? (дети) — Каким близким по значению словом можно назвать детей? (ребята) — Прочтем и орфографически правильно запишем в словарики. — Составьте предложение с этим словом. Физминутка Закружились, завертелись Белые снежинки Вверх взлетели белой стаей Легкие пушинки Чуть затихла вьюга злая Улеглись повсюду Заблестели, словно жемчуг Все дивятся чуду Заискрились, засверкали Белые подружки Заспешили на прогулку Дети и старушки
|
Обсуждение, дискуссии
| Регулятивные УУД (целеполагание), Коммуникативные УУД (постановка вопросов)
Рефлексия деятельности: под руководством учителя оценивает правильность выполнения задания (самоопределение) |
4. Постановка учебной задачи
| — Сколько месяцев длится зима? — назовите зимние месяцы. — Сегодня узнаем немного нового о месяце из загадки (слайд) Месяц этот всех короче И короче стали ночи. (февраль) — Что вы знаете о нем? — В нем 28, а раз в 4 года 29 дней. Название произошло от латинского «фебруариус» — месяц очищения. И действительно природа принимает новый облик. Февраль в народе недолюбливают. Его называют ветродуем, лютнем и бокогреем. Почему? — Солнышко пригревает сильнее и на крышах домов появляются сосульки. Одна появилась в нашем классе с помощью нее мы узнаем чем будем заниматься дальше. (слайд) |
Дети отвечают
Дети отвечают
Ставят цели, формулируют тему урока. | Познавательные УУД (извлечение нужной информации).
Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
|
5. Открытие нового знания | 1. Работа с учебником. Знакомство с новой речевой ситуацией. — Все дети любят игры зимой. Собираются большими компаниями во дворе. Между ними могут возникнуть конфликты, как в упражнении №1 — Откройте учебники на стр. 77, найдите упражнение. Наши ребята уже побывали во дворе. Вот что там произошло. (инсценирование 1 части) — У каждого из ребят свой интерес. Послушайте продолжение разговора и выберите наиболее подходящее решение. (разыгрывается 2 часть) — Так какое продолжение разговора понравилось больше? Вывод: При общении важно учитывать не только то, что нравится или интересно тебе. Нужно считаться с мнениями других, уметь договариваться. — Как бы вы поступили в этой ситуации? — Из упражнения 2 мы можем узнать как лучше договариваться. (дети читают предложения и объясняют)
2. Знакомство с родственными словами. — Погода зимой неустойчивая. Вот и на нашем небосклоне появилась туча. (слайд) — Какие осадки выпадают зимой? — Наша туча волшебная, осадки будут в виде слов. Догадайтесь каких?. 1. Глянули в оконце – Лежит белое суконце. (снег)
2. Во дворе катали ком, Шляпа старая на нем. Нос придумали и в миг Получился… (снеговик)
3. Она в серебро С жемчугами одета – Волшебная внучка Волшебного деда (Снегурочка) 4. Покружились звездочки в воздухе немножко. Сели и растаяли на моей ладошке. (снежинка) — Давайте разберем значение каждого слова. — Чем схожи эти слова? (подвести детей к понятию слова-родственники) — Как можно назвать все эти слова? — Назовите общую часть всех этих слов. (снег) — Как вы думаете, зачем в начале урока появился этот значок? Вывод: Общую часть родственных слов выделяем дугой. Эта часть главная в слове, она отвечает за его значение. Снег Снегурочка Снеговик Снежинка (слайд) — Как же быть со словом снежинка, ведь у него нет общей части – снег. Можем ли мы выделить общую часть — снеж? (предложения детей, учитель подводит к тому, что выделить можно. Так как это тоже родственное слово) — Вывод: Происходит чередование согласных г-ж, что является нормой в русском языке. |
дети инсценируют
Обсуждение, дискуссии
делают вывод
Обсуждение, дискуссии
делают вывод
| Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Познавательные: моделирование, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6. Первичное закрепление | 1. Работа в тетрадях ( стр.81, упражнение 50 — Погуляем по поляне в лесу, насладимся свежим воздухом, оставим свои следочки на снегу. 2. Игра – физкультминутка Я называю пары слов. Если они родственные, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами. лес –лесник стена – гвоздь река – плот кот – котик сад – садовник дом – дым поле – полюшко гриб – грибной обед – стол | Самостоятельная работа с последующей проверкой
Работают в парах | Регулятивные УУД (контроль, коррекция) Познавательные (умение структурировать знания) |
7. Самостоятельная работа | — Давайте поиграем в снежки. У вас на партах карточки. Кидаем снежок, значит, соединяем пары родственных слов линией. Посмотрим , меткие ли вы стрелки. вода садик сад цветок цвет лесовик лес водичка домик домовой зима зимушка |
| Регулятивные УУД (контроль, коррекция). Личностные УУД (самоопределение) Коммуникативные (управление поведением партнера) |
8. Рефлексия | — Какое важное открытие сделали на уроке? — Оцените свою работу. Для этого загляните на последнюю страницу в учебнике. Зиму недаром называют волшебницей – она приготовила сюрприз в память об этом уроке. Что вы там нашли? (слайд) — Чего у него не хватает? (рта) — У кого все получилось, на уроке было легко и свободно нарисуйте улыбку снеговику. — Кто испытывал затруднения, но справился с задачей – нарисуйте прямую линию. — Если вообще ничего не поняли, сделайте грустного снеговика. — Оцените урок Понравился урок – зеленый шарф Частично понравился – желтый Не понравился – красный. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. | Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Познавательные (соотносить цель и результаты) Личностные (осуществлять самооценку) |