ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Падежи существительных. Дательный падеж

(Тема урока)

ФИО (полностью) Дрозд Татьяна Николаевна

Место работы МБОУ Новониколаевская ООШ Азовского района Ростовской области

Должность учитель

Предмет начальные классы

Класс 3

Тема «Падежи существительных» и номер урока в теме 4

Базовый учебник Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

  1. Цель урока: познакомить с дательным падежом: падежными вопросами, предлогами, ролью в предложении.

9. Задачи:

образовательные создать условия для формирования представления об именах существительных в дательном падеже и признаках этого падежа, умения определять падежи имен существительных;

— развивающие создать условия для развития орфографической зоркости, устойчивого внимания, логического мышления, слухового и зрительного восприятия, активности, умения работать в паре, оценивать собственную деятельность и деятельность других;

— воспитательные создать условия для воспитания потребности в самостоятельном поиске знаний, в грамотном выражении эмоционального отношения к происходящему.

  1. Тип урока урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

  2. Формы работы учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная

  3. Необходимое оборудование учебники «Русский язык 3 класс» (часть 1, УМК Перспективная начальная школа, авт. М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова); тетради для самостоятельной работы по русскому языку 3 класс (часть 1, УМК Перспективная начальная школа, авт. Т.А.Байкова); рабочие тетради; напечатанная цель урока; кластеры «Дательный падеж» (5 шт.); напечатанные словосочетания для фронтальной работы; лестница и буквы для самооценки; 10 компьютеров, звуковые колонки, проектор, экран.

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

— Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!

— Сегодня, как и всегда, мы будем работать под девизом: «Учение и труд по жизни ведут».

— Так что в путь!

Стоят лицом к гостям.

Здороваются.

«Учение и труд по жизни ведут».

Дети занимают свои места.

1

2

Минутка чистописания

— Откройте тетради!

— Назовите буквы в сочетании, написанном мной!

— Запишите это сочетание!

— Как можно это сочетание превратить в слово?

— Прочитайте наоборот и запишите на второй строчке получившееся слово!

— Запишите: «17 октября. Классная работа»

Дети открывают рабочие тетради.

— Же, е, дэ, а, пэ.

Записывают сочетание жедап на одной строчке.

— Прочитать наоборот.

— Записывают слово падеж на второй строчке.

Дети записывают: число, классная работа.

5

3

Выполнение интерактивного задания «Падежи»

Конструктор таблиц «Части речи» (2)

— Что такое падежи одного и того же слова?

— Сколько падежей в русском языке?

— Выполняем интерактивное задание «Падежи»! Внимание на экран!

— Изменения одного и того же слова по команде вопросов.

— 6.

Ученики коллективно заполняют таблицу: название падежа, слово-помощник, падежные вопросы.

2

4

Постановка

цели урока

— Назовите падежи, с которыми уже близко знакомы!

— Как думаете, с каким сегодня будем пытаться подружиться?

— Какова наша цель?

— А какое умение мы должны приобрести?

Учитель открывает запись, где отражена цель урока.

— Именительный и родительный.

— С дательным.

— Познакомиться с дательным падежом: падежными вопросами, предлогами, ролью в предложении.

— Находить существительные, стоящие в дательном падеже.

1

5

Знакомство с дательным падежом

— Откройте страницу 79 в учебнике. Найдите то место на странице, которое поможет нашему знакомству с дательным падежом.

— Прочитайте плакат Летучей Мыши!

-Задайте одноклассникам вопросы по содержанию данного плаката!

— Восстановите плакат, работая в парах!

Дети открывают страницу 79 и находят слова «Дательный падеж».

Дети знакомятся с содержанием плаката.

Дети спрашивают:

— На какие вопросы отвечают существительные в форме дательного падежа?

— С какими предлогами они могут быть?

— А без предлога бывают?

— Чем являются в предложении?

5

— А теперь поработайте в парах. Заполните кластеры!

— Прикрепите результаты парной работы на магнитную доску! Сравните! Оцените!

Дети работают в парах на листочках, вставляя пропущенные слова.

Дети сравнивают, оценивают.

6

Применение полученных знаний в практической деятельности (фронтальная работа)

— Прочитайте первую часть задания упражнения 65!

— Выполните эту часть задания!

— Прочитайте первый вопрос и подготовьте ответ!

— Прочитайте следующую часть задания и выполни её!

— Каков следующий вопрос в задании?

Найдите ответ на него!

— Прочитайте последнюю часть задания и образец её выполнения!

— Назовите в приведённом словосочетании падежный вопрос и смысловой вопрос! Как догадались?

— Запишите это словосочетание вместе с падежным и смысловым вопросом себе в тетрадь!

— Аналогично задай падежный и смысловой вопросы к двум оставшимся словосочетаниям и запиши их по образцу!

— Проверьте свою работу по образцу на доске!

— Назовите падежный вопрос в этих словосочетаниях!

— Смысловой вопрос!

— Какой из них поможет определить падеж?

— Назовите падеж имён существительных во всех словосочетаниях!

— Закройте учебник!

Дети читают первую часть задания к упражнению 65.

Дети читают стихотворение.

Дети читают первый вопрос.

Отвечают:

— В дательном падеже.

Дети называют:

— с предлогами:

по квартире, по паркету, по коридору;

— без предлога: маме.

Ответы детей:

— летаем по квартире, плаваем по паркету, скачем по коридору.

Дети читают последнюю часть задания и образец её выполнения.

Дети отвечают:

— по чему? – падежный, где? – смысловой. Помогло – выделение разными цветами.

Дети списывают образец себе в тетрадь.

Дети пишут:

плаваем (по чему? где?) по паркету

скачем (по чему? где?) по коридору

Дети проверяют свою работу по доске.

Дети отвечают:

— По чему?

— Где?

— Падежный вопрос «По чему?».

— Дательный.

Дети закрывают учебник.

9

7

Музыкально-изобразительная пауза

«Музыкальная табакерка» для фортепиано, вальс-шутка соч. 32 ля мажор (1)

— А сейчас на 2 минутки представьте, что дательный падеж ожил, приобрёл человеческий облик. Как бы он выглядел? Нарисуйте на доске мелом!

Звучит музыка.

— Полюбуйтесь на собственные творения и творения своих друзей!

— А что бы мог кричать Дательный падеж?

— Кого бы мог звать?

— На что мог бы обидеться?

Дети выходят к доске, изображают Дательный падеж в течение 2-х минут.

Дети отвечают:

— Кому? Чему?

— Предлоги к и по.

— На то, что является второстепенным членом предложения.

2

8

Применение полученных знаний в практической деятельности (самостоятельная работа)

— Откройте тетрадь на печатной основе на странице 52. Выполните самостоятельно задание 50!

К учителю подходят справившиеся с работой учащиеся. Учитель проверяет их работу, оценивает (отметки).

Дети открывают тетрадь на печатной основе на странице 52. Выполняют самостоятельно задание 50.

Дети, у которых учитель проверил работу, — консультанты проверяют у остальных.

10

9

Словарная работа

Контрольный тест на проверку всех изученных словарных слов — 536 (3)

— Время словарной работы! Вам предлагается выполнить задание на компьютере.

Дети выполняют задание индивидуально.

Проверяют свою работу.

5

10

Подведение итогов

— Подведём итог. Цель, которую мы ставили на сегодняшнем уроке, перед нами. Проверим, насколько близко мы к ней подошли.

Я начну, а вы продолжайте.

  • Я узнал, что существительные в форме дательного падежа отвечают на вопросы …

  • Я понял, что существительные в форме дательного падежа могут быть с предлогами … ,

  • и …

  • Я теперь знаю, что существительные в форме дательного падежа являются в предложении …

  • — Я удивился, что … Придумайте продолжение моей фразы!

— Закрепить полученные знания можно будет с помощью упражнения 49 на странице 50 в тетради.

— Кому? Чему?

— К, по.

— без предлога

-второстепенными членами.

— Н-р, кроме падежного вопроса, можно задавать ещё и смысловой и т.д.

Дети записывают домашнее задание.

3

11

Самооценка деятельности ученика

— Мы вместе добились поставленной цели. Но как оценит каждый из вас свою степень достижения цели сегодняшнего урока. К ней ведут 3 ступеньки. Верхняя – «Я у цели», средняя – «Ещё немножко», нижняя – «Скоро у меня всё получится».

Приклейте букву своего имени на ту ступеньку, которая соответствует вашим ощущениям в данный момент.

Учитель комментирует результаты самооценки.

— Прозвенел уже звонок и закончился урок! Спасибо за работу!

Дети приклеивают первую букву своего имени на соответствующую ступеньку лестницы.

Дети встают.

3

Приложение к плану-конспекту урока

Падежи существительных. Дательный падеж

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Музыкальная табакерка» для фортепиано, вальс-шутка соч. 32 ля мажор

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями, Аудиофрагмент

Аудиофрагмент

http ://school -collection .edu .ru /catalog /rubr /f 544b 3b 7-f 1f 4-5b 76-f 453-552f 31d 9b 164/25498/?interface =pupil &class =44&subject =33- [

2

Конструктор таблиц «Части речи»

Интерактивное задание

Коллективное задание

http ://files .school -collection .edu .ru /dlrstore /7b 3a 771d -fe 86-4e 6f -9cee -e 1c 43e 9f 1069/ResFile .SWF

3

Контрольный тест на проверку всех изученных словарных слов — 536

Интерактивное задание

Тест в парах

[http ://files .school -collection .edu .ru /dlrstore /84fb 54ed -7661-11da -8cd 6-0800200c 9a 66/object _159_1.swf ]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here