Открытый урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России»
Тема урока: «Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова».
Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок по теме ( из 6)
Цели и задачи урока: закрепление умения детей подбирать к словам с парными звонкими и глухими согласными проверочные слова; развить коммуникативные навыки учащихся.
Оборудование: «Алгоритм проверки парной согласной в корне».
Тип урока: закрепление изучаемого материала.
Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Методы: проблемный, частично – поисковый.
Цель урока:
Образовательные: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова.
Развивающие: развивать умение подбирать проверочные слова. развивать речь, орфографическую зоркость, внимание , память
Воспитательные: формирование умения работать индивидуально
, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитание интереса к обучению.
Запись числа в тетради и классной работы.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
На доске картинка с изображением весёлого Смайлика
— Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки. Настроимся на работу… Смайлик будет учиться вместе с нами и двигаться вперёд.
2. Актуализация знаний.
— На какие 2 группы можно разделить все буквы русского алфавита? ( гласные и согласные)
— Сколько гласных букв?(10)
— Согласных? ( 21)
— Вспомните, что вы знаете о согласных звуках? ( бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
— Какие есть согласные особенные? (парные) Если не ответят, то…. Любят ходить на прогулку парами…)
— В чём их особенность?
3. Минутка чистописания.
— Однажды звонкие и глухие согласные построились парами и пошли на прогулку, однако налетел лёгкий ветерок и перепутал все буквы. Посмотрите, в каком беспорядке находятся они. Помогите им найти свои пары.
(к доске выходят 6 человек , находят пары, берут буквы в руки и поднимают их вверх).
Все дети оценивают их работу.
Запись в тетрадях: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с
— Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.
Хорошо того учить, кто хочет всё знать.
Физминутка
4.Формулирование темы урока.
— Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). (Учитель открывает тему на доске.)
— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
— Что же мы с вами сначала должны повторить? (какие есть парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Как проверять такие слова?
5. Сегодня на уроке мы проведем с вами исследование на тему “Правописание парных согласных в корне ”
Давайте исследуем слова и попытаемся определить, в каких случаях мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова. (дети записывают нужные слова — столбиком)
На доске: Подружка, машина, сапог, гриб, груша.
(Дети называют слова и объясняют, в каких словах можно ошибиться.
— Где может стоять парная согласная?
− Когда же мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова?
7. Самостоятельная работа.
Мы определили нужные нам слова вместе, а теперь поработайте самостоятельно. Обсуждают, затем каждый пишет в своей тетради. 4 человека работают на листах
На доске:
1 вариант : Луг, лиса, сугроб, медведь, заяц.
2 вариант: Морковка, редиска, огурец, картофель, помидор.
У доски работают 4 человека, которые работали на листочках.
− Прочитайте группу слов. Что общего? Какие слова вы выписали?
− Сравните слова 1 варианта со словами 2 варианта. Что заметили?
(Несмотря на разное местонахождение парных согласных, все они стоят в корне слова.)
− А теперь перед нами задача – определить способ проверки написания парных согласных в корне слова. Что для этого надо сделать?
− У слов 1 варианта попробуем изменить форму слова.
К словам 2 варианта подберите однокоренные слова.
Проверка:
Луг — луга
Сугроб -сугробы изменили форму слова
Медведь — медведи
− Какой вывод сделаем?
Давайте попробуем проверить слова 2 варианта
Морковка –морковочка, морковный
Редиска – редисочка
Ягодка — ягодок
− Что заметили? Подойдет сюда этот способ? Почему?
− Какой вывод сделаем?
− Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о проверке написания парных согласных в корне слова. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на свои вопросы сами?
8. Физминутка
— Я буду называть слова. Если слово начинается на глухой согласный, вы приседаете, а если начинается на звонкий согласный — поднимаете руки вверх:
Зайка, сойка, трава, дрова,
Жить, шить, тень, пень,
Дверь, зверь, пеньки, деньки.
9. Выведение алгоритма проверки
Найти парную согласную в слабой позиции весна – букву в нужно проверять?
Измени форму слова
Поставь слово Поставь слово-
во мн.ч. помощник «нет»
Подбери однокоренное слово.
9. Закрепление.
Игра « Доскажи словечко». Назвать способ проверки.
1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … ( глаз).
2. Всё перетрут терпение и … ( труд).
3. На цветах гудят жуки,
Пахнет клевер сладко.
Ребятишки у реки
Встали на … (зарядку).
4. Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! ( Автобус).
10. Рефлексия. Парная работа. Выполнение теста.
Проверка теста с образца. Отметьте количество ошибок.
— Что с сегодняшнего урока вы унесёте с собой в памяти?
11. Домашнее задание. По выбору: с. 93 упр. 60 или: придумать и записать 5 предложений, в которых есть слова с парными согласными.
Доп. Материал. 10. Игра «Огонёк»
У Васютки ужки чутки. Усы длинные, шупка шёлковая, Гласки огневые, кокти цебкие. Ласков Васька да хитёр.
— Найдите ошибки в словах и «зажгите» над ошибками «огонёк» ( красный кружок).
— Запишите только те слова, над которыми загорелся огонёк. Подберите проверочные слова.