Открытый урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России»

Тема урока: «Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова».

Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок по теме ( из 6)

Цели и задачи урока: закрепление умения детей подбирать к словам с парными звонкими и глухими согласными проверочные слова; развить коммуникативные навыки учащихся.

Оборудование:  «Алгоритм проверки парной согласной в корне».

Тип урока: закрепление изучаемого материала.

Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Методы: проблемный, частично – поисковый.

Цель урока:

Образовательные: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова.

Развивающие:  развивать умение подбирать проверочные слова. развивать речь, орфографическую зоркость, внимание , память 

Воспитательные: формирование умения работать индивидуально

, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитание интереса к обучению.

Запись числа в тетради и классной работы.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

На доске картинка с изображением весёлого Смайлика    

   — Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки. Настроимся на работу… Смайлик будет учиться вместе с нами и двигаться вперёд.

2. Актуализация знаний.

— На какие 2 группы можно разделить все буквы русского алфавита? ( гласные и согласные)

— Сколько гласных букв?(10)

— Согласных? ( 21)

— Вспомните, что вы знаете о согласных звуках? ( бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

— Какие есть согласные особенные? (парные) Если не ответят, то…. Любят ходить на прогулку парами…)

— В чём их особенность?

3. Минутка чистописания.

— Однажды звонкие и глухие согласные построились парами и пошли на прогулку, однако налетел лёгкий ветерок и перепутал все буквы. Посмотрите, в каком беспорядке находятся они. Помогите им найти свои пары.

(к доске выходят 6 человек , находят пары, берут буквы в руки и поднимают их вверх).

Все дети оценивают их работу.

Запись в тетрадях: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с

— Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.

    Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

Физминутка

4.Формулирование темы урока.

Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). (Учитель открывает тему на доске.)

   

 Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

   —  Что же мы с вами сначала должны повторить? (какие есть парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Как проверять такие слова?

5.  Сегодня на уроке мы проведем с вами исследование на тему “Правописание парных согласных в корне ”

Давайте исследуем слова и попытаемся определить, в каких случаях мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова. (дети записывают нужные слова — столбиком)

 

На доске:  Подружка, машина, сапог, гриб, груша.

 

(Дети называют слова и объясняют, в каких словах можно ошибиться.

— Где может стоять парная согласная?

−        Когда же мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова?

 

7. Самостоятельная работа.

Мы определили нужные нам слова вместе, а теперь поработайте самостоятельно. Обсуждают, затем каждый пишет в своей тетради. 4 человека работают на листах

На доске:

1 вариант : Луг, лиса, сугроб, медведь, заяц.

2 вариант: Морковка, редиска, огурец, картофель, помидор.

У доски работают 4 человека, которые работали на листочках.

        Прочитайте группу слов. Что общего? Какие слова вы выписали?

        Сравните слова 1 варианта со словами 2 варианта. Что заметили?

 

(Несмотря на разное местонахождение парных согласных, все они стоят в корне слова.)

 

        А теперь перед нами задача – определить способ проверки написания парных согласных в корне слова. Что для этого надо сделать?

 

        У  слов 1 варианта попробуем изменить форму слова.

К словам 2 варианта подберите однокоренные слова.

Проверка:

Луг — луга

Сугроб -сугробы изменили форму слова

Медведь — медведи

        Какой вывод сделаем?

 

Давайте попробуем проверить слова 2 варианта

 

Морковка –морковочка, морковный

 Редиска – редисочка

 Ягодка — ягодок

        Что заметили? Подойдет сюда этот способ? Почему?

        Какой вывод сделаем?

 

−        Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о  проверке написания парных согласных в корне слова. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на свои вопросы сами?

8. Физминутка

     —  Я буду называть слова. Если слово начинается на глухой согласный, вы приседаете, а если начинается на звонкий согласный — поднимаете руки вверх:

Зайка, сойка, трава, дрова,

Жить, шить, тень, пень,

Дверь, зверь, пеньки, деньки.

9. Выведение алгоритма проверки

Найти парную согласную в слабой позиции весна – букву в нужно проверять?

Измени форму слова                

Поставь слово               Поставь слово-

 во мн.ч.            помощник «нет»

Подбери однокоренное слово.

9. Закрепление.

   

Игра « Доскажи словечко». Назвать способ проверки.

1.  Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … ( глаз).

2.  Всё перетрут терпение и … ( труд).

3.  На цветах гудят жуки,

Пахнет клевер сладко.

Ребятишки у реки

Встали на … (зарядку).

4. Что за чудо – синий дом!

    Ребятишек много в нём.

    Носит обувь из резины

    И питается бензином! ( Автобус).

10. Рефлексия. Парная работа. Выполнение теста.

Проверка теста с образца. Отметьте количество ошибок.

— Что с сегодняшнего урока вы унесёте с собой в памяти?

11. Домашнее задание. По выбору: с. 93 упр. 60 или: придумать и записать 5 предложений, в которых есть слова с парными согласными.

Доп. Материал. 10. Игра «Огонёк»

У Васютки ужки чутки. Усы длинные, шупка шёлковая, Гласки огневые, кокти цебкие. Ласков Васька да хитёр.

— Найдите ошибки в словах и «зажгите» над ошибками «огонёк» ( красный кружок).

— Запишите только те слова, над которыми загорелся огонёк. Подберите проверочные слова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here