ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Имя существительное. Склонение имён существительных».
Тема урока
1. Ф.И.О.(полностью) Пономарева Елена Николаевна
2. Место работы МБОУ «ООШ с.Старицкое»
3. Должность учитель
4. Предмет начальные классы
5. Класс 4
6. Тема «Склонение имён существительных»
в теме № 1
7. Базовый учебник Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык. 4 класс» (1 часть)
8. Цель урока дать понятие о склонении имён существительных.
9. Задачи
— обучающие
формировать представление о склонении имён существительных;
учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;
склонять имена существительные;
развивать умение правильно писать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова;
— развивающие
развивать речь учащихся, умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);
— воспитательные
воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи, аккуратность при выполнении письменных работ.
10. Тип урока урок формирования новых знаний
11. Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная и групповая
12. Необходимое техническое оборудование компьютер, проектор, экран, дидактический материал (карточки со словами для составления предложений).
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Название используе- мых ЭОР (с указанием порядкового номера из приложения) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Вре—мя (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I
|
Организацион—ный этап. |
| Создаёт эмоциональный настрой, рабочую обстановку, проверяет присутствующих, нацеливает на урок. | Готовятся к уроку, настраиваются на работу. |
1 мин |
II
|
Актуализация знаний
|
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (№ 1) | 1. Орфографическая разминка Диктует слова: подп…вать песню, в..сенний день, заб…лела девочка, л…тит л…сток, пол…скать ребёнка, в…зать на спицах, ол…денела р…ка, гр.. хочет гром, задр…жать от хол…да. 2. Фронтальный опрос. Задаёт вопросы: — На какое правило данная группа слов? — Как проверить безударную гласную в корне слова? — Прочитайте группу слов, в корне которых пишется безударная гласная — е. — Прочитайте группу слов, в корне которых пишется безударная гласная — и. — Определите часть речи этого слова. — В данных словосочетаниях найдите имена сущ. Демонстрирует таблицу. — Что такое имя существительное? 3. Выборочное списывание. Задаёт задание: — Из стихотворения выписать слово кот с вопросами, на которые оно отвечает. 4. Фронтальный опрос. Задаёт вопросы: — Что произошло с именем сущ.? — Как изменилось данное слово? — А на какие ещё вопросы могут отвечать имена существительные? | Записывают слова под диктовку на правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.
Рассказывают правило о правописании безударной гласной в корне слова.
Читают группу слов, обосновывают свой выбор. Проверяют свою работу, исправляют ошибки.
Отвечают: существитель-ное – это……, в ходе ответа исправляют ошибки.
Выполняют задание в тетради. Проверяют себя, исправляя ошибки.
Наблюдают, сравнивают слова, записанные в тетради, отвечают на вопросы. |
5 мин
1 мин
5 мин |
III
|
Постановка учебной задачи. |
| Создаёт проблемную ситуацию. — Как по-другому можно назвать изменение имён сущ. по вопросам? |
Высказывают своё мнение. |
1 мин |
IV |
«Открытие» нового знания. |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (№ 2) |
1. Работа над новым понятием. Демонстрирует таблицу, задаёт вопросы: — Сколько всего падежей в русском языке? — Назовите падежи с вопросами. Продолжите запись: Изменение имён существительных по падежам называется……… Обобщает: — изменение имён существительных по падежам называется склонением.
|
Рассматривают таблицу. Отвечают на вопросы.
Высказывают свои варианты, выбирают более удачный. |
2 мин
|
V |
Реализация построенного проекта: Структуриро- вание полученных знаний. |
| 1. Списывание с грамматическим заданием. Даёт задание для самостоятельной работы (учебник, стр. 75 у. 20) Задаёт вопросы: — Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных? 2. Физкультминутка 3. Работа в парах. -Прочитайте предложение. Назовите имена существительные в данном предложении. — Определите падеж имён существительных.
4.Работа в группах. — Как определить падеж имён существительных? Обобщает, на доске демонстрирует алгоритм: 1. Найди имя существительное. 2. Найди слово, к которому относится имя существительное. 3. Поставь от этого слова к существительному оба падежных вопроса. 4. По вопросам определи падеж.
|
Выполняют задание в письменной форме.
Отвечают на вопросы.
Составляют предложение по опорным словам: вода, сквозь, на, душистое, закапала, крышу, соломенную, сено. Составляют алгоритм своего ответа «Как определить падеж имени существитель-ного». Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный вариант.
|
7 мин
5 мин
5 мин |
VI
|
Первичное закрепление | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (№ 3) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (№ 4) | 1.Списывание с грамматическим заданием. Демонстрирует фрагмент. Даёт задание. 2. Выполнение теста. Демонстрирует фрагмент. | Устно выполняют упражнение с комментирова- нием.
Читают задания, находят правильный вариант ответа. Фиксируют свой ответ. Оценивают свой результат. |
3 мин
2 мин |
VII |
Рефлексия. |
| Подводит итог урока, задаёт вопросы: — С каким новым понятием вы познакомились на уроке? — Что такое склонение? — Где можно применять новые знания? — Что на уроке у вас хорошо получилось? — А над чем вам ещё необходимо поработать? |
Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. | 2 мин |
VIII | Домашнее задание. |
| Даёт рекомендации при выполнении домашнего задания. стр.76, упр. 24 | Записывают домашнее задание в дневники. | 1 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
«Имя существительное. Склонение имён существительных».
(Тема урока)
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Инновацион-ные учебные материалы | таблица | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d420d4b-d6bf-4077-9e87-3c3782ec601c/%5BNS-RUS_4-05%5D_%5BIA_067%5D.swf
|
2. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
| Инновацион-ные учебные материалы | таблица | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a3decf2b-97f2-4c9d-8f68-5528de0e71b0/%5BNS-RUS_4-06%5D_%5BTQ_073%5D.html
|
3. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
| Инновацион-ные учебные материалы | фрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6de599af-115d-429f-af17-24137707262a/%5BNS-RUS_4-06%5D_%5BQS_076%5D.html
|
4. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
| Инновацион-ные учебные материалы | фрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a523cf29-04ac-48e3-bd7b-0a1510456202/%5BNS-RUS_4-06%5D_%5BIG_074%5D.swf
|
Список используемой литературы.
-
Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Русский язык, 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012
-
С.В.Кутявина, Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010
-
http://eor.it.ru/eor/