Ход урока.
-
Орг. момент.
— Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок. Проведу его я. Зовут меня Любовь Владимировна. А ваши имена я вижу на бейджиках. Нам будет легко общаться друг с другом. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу успеха. Садитесь.
-
Актуализация имеющихся знаний.
— Мне хотелось бы выяснить, что вы уже знаете о глаголах. Предлагаю для этого провести перекрестный взаимоопрос.
— У вас на партах карточки с вопросами. 1 ученик задает вопрос, кто может дать полный ответ, поднимает руку, затем задает свой вопрос классу.
— Начинай , Саша. (Кто хотел бы начать?)
— Спасибо. Достаточно. Я вижу, что вы уже многое знаете о глаголе и готовы к открытию нового знания.
III. Выявление проблемы.
— Ребята, я являюсь учителем 4 класса. Наши ребята любят сочинять небольшие орфографические диктанты для уроков русского языка. Один из таких текстов я принесла сегодня на урок.
Слайд. Ве.л легкий ветерок.
Пад.л снег под Новый год.
Мы увид.ли снежинки
На носу сестры Иринки.
— Что вы можете сказать о пропущенных орфограммах в
этом стихотворении.
(В какой части речи встретились?
В какой части слова?)
— Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Слайд «Правописание суффиксов глаголов»
— Да, действительно. Тема урока «Правописание суффиксов глаголов».
— Давайте сформулируем цель нашего урока (чему должны научиться?)
Слайд.
— Открыть правило правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.
— По ходу урока мы будем оценивать свою работу в листе самооценки. Они лежат у вас на парте. Подпишите свою фамилию.
IV. Организация открытия учащимися нового знания.
— А поможет нам наш друг – учебник с 124. Рубрика «Давай подумаем».
— Прочитаем задание (про себя)
— Какие есть варианты?
(слова объединены в группы в зависимости от суффикса перед -ть).
— Назовите эти суффиксы.
Слайд. -а, -е, -и, -я
— Что прости нас сделать автор учебника в упр. №1 (читают про себя)
— Сколько столбиков получится? (4)
Выпишем глаголы с -а вместе.
Слайд. (глаголы)
— Теперь я предлагаю разделиться по колонкам и проверить свою орфографическую зоркость.
I колонка выписывает глаголы с суффиксом –е,
II – с суффиксом –и,
III – с суффиксом –я.
— Приступайте.
— Давайте проверим. Если все глаголы выписаны правильно, ставим на листке самооценки +.
— Авторы предлагают нам снова подумать.
— Прочитайте вопрос вслух.
— Кто мог бы ответить? Удалось ли кому-нибудь подобрать проверочное слово? (нет)
— Так можно ли проверить безударные гласные суффиксов в начальной форме глагола? (нет)
— Прочитаем вывод в учебнике. Что говорят нам авторы? (вслух)
— Значит, мы не ошиблись.
— Следующий вопрос для размышления. Рубрика «Давай подумаем».
-Читаем вслух.
— Работаем по схеме.
Слайд я сам
в паре
всему классу
— Сначала каждый читает и отвечает на вопросы авторов сам. Затем обсуждаете в паре. Сигналите, что вы готовы поделиться с классом своим мнением.
— Обратите внимание на опечатку в высказывании Кости. Отсутствует союз и. впишем карандашом.
Работают.
— Слушаем мнения.
Кто может обосновать? (если мнения разделились)
Есть ли другие мнения?
— Чей же ответ оказался наиболее полным? (Кости)
— Попробуем назвать 3 причины, по которым важно знать, какая гласная стоит перед –ть?
Слайд чтобы не ошибиться:
-
При написании начальной формы глагола
-
При определении спряжения
-
При написании формы прошедшего времени
V. Первичное закрепление. Включение в систему знаний.
— Мы прочитали, что эти орфограммы нужно запомнить или обратиться к словарю.
— Заглянем в словарик учебника. Много ли глаголов мы там найдем? (с. 133)
( по колонкам)
(если назвали глагол, то комментируем.)
— Вывод: таких глаголов нет.
— Давайте пополним наш словарик глаголами с непроверяемыми суффиксами.
— У вас на партах листочки, разделенные на 4 столбика по количеству суффиксов.
-Задание берем из упр. №2 с. 125.
— Прочитаем, что требуется сделать. (вслух)
— работать будем в парах по следующему алгоритму.
Слайд Т у
I вар. II вар.
— Тренер читает глагол орфографически. Ученик записывает в нужный столбик в начальной форме и в форме прошедшего времени по образцу в учебнике.
Затем меняются ролями. Тот кто был учеником, становится тренером, а тот кто был тренером, становится учеником и записывает свой глагол по образцу.