УРОК № 1
Предмет: литературное чтение
Класс: 6
Тема: Д.Мамин-Сибиряк «Волки»
Учитель: Маханова Айман Жулдызбаевна, СШ № 101 г.Кызылорда
Цели урока: добиться осмысленного восприятия школьниками идейно-художественного содержания рассказа; способствовать развитию творческого мышления детей, формированию их умений излагать мысли, обобщать; создать условия для пробуждения чувства любви к природе, милосердия и сострадания «к братьям нашим меньшим».
Тип урока: комбинированный
Метод: стратегия «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (кластеры, «проблема на ладони », дебаты, эссе «Моё отношение к волкам».)
Наглядность: портрет Д.Н. Мамина — Сибиряка, иллюстрации к рассказу, музыка.
ХОД УРОКА:
I Организационный этап.
II Проверка домашнего задания
(Опережающее задание: подготовить сообщение о волках.
III Актуализация знаний.
Мозговой штурм.
— О ком говорят: «сколько его ни корми, всё равно он в лес смотрит»?
— Конечно, о волке. Тема нашего урока: Д. Мамин – Сибиряк. «ВОЛКИ».
— Что вы знаете об этом писателе?
— Какие его произведения вы помните?
(«Приёмыш», «Серая шейка»).
-Какую цель поставим сегодня на уроке?
— Познакомиться с рассказом Д. Мамина – Сибиряка «Волки», понять идейное содержание произведения и проанализировать его.
IV.Формирование новых знаний.
-Какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим слово «волк»?
(ученики записывают ассоциации на своих листах: голодный, лютый, злой, мстительный, кровожадный, хищник).
V.Прочитать рассказ «Волки» и составить план.
(Работа в группе: чтение, определение микротем, составление плана рассказа.)
Примерный план: План
1.Встреча с волком.
2.Смирный волк.
3.В гостях у лесника.
4.До своих -то они жалостливые.
5.А ведь ругают люди волков,
(Ведущие групп заполняют оценочные листы)
VI.Анализ текста.
— Как вы думаете, почему рассказ назван «Волки», а не «Волк».
— Потому что здесь рассказывается о волках вообще, дается, как бы обобщение, а также говорится о взаимоотношениях волков…..
— На какие смысловые части можно разделить рассказ?
Рассказ можно разделить на три смысловые части: встреча с волком, рассказ лесника, о добре и заботливости.
— Как выглядел старый волк?
— глаза смотрели не злобно, а как-то даже испуганно и устало
— пасть у него была пустая
— глаза глядели жалобно
— он прихрамывал и тяжело передвигал ноги.
— Как относится молодой волк к старому?
(Заботливо. Сусликов каких-то принес, положил возле старика – волка; молодой волк отрывает куски мяса и бросает старому, как волчица волчонку.
— Определите идею рассказа? О доброте и заботливости волков.
VI.Контроль.
Проблема на ладони
1 группа 2 группа – обвинители
-Что вы можете сказать — Подготовьте обвинительную речь?
в защиту волков? (3 минуты)
(творческая работа в группе).
VII Напишите эссе «Моё отношение к волкам».
(индивидуальная творческая работа. Ведущие групп заполняют оценочные листы).
VIII Рефлексия:
— О чём вы сегодня узнали на уроке?
— Изменилось ли ваше отношение к волкам?
— Было ли вам комфортно на уроке?
IX Оценивание:
Спикеры оцените работу своих групп.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка текста, нарисовать иллюстрации к рассказу «Волки».