МОУ средняя общеобразовательная школа № 50 с углубленным изучением отдельных предметов г. о. Самары
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов
«Лингвостилистический анализ текста»
Составитель: Учитель русского языка и литературы МОУ школы №50 Водякова Елена Васильевна, Категория: высшая
Самара, 2010г. |
Пояснительная записка
Комплексный анализ текста. Это форма испытания, слияния обучения языку и речи в единое целое, занимает прочные позиции на выпускном экзамене по русскому языку по окончании среднего неполного образования. Единственно верным выходом в сложившейся ситуации представляется следование завету философов-просветителей, утверждавших, что «знание — это сила». Однако знания в данном случае должны быть не некими абстрактными знаниями по русскому языку по принципу «чем больше, тем лучше», а конкретными, то есть теми, которые необходимы при выполнении экзаменационных заданий. Полученные знания необходимо закреплять практически, постепенно превращая их в умения и навыки, и тогда появится уверенность выпускника в себя и в свои силы. А это уже половина успеха!
Важно, что полученные умения и навыки найдут практическое применение и при сдаче ЕГЭ по окончании одиннадцатого класса.
Это особенно актуально в связи с тем, что в методических пособиях по русскому языку, издающихся в настоящий момент, задания, касающиеся знаний по стилистике, являются недостаточно разработанными. Как следствие, знания по стилистике и литературоведению выпускниками чаще всего усвоены теоретически, в виде определений понятий и формулировок правил, чего в экзаменационной работе как раз и не требуется, где необходимо умелое практическое применение понятий и правил. Однако умение применять понятия и правила предполагает знание этих самых понятий.
Цель: обучить учащихся осуществлять лингвостилистический анализ текста.
Данный теоретический курс (4 часа) и практические занятия (4 часа) дадут возможность ученикам реально применять полученные понятия и правила: определять стиль предложенного текста, указав основные стилевые черты и характерные особенности стиля, тему, идею текста, тип речи; находить лексические средства выразительности и стилистические фигуры, способы связи предложений в тексте.
Календарно-тематическое планирование
Программа курса (планирование курса)
«Лингвостилистический анализ текста»
Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | ||
1. | «Три кита» любого произведения (тема, идея, форма). Стили речи. Типы речи. | 1 |
|
2. | Лексические средства выразитель-ности речи. | 1 |
|
3. | Стилистические фигуры речи. | 1 |
|
4. | Синтаксическая структура текста. Способы связи предложений в тексте. | 1 |
|
5. | Практические занятия. Лингво-стилистический анализ текста. |
| 4 |
| ИТОГО: | 4 | 4 |
Тема 1. Заветная формула или «три кита» любого произведения (тема, идея, форма). Стили речи. Типы речи. (1час).
Знакомство с формулой: П = Т + И + Ф. Её применение при определении темы и идеи текста.
Основные черты стилей (художественного, научного, публицистического). Характерные особенности стилей. Задачи стилей. Функционально-смысловые типы речи. Композиционные особенности каждого типа речи. Определение стиля и типа текста.
Тема 2. Лексические средства выразительности речи. (1 час).
Смысловые единицы речи (анафора, антонимы, омонимы, паронимы, синонимы и т.д.). Лексические образные средства речи (троп, аллегория, гипербола, ирония, метафора и т.д.).
Тема 3. Стилистические фигуры речи. (1 час).
Стилистические фигуры речи (антитеза, градация, инверсия, оксюморон и т.д.). Риторические вопросы, умолчание. Нахождение в тексте лексических и стилистических средств образности.
Тема 4. Синтаксическая структура текста. Способы связи предложений в тексте. (1 час).
Цепная связь. Повтор как главная особенность цепной связи. Цепная синонимическая связь. Параллельная связь предложений. Особенности параллельного вида связи. Определение способа связи в тексте.
Тема 5. Практические занятия. Лингвостилистический анализ текста. (4 часа).
Усовершенствование умений и выработка практических навыков. Составление плана лингвостилистического анализа текста.
Коллективный анализ текста. Самостоятельный комплексный и частичный анализ текста.
Обнаружение пробелов в знаниях учащихся и работа над ними.
Прогнозируемые результаты обучения
-
Учащиеся научатся определять тему, идею предложенного текста.
-
Освоят основные черты стилей и их характерные особенности.
-
Изучат функционально-смысловые типы речи, их композиционные особенности. Безошибочно смогут указать тип данного текста.
-
Смогут находить в тексте лексические средства выразительности.
-
Выделять стилистические средства образности.
-
Научатся видеть способы связи предложений в тексте.
-
Усовершенствуют умения и выработают навыки при коллективном и индивидуальном анализе текста.
Формой отчёта для слушателей курса является самостоятельный лингвостилистический анализ текста.
Список литературы
-
Волгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1991.
-
Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
-
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. М., 2002.
-
Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приёмы и средства выразительности и образной речи. Волгоград, 2000.
-
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., 1982.
-
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.
-
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1991.
-
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1986.