| УТВЕРЖДАЮ Приказ №____от______2014 Директор МАОУ СОШ №4 _____________Е.Е.Шутова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя начальных классов
Клюевой Нины Анатольевны
на 2014 -2015 учебный год
Рабочая программа по русскому языку
УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Программа по предмету «Русский язык» создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от6 октября 2009 г.) Федерального базисного учебного плана, Федеральной программы НОО, авторской программы по русскому языку М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой, О.В.Малаховской, Т.А.Байковой, Н.М.Лавровой – «Программы по учебным предметам», М.:Академкнига/учебник, 2011г. – Ч.1:240с) и УМК «Перспективная начальная школа».
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Структура документа
Программа включает 8 разделов: титульный лист, пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно – тематический план, основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, методическое обеспечение программы, список литературы, приложение.
Цели обучения:
Познавательная: предполагает
— формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира;
— ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
— формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
— формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира.
Социокультурная включает
— формирование коммуникативной компетенции учащихся;
— развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
— обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности. Обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решить следующие практические
задачи:
— развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствие с целями, задачами и условиями общения;
— освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
— овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты4 пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
— овладение способами орфографического действия;
— развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
— формирование учебной деятельности учащихся;
— формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разног типа (орфоэпического, обратного (он включён в корпус УМК)).
— усиленное формирование фонематического слуха на протяжении двух лет обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка к другим предметам.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Учёт психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций: обязательный учёт реальных норм произношения на территории огромной страны касается разных сторон преподавания языка – и практической, и теоретической; учёт статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.
Учёт того, что практически каждый ребёнок, приходящий в начальную школу, это ребёнок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой – усиленное формирование фонематического слуха на протяжении двух лет обучения.
Учёт неврологического образа современного ребёнка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:
— изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных текстах;
— система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений;
— неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чём-то одном требует многократного возвращения к уже завоёванным позициям на протяжении всего периода обучения.
Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.
— структурная организация содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание);
— методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес);
— организационные формы работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.);
— требования инструментальности и интерактивности. Комплект ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке.
Программа разработана и в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности). Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны — организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам.
Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.
Учебно –тематический план учебного курса «Русский язык» 2 класс
Разделы | Всего | Теории | Практи ческих | |
1. | Фонетика и орфография | 52 | 49 | 3 |
2. | Морфемика и словообразование | 50 | 41 | 9 |
3. | Морфология и лексика | 27 | 21 | 6 |
4. | Синтаксис и пунктуация | 11 | 10 | 1 |
5. | Развитие речи | 30 | 21 | 9 |
| Всего | 170 | 142 | 28 |
Распределение часов по формам работы
Блок | Кол-во ча сов | В том числе | ||||||||
Проверочные работы | Контрольные рабо ты+ итого вые | |||||||||
|
| Контрольное списывание | Изложе ние | Диктанты |
| |||||
1. | Фонетика и орфография. | 52 | 1 |
| 5 | 1 | ||||
2. | Морфемика и словообразование. | 27 |
|
|
| 1 | ||||
3. | Морфология. | 50 |
|
|
|
| ||||
4. | Лексика и лексикография. |
| 1 |
|
| 1 | ||||
5. | Синтаксис. | 11 |
|
|
| 1 | ||||
6. | Развитие речи | 30 |
| 10 |
|
| ||||
| Итого | 170 | 2 | 10 | 5 | 4 |
Содержание курса «Русский язык» 2 класс (170 ч)
Фонетика и орфография (52 ч.) Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды- в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка— ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Правописание сочетаний чк, чн, нч.
Написание ы или и после ц в разных частях слова.
Написание частицы не со словами, называющими действия.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Написание разделительных ь и ъ.
Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.
Морфемика и словообразование (50ч.) Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.
Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.
Корень слова. Понятие о родственных словах.
Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.
Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Морфология и лексика (27 ч.) Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).
Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.
Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.
Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).
Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.
Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.
Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.
Синтаксис и пунктуация (11ч.) Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.
Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.
Понятие об обращении и способах его оформления на письме.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года) Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.
Развитие речи (30 ч.) Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.
Текст-описание и текст-повествование.
Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.
Словарь Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).
Требования к уровню подготовки
учащихся по курсу «Русский язык» к концу второго года обучения
Учащиеся должны знать:
— значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
— типы предложений по цели выказывания и эмоциональной окраске
Уметь: — выполнять звуко — буквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков;
— правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
— правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).
— мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
— различать прямое и переносное значения слова;
— отличать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова
— различать слова-названия предметов, изменять их по числам и команде вопросов.
— различать на письме приставки и предлоги; определять орфограммы;
— находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
— находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение)
— использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
— писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
— определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
— членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме; грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
— владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);
— работать со словарями; соблюдать орфоэпические нормы речи;
— устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
• осознание языка как основного средства человеческого общения;
• восприятие русского языка как явление национальной культуры;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
• овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
— умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
— умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
— стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
— умение задавать вопросы;
— самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
— умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
— умение работать с таблицами, схемами, моделями;
— умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
— умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
— вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
— пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
• овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
• умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
• умение проверять написанное;
• умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
• способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
— интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
— познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
-организационных (организовывать сотрудничество и планировать собственную деятельность).
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
• инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
• работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и «Рабочей тетрадью»; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
В рамках инициативного сотрудничества:
• работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);
• выполнять работу по цепочке;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
• использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся научатся:
• понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
• проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Результаты обучения по другим школьным предметам.
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
• инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
• работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и «Рабочей тетрадью»; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
В рамках инициативного сотрудничества:
• работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);
•выполнять работу по цепочке;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
• использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся научатся:
• понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
• проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Учебно-методическое обеспечение
1.Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). — М.:Академкнига/Учебник2011.
2.Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник2011.
3.Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой — М.: Академкнига/Учебник2011.
4. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык 2класс. Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/
5. Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2. 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник
Календарно – тематическое планирование
учебного курса «Русский язык» 2 года обучения.
Дата проведения урока | Наименование по разделам | Количество часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Применение ИКТ | Корректиров ка | |||
всего | теории | прак-тики | ||||||
|
|
| 170 | 142 | 28 |
|
|
|
1 | 02.09.14 | Структура построения учебника. Основные словари русского языка. Толковый словарь | 1 | 1 |
| Знать: — структуру построения учебника «Русский язык»; -основные словари русского языка. Уметь: -ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями. |
|
|
2
| 03.09.14
| Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны. Обратный словарь. | 1 | 1
|
|
|
| |
3
|
04.09.14
| Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны. Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно» | 1 | 1 |
|
|
| |
4 | 05.09.14 | Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны. Словарь «Происхождение слов» | 1 | 1 |
|
|
| |
5 | 08.09.14 | О пользе звукобуквенной зарядки. | 1 | 1 |
| Знать: отличие звука от буквы. Уметь: выполнять звукобуквенный анализ слова | Презентация |
|
6 | 09.09.14 | Развитие речи с элементами культуры речи. Какие бывают предложения | 1 | 1 |
| Знать: типы предложений по цели высказывания. Уметь: читать предложения, соблюдая знаки препинания; употреблять знаки препинания в конце предложения. |
|
|
7
| 10.09.14
| Главные и неглавные слова в предложении. Основа предложения | 1
| 1
1
|
| Знать: понятие «основа предложения» Уметь: выделять основу предложения; -находить главное слово и зависимое; -ставить вопрос от главного слова к зависимому; дополнять предложение второстепенными членами. |
|
|
8
| 11.09.14 | Дополнение основы предложения неглавными словами. |
1 | |||||
9
|
12.09.14 | Главные и второстепенные члены предложения. Изменяемая часть слова – окончание. | 1 |
1
|
| Знать: понятие «формы слова». Уметь: сравнивать формы одного и того же слова, выделять окончания; анализировать смысл предложения, порядок слов в предложении; -составлять схемы предложений. |
|
|
10
|
15.09.14 | Главные и второстепенные члены предложения. Разные формы слова. | 1 |
1 |
|
|
| |
11 | 16.09.14 | Входной диктант. Повторение изученного в 1 классе. | 1 |
| 1 | Уметь: писать текст с изученными орфограммами в 1 класс | Презентация |
|
12 | 17.09.14 | Работа над ошибками диктанта Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст | 1 | 1 |
| Знать: что предложения в тексте на одну тему связаны между собой по смыслу. Уметь: находить группу предложений, которые являются текстом; подбирать название к тексту. |
|
|
13 | 18.09.14 | Окончания слов-названий предметов
| 1 | 1 |
| Знать: роль окончаний слов в русском языке. Уметь: изменять форму слова; выделять в слове окончание. |
|
|
14 | 19.09.14 | Что такое словосочетание | 1 | 1 |
| Знать: понятие «словосочетание». Уметь: находить в составе предложения все словосочетания; различать словосочетание и основу предложения |
|
|
15 | 22.09.14 | Различение основы предложения и словосочетаний входящих в его состав. | 1 | 1 |
| Знать: что основа предложения не является словосочетанием. Уметь: задавать вопрос от слова-командира к слову-солдату; составлять схему предложения; в словосочетании находить главное слово и зависимое ставить от первого ко второму вопрос. |
|
|
16 | 23.09.14 | Основа слова и его окончание. | 1 | 1 |
| Знать: понятие «основа слова». Уметь: выделять в слове окончание в словах-предметах мужского, женского и среднего рода; указывать основу слова. |
|
|
17 | 24.09.14 | Развитие речи с элементами культуры речи. Особенности связного текста. | 1 | 1 |
| Знать: что определенный порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли и ход событий. Уметь: определять тему и основную мысль текста. | Презентация |
|
18 | 25.09.14 | Основа слова и его окончание. Нулевое окончание. | 1 | 1 |
| Знать: понятие «нулевое окончание». Уметь: выделять в слове окончание и основу слова. |
|
|
19 | 26.09.14 | Слова-названия предметов, у которых нет окончаний. | 1 | 1 |
| Знать: слова, которые не имеют окончаний. Уметь: противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; выделять основу слов. |
|
|
20 | 29.09.14 | Слова-названия предметов, у которых нет окончаний | 1 | 1 |
| Уметь: работать с Обратным словарем; составлять предложения с неизменяемыми словами иностранного происхождения. |
|
|
21 | 30.10.14 | Слова- названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменяемых слов-предметов. | 1 | 1 |
| Уметь: сравнивать формы изменяемых и неизменяемых слов-названий предметов; распознавать род имен существительных и написании окончаний. |
|
|
22 | 01.10.14 | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст. | 1 | 1 |
| Научиться:подбирать названия к текстам на одну (разные) тему; составлять подходящие по смыслу начало и завершение текстов; подбирать окончание к данному тексту. | Презентация |
|
23 | 02.10.14 | Слова-названия предметов, у которых нет окончаний. | 1 | 1 |
| Знать: сравнение форм изменяемых и неизменяемых слов – названий предметов. Уметь: противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний . |
|
|
24 | 03.10.14 | Слова-названия предметов, у которых нет окончаний. | 1 | 1 |
| Научиться: сравнивать формы изменяемых и неизменяемых слов-названий предметов; противопоста — влять слова имеющие окон — чания, словам без окончаний. |
|
|
25 | 06.10.14 | Слова-названия предметов разного рода. | 1 | 1 |
| Научиться: определять род слов-названий предметов; работать со словарем. |
|
|
26 | 07.10.14 | Окончания слов-названий предметов разного рода. | 1 | 1 |
| Знать: что смысл слова заключается в «основе». Уметь: выписывать из Обратного словаря слова-названия предметов женского, мужского и среднего рода; выделять окончания слов-названий предметов разного рода. |
|
|
27 | 08.10.14 | Родовые окончания слов-названий предметов. | 1 | 1 |
| Знать: родовые окончания слов-названий предметов. Научиться: выделять окончания слов-названий предметов |
|
|
28 | 09.10.14 | Слова-названия предметов разного рода. Окончания слов с Ь на конце. | 1 | 1 |
| Научиться: определять род слов-названий предметов типа «хор» и «хорь»; — выделять окончание слов с Ь на конце. |
|
|
29 | 10.10.14 | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне» | 1 | 1 |
| Научиться: -работать с репродукцией; -вглядываться в детали живописной картины и понимать её смысл. | Презентация |
|
30 | 13.10.14 | Слова-названия предметов разного рода с учётом значения слова и особенностью его окончания. | 1 | 1 |
| Знать: роль окончаний в предложении. Научиться: выделять окончания у слов-названий предметов; изменять слова-названия предметов по числам. |
|
|
31 | 14.10.14 | Контрольное списывание № 1 « В лесу» | 1 |
| 1 | Уметь: правильно списать текст с орфограммами |
|
|
32
| 15.10.14 | Начальная форма слова слов-названий предметов. | 1 | 1
|
| Знать: понятие «начальная форма слова»; структуру словарной статьи. Научиться: устанавливать взаимосвязь между окончаниями слов-названий предметов и слов-названий признаков; -составлять словосочетания по схеме с указанием родовых окончаний слов-названий предметов. |
|
|
33 | 16.10.14 | Начальная форма слова слов-названий признаков. |
1 |
1 |
| |||
|
| |||||||
34 | 17.10.14 | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо |
| 1 | 1 | Научиться: писать письма с соблюдением речевого этикета. | Презентация |
|
35 | 20.10.14 | Начальная форма слова слов-названий действий. | 1 | 1 |
| Знать: как изменить форму слов-названий предметов. Уметь:определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий; находить и подбирать слова родственные слова к данному слову; выделять общую часть в родственных словах. |
|
|
36 | 21.10.14 | Это слово и другое слово. Выделение значимых частей слова. | 1 | 1 |
| Уметь: разграничивать разные слова и формы одного слова.
|
|
|
37 | 22.10.14 | Одинаковое написание общей части слова | 1 | 1 |
| Знать: что общая часть слов (корень) пишется одинаково. Уметь: различать разные слова и формы одного и того же слова |
|
|
38 | 23.10.14 | Слово и формы этого слова. Родственные слова. | 1 | 1 |
| Знать: что родственные слова- это слова с разными основами. Научиться: разграничивать разные слова и формы одного слова. | Презентация |
|
39 | 24.10.14 | Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение «Утята» | 1 | 1 |
| Уметь: определять тему основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном изложении; устно пересказывать текст. |
|
|
40 | 27.10.14 | Подбор родственных слов. Определение разных форм одного и того же слова. | 1 | 1 |
| Знать: понятие «многозначные слова». Научиться: правильно читать словарную статью, посвященную многозначному слову. |
|
|
41
| 28.10.14
| Слово и формы этого слова. Родственные слова. | 1 | 1
|
| Знать: понятие «корень». Уметь: выделять в слове корень, называя однокоренные слова; подбирать к слову-названию предмета родственное слово-название признака. | Презентация по теме «Родственные слова» |
|
42 | 29.10.14 | Слова, у которых несколько значений | 1
| 1 |
| |||
|
| |||||||
43 | 30.10.14 | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 |
| 1 | Уметь: писать под диктовку текст с изученными орфограммами.
|
|
|
44 | 31.10.14 | Работа над ошибками в диктанте. Слова, у которых несколько значений | 1 | 1 |
| Научиться: выделять в слове корень, подбирая родственные слова |
|
|
45 | 10.11.14 | Развитие речи с элементами культуры речи | 1 | 1 |
| Знать: понятия «тема» и «основная мысль. Уметь: определять тему и основную мысль текста, понимать содержательность текста. |
|
|
46 | 11.11.14 | Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. | 1 | 1 |
| Знать: способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Научиться: различать многозначные слова и слова-омонимы. |
|
|
47 | 12.11.14 | Многозначные слова и слова-омонимы. | 1 | 1 |
| Знать: слова-омонимы. Уметь: различать формы слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий, которые случайно одинаково пишутся и одинаково произносятся. |
|
|
48 | 13.11.14 | Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся (синонимы) | 1 | 1 |
| Знать: понятие «синоним». Уметь: находить синонимы в тексте, понимать, как используются синонимы для объяснения значения слов. |
|
|
49 | 14.11.14 | Слова и их дальние родственники. | 1 | 1 |
| Знать: способ проверки слов с учетом их произношения. Уметь: пользоваться Этимологическим словарем. |
|
|
50 | 17.11.14 | Развитие речи с элементами культуры. Тема и основная мысль текста. | 1 | 1 |
| Научиться: определять тему основную мысль текста; понимать содержательность названия текста. | Презентация по развитию речи |
|
51 | 18.11.14 | Чередование звуков в корнях слов, которое не видно на письме. | 1 | 1 |
| Знать: правило проверки парного согласного на конце слова. Научиться: выделять чередование звуков в корнях слов. |
|
|
52 | 19.11.14 | Чередование звуков. Проверка парного согласного звука на конце слова. | 1 | 1 |
| Знать признаки согласных звуков. Уметь: произносить и обозначать на письме согласные звуки; выполнять звукобуквенный анализ. |
|
|
53 | 20.11.14 | Чередование звуков в корнях слов, которых не видно на письме | 1 | 1 |
| Знать: правило написания парных звонких и глухих согласных на конце слов. Уметь: писать слова с парными согласными на конце слова; различать проверочное и проверяемое слово. |
|
|
54 | 21.11.14 | Чередование звуков в корнях слов, которых не видно на письме | 1 | 1 |
| Уметь: писать слова с парными согласными на конце слова; различать проверочное и проверяемое слово. |
|
|
55 | 24.11.14 | Развитие речи с элементами культуры речи. Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костёр во дворе» | 1 | 1 |
| Научиться: уметь определять тему и основную мысль текста, понимать содержательность названия текста; работать с репродукцией; чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник. | Презентация по картине Т.Мавриной «Костёр во дворе» |
|
56 | 25.11.14 | Составь свой диктант. Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме. |
| 1 | 1 | Научиться: писать слова с изученными орфограммами; -выполнять проверку текста с пропущенными орфограммами по образцу. |
|
|
57 | 26.11.14 | Работа над ошибками. Чередование согласных. Проверка парных согласных в корне, стоящих перед глухим звуком. | 1 | 1 |
| Научиться: обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»); вставлять пропущенные безударные гласные, парные согласные. | Презентация «Про верка парных соглас- ных в корне» |
|
58 | 27.11.14 | Словарный диктант. Парные звонкие-глухие согласные в корне слова. | 1 |
| 1 | Знать: правила написания безударных гласных; словарные слова. Уметь: писать безударные гласные в корне и словарные слова с безударной гласной, непроверяемой ударением; подбирать проверочные слова; |
|
|
59 | 28.11.14 | Работа над ошибками. Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме. | 1 | 1 |
| Научиться: работать с Обратным словарем, находить слова на — зка |
|
|
60 | 01.12.14 | Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста. | 1 | |