Учебно-методическая линия и УМК
Программы общеобразовательных учреждений Литература 5-11классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, И.С. Збансккого, В.П. Полухиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 10издание Москва «Просвещение»2008г. Учебник литературы для общеобразовательных учреждений в двух частях . 8класс , автор В.Я.Коровина. Издательство Москва «Просвещение»2012г. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Авторы Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Издательство Москва «ВАКО» 2010г., «Читаем, думаем, спорим». Дидактические материалы по литературе 8кл. Автор-составитель В.Я. Коровина и др. Издательство Москва «Просвящение», 2010г.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе следующих нормативно — правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»;
— Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Базовый уровень;
— приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
— приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
— приказ Министерства образования Российской Федерации №74 от 01.02.2012 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312»;
— постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
— Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;
— Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области от 18.08.2004 № 547;
— приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30 августа 2013 года «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;
— Концепция развития системы развития дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010-2015);
— Программа Развития негосударственного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»; общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества Российские железные дороги».
Рабочая программа адресована обучающим 8 класса негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и является логическим продолжением освоения литературы 7 класса. В 8 классе продолжается работа по расширению сведений о биографии писателей и поэтов, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, углубляется работа по осмыслению прочитанного, начинает привлекаться критическая, мемуарная и справочная литература, углубленное изучение произведений разных жанров. Курс литературы решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Актуальность данной программы:
приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; развитие умения видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох, развитие способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции;
формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
воспитание речевой культуры обучающихся.
Новизна литературного образования в 8 классе состоит в углублённом толковании художественных произведений, сопоставлении жизненного материала и художественного сюжета произведения; сопоставлении особенности труда писателя, его позиции, авторской оценки героев и событий, сопоставлении героев и сюжета разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
. Аналитическая работа с текстом различных жанров способствуют умению находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра; развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Значимость данной программы заключается в том, что она включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.), заставляет обучающихся думать, анализировать, сопоставлять.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство родного языка, его художественной функции. И вместе с тем освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Изучение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающихся.
Литературное образование способствует формированию их речевой культуры.
Литература обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.
Литература 8 класса решает задачи предпрофильной подготовки обучающихся, закладывает основы систематического изучения историко-литературного курса.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Место учебного предмета в Федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов (2 часа в неделю). Настоящая программа составлена на 70 часов в соответствии с учебным планом «Средней общеобразовательной школы №39» ОАО «РЖД», рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Цели и задачи реализации учебного предмета:
Цели обучения:
-
Обучение обучающихся искусству, слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
-
Знакомство с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
-
Расширение круга чтения.
-
Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
-
Формирование умения читать и понимать художественную литературу.
-
Применение знаний и умений в жизни.
-
Воспитание личности с гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, развитой эстетически, способной в перспективе к деятельности на своей «малой родине».
Задачи обучения:
Образовательные задачи: познакомить обучающихся с биографическими данными писателей, особенностями их труда, их гражданской позицией, основными темами творчества, особенностями изображения человека. Развивающие задачи: развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; формирование культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; развитие образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.
Воспитательные задачи: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.
Обще учебные задачи: формирование обще учебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, пользоваться материалом интернета, совершенствование умения беглого выразительного чтения, владения монологической и диалогической речью.
Специальные предметные задачи: освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико — литературных понятий.
Творческие задачи: развитие образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся; развивать умение создавать рассказ- характеристику одного из героев, создавать оригинальные произведения (сказки, частушки, рассказы, стихи).
Исследовательские задачи: формирование умений написания докладов биографического содержания; поиска, систематизации и использовании необходимой информации, в том числе и в сфере Интернета.
Роль предмета в формирование универсальных учебных действий (УУД).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Межпредметные связи изучения предмета
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Формы, методы и приёмы работы при изучении предмета.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система групповых, индивидуально-групповых, фронтальных, внеклассных занятий.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
2. выразительное чтение художественного текста;
3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
6. анализ и интерпретация произведения;
7. составление планов и написание отзывов о произведениях;
8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Учебно-тематический план.
Распределение часов по темам
Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ | |
1. Введение. | 1 |
|
|
2. Устное народное творчество. | 2 |
|
|
3. Литература Древней Руси. | 2 |
|
|
4. Литература ХVIII века. | 3 |
| 1 |
5. Литература ХIХ века. | 36 | 1 | 4 |
6. Литература ХХ века. | 20 | 1 | 4 |
7. Зарубежная литература. | 8 | 1 |
|
Итого | 70 | 3 | 9 |
Содержание программы.
Введение – 1 час
Русская литература и история.
Устное народное творчество – 2 часа
Русские народные песни. Отражение жизни народа в народных песнях (исторических и лирических). Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. Знать: информацию о взаимодействии литературы и истории, основные жанры УНТ; литературные термины, содержание произведения, особенности житийного жанра в литературе содержание и идейность изучаемого произведения. Уметь: объяснить различие между литературой и произведениями; составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; пересказывать статью. Использовать на практике: владение диалогической речью. Теория литературы. Народные песни. Частушки. Предания (развитие представлений).
Из древнерусской литературы – 2 часа
«Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVIIвека. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Знать особенности житийного жанра в литературе содержание и идейность изучаемого произведения, особенности предания как жанра народной прозы; термины, содержание произведения. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, определять род и жанр произведения. Использовать на практике: извлечение информации из различных источников. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века – 3 часа (в том числе 1ч. –Р.р.)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика комедии. Сатирическая направленность. Проблема воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии. Использовать на практике: владение монологической и диалогической речью. Знать: основные этапы жизненного пути Д.И. Фонвизина; содержание пьесы, черты классицизма; условия возникновения классицизма как литературного направления. Уметь: определять жанр литературного произведения, проблематику; анализировать образы комедии; определять тематику и проблематику произведения. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из русской литературы XIX века – 36 ч. (в том числе 1 ч. К.р., 4ч.-Р.р.)
Иван Андреевич Крылов – 2 часа
И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова журналиста, музыканта, философа. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Знать: основные этапы жизненного и творческого пути И.А. Крылова. Знать о басне как жанре, языковое своеобразие басен Крылова. Уметь: выразительно читать, анализировать басни. Использовать на практике: владение основными видами публичных выступлений; уметь анализировать басню как эпическое произведение, выразительно читать и инсценировать, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; уметь: объяснять смысл морали басни. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория.
Кондратий Фёдорович Рылеев – 1 час. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Знать о думе как жанре, исторической основе произведения. Знать: термины, содержание произведения. Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст, пользоваться справочной литературой. Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин –11ч. ( в том числе часов 1 ч.-Р.р., 1 ч. К.р.)
Историческое исследование «История Пугачёвского бунта» и роман «Капитанская дочка». Пугачёв в историческом труде и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Изображение исторических деятелей на страницах романа. Образ антигероя. Проблема долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Портрет и пейзаж в романе. Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Роль эпиграфа в романе. Название и идейный смысл произведения.
Стихотворения «19 октября» (1825 года), «Туча», «К***» (Я помню чудное мгновенье).
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.
Повесть «Пиковая дама».
Проблемы человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов. Знать: основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина; понимать отношение Пушкина к «лицейскому братству». Знать исторические источники, творческую историю романа «Капитанская дочка», особенности жанра, роль эпиграфов, понимать, как соотносится в произведении историческая правда и художественный вымысел.
Уметь: выразительно читать, анализировать, обдумывать тему, ставить перед собой вопросы по произведению, владеть различными видами пересказа. Использовать на практике: умение обосновывать суждения, приводить доказательства, давать сравнительную характеристику героев. Уметь наблюдать над словом в его художественной функции, объяснять символический смысл стихотворения.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов – 4ч. (в том числе 1ч.- Р.р.)
Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова ( с обобщением изученного в 6-7 классах).
«Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Знать: основные факты жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, связанные с Кавказом, историю создания поэмы, её сюжет, понимать тему и идею произведения; содержание поэмы «Мцыри»; оценку образа Мцыри В.Г. Белинским. Понимать духовный мир, мысли и чувства героя. Знать черты романтизма как литературного направления. Уметь выявлять структурные особенности поэмы, определять границы эпизода в произведении, объяснять его значимость в раскрытии темы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя, давать характеристику литературному герою; выявлять черты романтизма в поэме . Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь -7ч. (в том числе 1ч.- Р.р.)
Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 6-7 классах).
Комедия «Ревизор». История создания комедии и её сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной теме. Русское чиновничество в сатирическом изображении: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Основной конфликт комедии. Новизна финала (немая сцена). Женские образы в комедии. Образ типичного уездного города.
Повесть «Шинель». Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Петербург как символ вечного холода, отчуждённости, бездушия. Роль фантастики в идейном замысле произведения. Гуманистический пафос повести. Знать: основные факты жизни и творческого пути писателя; основы сценического поведения; творческую и сценическую историю пьесы, реакцию на неё зрителей и императора Николая I,содержание комедии; позицию автора по отношению к каждому из героев. Уметь определять род и жанр произведения, выразительно читать в лицах драматическое произведение, выражать свое отношение к прочитанному, характеризовать особенности сюжета, композиции, понимать роль «миражной интриги», анализировать поступки, поведение и характер героев, знавать героя по портрету, интерьеру, детали, характеристике, реплике. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – 2 часа
Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличие строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. Знать: основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание изучаемого произведения. Уметь анализировать текст, выявлять нравственные проблемы, объяснять приёмы иносказания, находить черты сатирического. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков – 1 час
Рассказ «Старый гений». Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Трагическая участь талантливых людей. Знать: основные факты жизни и творческого пути писателя, содержание изучаемого произведения. Уметь: передавать содержание прочитанного произведения, объяснять смысл эпиграфа, названия рассказа, определять роль художественной детали в создании художественного образа, владение монологической и диалогической речью; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; вступать в речевое общение. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой – 3 ч. (в том числе 1ч.- Р.р.)
Рассказ «После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказе. Главные герои. Контраст – приём, позволяющий раскрыть идею рассказа. Автор и рассказчик. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг. Повесть «Отрочество». Нравственные проблемы повести. Знать: основные факты жизненного и творческого пути Л. Толстого, историю создания рассказа, содержание рассказа ,понимать жизненную позицию главного героя, перекличку двух эпох, изображённых писателем прием «контраста». Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению; анализировать текст; характеризовать особенности сюжета, композиции; выразительно читать; писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации
1..Письмо Ивана Васильевича Вареньке.
2.Страничка из дневника Ивана Васильевича «Утро, изменившее мою жизнь». Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
.
Поэзия родной природы – 1 час
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами…». Знать: содержание стихотворных текстов. Уметь выразительно читать стихотворение, развернуто обосновывать суждения о состоянии души лирического героя, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. Теория литературы. Художественные средства выразительности.
Антон Павлович Чехов – 2 часа
Рассказ «О любви». История о любви и упущенном счастье. Очерк жизни и творчества. Герои Чехова. Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателя, сюжет рассказа.; отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах А.. П. Чехова. Уметь: анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному; воспринимать и анализировать художественный текст, выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и любовью. , составлять план прочитанного, формулировать идею, проблематику произведения; давать оценку действиям героя. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века -20ч. (в том числе 1ч. К.р., 4ч. –Р.р.)
Иван Алексеевич Бунин – 1час
Рассказ «Кавказ». Историзм И. А. Бунина. Анализ рассказа «Кавказ». Обсуждение проблемного вопроса «Что значит быть счастливым?»
Александр Иванович Куприн – 2 часа
Рассказ «Куст сирени». Нравственные проблемы рассказа. Представление о счастье и семье.
Александр Александрович Блок – 1 час
Стихотворения «На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в творчестве А. А. Блока. Символика и реалистические детали в стихотворениях. Образ Родины.
Сергей Александрович Есенин – 2 часа
Поэма «Пугачёв». Обращение к исторической теме. Художественные особенности поэмы. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.
Иван Сергеевич Шмелев – 1 час
Рассказ «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству. Михаил Андреевич Осоргин -1ч.
Слово о писателе. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики.
Знать: основные факты жизни и творческого пути И.А. Бунина, Куприна, Блока, Есенина, Шмелёва, Осоргина. Знать содержание рассказов, понимать авторский замысел, выявлять нравственные проблемы произведения, определять художественную идею, роль композиции и пейзажа в раскрытии характеров героев. Знать историю создания поэмы Есенина «Пугачёв».
Уметь анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, формулировать идею, проблему произведения, оценивать особенности бунинской прозы и бунинского историзма; выражать свое отношение к героям рассказа. Уметь: анализировать стихотворный текст, объяснять роль эпитетов, олицетворений, метафор, повторов в тексте поэмы «Пугачёв», сопоставлять образ предводителя восстания в разных произведениях. Уметь: определять род и жанр литературного произведения. Теория литературы. Сюжет и фабула. Драматическая поэма (начальные представления).
Писатели улыбаются – 2 часа
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования.
Михаил Михайлович Зощенко.
Слово о писателе. «История болезни». Юмористический рассказ.
Знать основные факты жизни и творческого пути писателей «Сатирикона» историю журнала «Сатирикон»; понимать, как строить юмористическое произведение, юмористическое освещение исторических событий в произведении. Уметь определять художественные средства, создающий юмористический или сатирический эффект. Уметь отмечать афористичность, краткость речи, завершённость фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе Н. Тефи, сочетание проникновенных и правдивых чувств в рассказах М. Зощенко, понимать абсурдность происходящего в сатирических произведениях. Теория литературы. Сатира, юмор,ирония.
Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов и писателей – 7 часов
Александр Трифонович Твардовский – 3 часа
Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Народный герой в поэме. Образ автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, её интонационное многообразие. Своеобразие жанра «книги про бойца».
Андрей Платонович Платонов – 2 час
Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов – 1 час
М. Исаковский, Б. Окуджава, Л. Ошанин, А. Фатьянов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.
Виктор Петрович Астафьев – 3часа (в том числе 1ч.Р.р.)
Слово о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства.
Знать: основные факты жизни писателей и поэтов военного времени и их творчество, стихи наизусть; содержание произведений о Великой Отечественной войне. Историю создания поэмы «Василий Тёркин». Уметь анализировать произведения, находить в поэме сочетания героики и юмора, находить сходство и различие между автором и его героями. Уметь определять основную мысль произведений, , отмечать непринуждённость живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений, понимать человеческие характеры.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Герой повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе – 2 часа
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; «Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Знать: содержание стихотворных текстов, образную природу словесного искусства. Уметь выразительно читать стихотворение, развернуто обосновывать суждения о состоянии души лирического героя, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. Теория литературы. Художественные средства выразительности.
Из зарубежной литературы – 8 часов (в том числе 1ч. К.р.)
Уильям Шекспир – 2 часа
Писатель и его время. Сонеты У. Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной распри. Сила чувств влюблённых, их преданность друг другу.
Жан Батист Мольер – 2 часа
Комедия «Мещанин во дворянстве». Проблематика комедии. Основной конфликт. Образ господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Особенности изображения комических ситуаций. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.
Джонатан Свифт – 1 час
Слово о писателе. Роман «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт – 3 часа (в том числе 1ч.- К.р.) Слово о писателе. Исторический роман «Айвенго». Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Знать: образную природу словесного искусства, особенности сатирических произведений, : основные факты биографии писателей -романистов; содержание романов.
Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение, определять род и жанр литературного произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции. , выявлять языковые средства художественной образности, аргументировано высказывать отношение к затронутым автором проблемам. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонет как форма лирической поэзии. Классицизм. Сатира.
Формы контроля и виды контроля
В процессе изучения курса используются следующие виды контроля:
1) текущий,
2) промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
3) итоговый: анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.
методы контроля: устные (опрос, взаимоопрос); письменные (письменный опрос, тесты),
программированные (медиапрезентации), комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов).
Дата проведения | Темы контрольных , творческих, проверочных работ | |
8 |
| Р. р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе ХVII века» (на примере 1 – 2 произведений). |
20 |
| Р. р. Подготовка к сочинению «Береги честь смолоду» по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». |
21 |
| К.р. Классное сочинение «Береги честь смолоду» по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». |
26 |
| Р. р. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри»». |
32 |
| Р. р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). |
39 |
| Р.р.Подготовка к домашнему сочинение «Утро, изменившее жизнь…» |
54 |
| Р.р. Выразительное чтение отрывка наизусть из поэмы Твардовского « Василий Тёркин» |
59 |
| Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века» |
62 |
| Зачёт « Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе». |
70 |
| К.р. Презентация «Мои любимые книги и их герои». |
|
|
|
Должны знать и понимать:
образную природу словесного искусства;
авторов и содержание изученных художественных произведений
основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма – роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;
выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
определять род и жанр произведения;
определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
выявлять авторскую позицию
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
Система оценивания. Критерии оценок.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Возрастающие требования к воспитанию молодежи, формированию у нее чувства ответственности, организованности и дисциплины требуют решительного искоренения проявления формализма в оценке знаний учащихся, преодоления процентомании.
Большое воспитательное значение имеет объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость, в. то время как проявление либерализма, завышение и занижение оценки знаний учащихся порождают их неудовлетворенность, способствуют воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у некоторых школьников иждивенческой психологии, потребительского отношения к жизни.
В целях преодоления формализма, либерализма и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.
«Нормы оценки…» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):
Количество сочинений.
Классные. Домашние. Всего.
2 2 4
Объем сочинений должен быть примерно таким:
10 классе-5-6страниц
Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на оценку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V—VIII и 10 дней в IX—XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.
В V—XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данного класса:
-
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
-
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
-
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
-
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
-
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
-
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:
VII класс— 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.
В соответствии с этим:
Оценка «5»: оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.);
Оценка «4»: оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности
Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса
Оценка «2»: оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка «1»: обнаружено полное незнание произведения.
Оценка сочинения
Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая — за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: а) соответствие работы ученика теме и основной мысли;
б) полнота раскрытия темы;
в) правильность фактического материала;
г) последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:
Оценка «5» ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.
Оценка «3» ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Оценка «2» ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2)искажено фактическое содержание; 3) нет последовательности изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 8 недочетов в содержании, до 10 речевых недочетов и до 10 грамматических ошибок.
Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
-
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
а) знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
б) умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
в) понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
г) знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
д) умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
е) уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка «1»: Обнаружено полное незнание содержания произведения.
-
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
а) соответствие работы ученика теме и основной мысли;
б) полнота раскрытия темы;
в) правильность фактического материала;
г) последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
а) разнообразие словаря и грамматического строя речи;
б) стилевое единство и выразительность речи;
в) число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки | ||
Содержание и речь | Грамотность | |
|
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | |
|
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | |
|
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | |
|
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | |
«1» | 2. Искажение фактического содержания. 3. Нет последовательности изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 9 недочетов в содержании и до 10 речевых недочетов. | Допускаются: 9, орфографических и 11 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, 7 орфографических и 11 пунктуационных ошибок, 12 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, а также 9 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %. «1»-менее50%
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Инструментарий для оценивания результатов.
Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы (далее инструментарий) включает: — образцы заданий для оценки планируемых результатов освоения программы — спецификации проверочных работ, используемых для оценки планируемых результатов; — демонстрационные варианты заданий и проверочных работ. Инструментарий разработан в соответствии с требованиями к освоению результатов обучения, сформулированными в планируемых результатах.
Информационное сопровождение и минимальный набор оборудования
Учебник. Литература. 8 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Авторы: Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. М.; Просвещение, 2014.
Методические пособия для учителя.
Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008. 2) Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 8класс. М.: «ВАКО», 2004. Беляева Н.М. и др. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение,2008. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. — М.: Вербум-М, 2004.
Бельская Л.Л. Литературные викторины. — М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., И.С.Збарский Литература: 7 класс.: Методические советы; — М.: Просвещение, 2008.
Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. — М.: Русское слово, 2001.
Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве. — М.: Русское слово, 2000.
Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 7класс. -М.: Материк Альфа, 2004.
Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. — М.: ВАКО, 2007.
Штейн А.Л Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 4-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2004. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Издательство ЛКИ, 2007. Степанова Л.С. Системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов / Л.С.Степанова. М.: Вербум, 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы». http ://lit .1september .ru
2. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского образовательного портала. http://litera /edu .ru
3. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки. http://www .bibliogid .ru
4. Kidsbook: библиотека детской литературы. http://kidsbook .narod .ru
5. Виртуальный музей литературных героев. http://www .likt 590.ru /museum /
6. В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О.Красовской. http://skolas .narod .ru
7. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО. http ://ruslit .ioso .ru
8.Методика преподавания литературы. http ://metlit .nm .ru
Каталог электронных изданий школьной библиотеки.
1.Библиотека школьника (127 авторов,902 произведения, 82 фотографии, 82 биографии), 2. АО «АСУ-Импульс», 2002-2003 г.
3.Хрестоматия школьника, ЗАО «АСУ-Импульс», 2002-2003 г.
4.А.С.Пушкин в зеркале двух столетий( познавательная коллекция).
5.А.П. Чехов «Повести и рассказы», ООО «Ардис-Консалт», 2004 г.
6. Тематическое планирование. Литература, 5-11 классы по программе под редакцией В.Я.Коровиной, Изд.«Учитель», 2011 г.
7. Литература. Поурочные планы 5-7 класс по учебникам В.Я.Коровиной, М.: Просвещение, 2011 г.
8.Фонохрестоматия к учебнику «Литература» 5-9 классы, М.: Просвещение, 2010 г.
Оборудование
интерактивная доска;
мультимедиа проектор;
компьютер;
экран;
СD — ROM /
Русская литература.
Русская литература от Нестора до Маяковского
Русская поэзия 17-20 вв.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Список литературы.
Учебные пособия для учащихся.
Аленькина С.Н. Рабочая тетрадь по литературе. 8 класс. — СПб.: Паритет, 2002.
Литература. 8кл.: Хрестоматия художественных произведений / Сост. Коровина В.Я. и др. — М.: Просвещение, 2008.
Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 8класс / Авт.-сост. Просвещение» 2008.
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. — М.: Дрофа, 2007.
Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для8 класса. — СПб.: Просвещение, 2004.
7. Литература. Поурочные планы 5-7 класс по учебникам В.Я.Коровиной, М.: Просвещение, 2011 г.
8.Фонохрестоматия к учебнику «Литература» 5-9 классы, М.: Просвещение, 2010 г.
Справочная литература для учащихся.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4 томах. М., Астрель, 2006.
Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М.Кожевникова и П. А. Николаева. – М., 1987.
Большая школьная энциклопедия. Литература / Под ред. В. В. Славкина. – М. 1999.
Словарь литературоведческих терминов ( различные издания )
Слинько М. А. Краткий литературоведческий словарь. Аналитический практикум по русской литературе: Книга для учителя и учащихся. — Воронеж, 2012
Информационное сопровождение и минимальный набор оборудования, необходимый при изучении учебного предмета, включая библиотечный фонд.
Учебник. Литература. 8 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Авторы: Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. М.; Просвещение, 2014.
Методические пособия для учителя.
И.В.Золотарёва, Н.В. Егорова. Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008. 2) Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «ВАКО», 2004. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. — М.: Вербум-М, 2004. Бельская Л.Л. Литературные викторины. — М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., И.С.Збарский Литература: 8 класс.: Методические советы; — М.: Просвещение, 2008.
Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. — М.: Русское слово, 2001.
Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве. — М.: Русское слово, 2000.
Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 7класс. -М.: Материк Альфа, 2004.
Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. — М.: ВАКО, 2007.
Штейн А.Л
Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 8классе. Урок за уроком. – 4-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2004. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Издательство ЛКИ, 2007. Степанова Л.С. Системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов / Л.С.Степанова. М.: Вербум, 2005.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. — М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. — М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 8 класс. — М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 8 класс. — М.: Просвещение, 2006.
Интернет-ресурсы:
1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы». http ://lit .1september .ru
2. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского образовательного портала. http://litera /edu .ru
3. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки. http://www .bibliogid .ru
4. Kidsbook: библиотека детской литературы. http://kidsbook .narod .ru
5. Виртуальный музей литературных героев. http://www .likt 590.ru /museum /
6. В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О.Красовской. http://skolas .narod .ru
7. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО. http ://ruslit .ioso .ru
8.Методика преподавания литературы. http ://metlit .nm .ru
Условные обозначения.
Р.р.- развитие речи.
К.р.- контрольная работа
Ч.- часы.
Вн.чт.- внеклассное чтение
Приложение к программе.
Основные понятия курса
Литература как искусство слова (углубление представлений).
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Предания, былины, руны, мифологический эпос ,гипербола. Баллада (развитие представлений). Ода как жанр лирической поэзии. :
Понятие о герое .Авторская оценка героев и их поступков. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах:
Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония.
Понимать авторские критерии нравственности и патриотизма.
.
Примерный перечень заданий, практических работ, упражнений, характерных при обучении по данной программе на протяжении всей ступени обучения:
10. словарная работа; | |
2. чтение изучаемых произведений; | 11. выразительное чтение; |
3. комментированное чтение; | 12. чтение наизусть; |
4. беседа по прочитанному материалу; | 13. анализ стихотворения; |
5. пересказ отрывка; | 14. сопоставительный анализ стихотворения; |
6. анализ эпизода; | 15. устное сочинение-рассуждение; |
7. самостоятельное чтение произведений, рекомендуемых программой и интересующих ученика; | 16. сопоставление героев древности и героя современной литературы, кинофильма, мультипликации; |
8. презентация самостоятельно прочитанного произведения, отзыв; | 17. подготовка сообщений, докладов, творческих проектов; |
9. письменное сочинение по произведению; | 18. сочинение-миниатюра; |
Контроль уровня обученности
Тест 1. М. А. Осоргин «Пенсне».
Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается? Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца, – но лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах, – и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка.
Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, – живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живёт жизнью менее индивидуальной и заметной.
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) рассказ; 2) повесть;
3) быль; 4) история.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) играет роль вставного эпизода.
А3. Главной темой данного фрагмента является:
1) тема бездуховности;
2) тема нравственности и безнравственности;
3) тема вещей, живущих особой жизнью;
4) тема труда.
А 4. Какой художественный приём положен в основу самой ситуации, предложенной во фрагменте?
1) эпитет;
2) сравнение;
3) гипербола;
4) олицетворение.
А5. С какой целью автор начинает повествование с риторического вопроса?
1) не знает, как по-другому начать повествование;
2) показывает отношение человека к вещам;
3) удивляет читателя;
4) подчёркивает пустоту человеческой жизни.
В1. Укажите художественный приём, основанный на изображении неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ («часы шагают», «печка мыслит», «кресло сидит», «книги дышат»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его вещей, обстановки в комнате.
В3. Из фрагмента выпишите название предмета, который характеризуется автором, как «добродушный комик».
В4. Во фрагменте найдите эпитеты, с помощью которых описывается почтовая марка.
С1. В чём хочет убедить читателя рассказчик, начиная своё повествование с риторического вопроса? В чём никто не должен сомневаться?
Тест 2. А. П. Чехов «О любви».
Мы провожали Анну Алексеевну большой толпой. Когда она уже простилась с мужем и детьми и до третьего звонка оставалось одно мгновение, я вбежал к ней в купе, чтобы положить на полку одну из ее корзинок, которую она едва не забыла; и нужно было проститься. Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.
Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались – навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, – оно было пусто, – и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино пешком…
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) роман;
2) повесть;
3) быль;
4) рассказ.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией любовного сюжета;
4) является одним из этапов развития сюжета.
А3. Главной темой данного фрагмента является:
1) тема несостоявшейся любви;
2) тема долга;
3) тема крестьянского труда;
4) тема добра и зла.
А 4. Какую форму имеет повествование в произведении А. П. Чехова «О любви»?
1) повествование от 1-го лица;
2) повествование от 3-го лица;
3) рассказ в рассказе;
4) форму монолога.
А5. С какой целью рассказчик говорит о том, что «… в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»?
1) выявить отношение героя к любви;
2) выявить внутреннюю пустоту героя;
3) показать пагубность влияния любви на жизнь человека;
4) подчеркнуть узость взглядов героя.
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («душевные», «жгучей», «мокрые»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Я поцеловал…»).
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Мы провожали…» выпишите слово, которое объясняет, что утратили герои в силу своих предрассудков.
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Я поцеловал…» найдите словосочетание, которое свидетельствует о том, что любовь героев обречена.
С1. С какой целью подробно описывается расставание Алёхина с Анной Алексеевной?
Тест 3. Н. С. Лесков «Старый гений».
Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, — заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки. Дом был заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.
Добрая старушка этому верила, да и не мудрено было верить, потому что
должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе. Денежные затруднения, из которых старушка его выручила, были последствием какого-то мимолетного увлечения или неосторожности за картами в дворянском клубе, что поправить ему было, конечно, очень легко, – «лишь бы только доехать до Петербурга».
Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой
приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется,
началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. Приходят сроки, старушка напоминает о себе письмами – сначала самыми мягкими, потом немножко пожёстче, а наконец, и бранится – намекает, что «это нечестно», но должник её был зверь травленый и всё равно ни на какие её письма не отвечал. А между тем время уходит, приближается срок закладной – и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своём домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою.
Старушка в отчаянии поручила свою больную и ребёнка доброй соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург «хлопотать».
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) сказка; 2) повесть; 3) быль; 4) рассказ.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является одним из этапов развития сюжета.
А 3. Главной темой данного фрагмента является:
1) тема доброты и жестокости;
2) тема денег;
3) тема труда;
4) тема богатства и бедности.
А 4. Что определяет образ жизни великосветского франта?
1) забота о людях;
2) непосильный труд;
3) развлечения;
4) постоянная помощь родным.
А5. С какой целью автор подробно описывает отсутствие каких-либо ответов великосветского франта на письма доброй старушки?
1) выявляет жалость героя к людям;
2) показывает бессердечие человека, его внутреннюю пустоту;
3) характеризует психологическое состояние героев;
4) подчёркивает социальное положение героя.
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («блестящее», «хорошее», «мимолётного»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Дело это…»). В3. Напишите значение слова хлопотать.
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Старушка…» найдите слова, указывающие на состояние старушки, приехавшей в Петербург.
С1. Какие проблемы общества затрагиваются писателем на данном этапе развития сюжета?
Тест 4. Л.Н.Толстой «После бала».
1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий
б) цикличность излагаемых событий
в) антитеза
г) ретроспектива
2. Каков тип композиции рассказа
а) рассказ в рассказе
б) повествование от первого лица
в) последовательное авторское изложение событий
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение в) восторг
б) возмущение г) пренебрежение
4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала
б) особое значение сцены расправы с солдатом
в) важность утра, следующего за балом
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
а) антитеза д)звукопись
б) подбор эпитетов е) описание одного героя
в) прямая авторская оценка ж) внутренний монолог
г) цветопись
6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а) автор показывает двуличие героя
б) на балу надел «маску» добропорядочности
в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности
г) искренне верит в необходимость жестокой расправы
7. Определите основную идею рассказа.
а) судьба человека зависит от случая
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость
в) идея личной ответственности человека
г) осуждение деспотизма
8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка
б) белые усы и бакенбарды
в) блестящие глаза и радостная улыбка
г) «домодельные» сапоги
9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием»
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»
10. Отметить импонирующее вам утверждение:
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее
в) в рассказе автор призывает бороться с произволом
Ответы.
1. М. А. Осоргин «Пенсне». Ответы
А 1. 1.
А 2. 1.
А 3. 3.
А 4. 4.
А 5. 3.
В 1. Олицетворение.
В 2. Интерьер.
В 3. Чайник.
В 4. Вечно юная и суетливая сплетница.
С1. Начиная своё повествование с риторического вопроса, рассказчик удивляет читателя. В первой же фразе содержится утверждение-вопрос, что вещи «живут своей особой жизнью». «Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит… раздвинутые ножницы кричат», – это утверждение обосновано с помощью языковых средств, олицетворений, метафор. Олицетворение наделяет одушевлённый предмет свойствами одушевлённого: часы, как говорится идут, но у автора они не просто идут, а шагают, а хрипящий бой передан как хворь и кашель
Рассказ «Пенсне» юмористический и одновременно сочетающий в себе реальное и фантастическое. Реально пропавшее пенсне, но фантастично его убежище… Автор убеждает читателя, что вещи живут своей жизнью («часы шагают», «хворают», «кашляют», «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»). Обратим внимание, что каждый предмет, увиденный и «услышанный» автором, действительно именно так и «действует», как кажется писателю.
2. А. П. Чехов «О любви».
А1. 4.
А2. 3.
А3. 1.
А4. 3.
А5. 1.
В1. Эпитет.
В2. Поступок.
В3. Любовь.
В4. Расстались навсегда.
3. Н. С. Лесков «Старый гений»
А1. 4.
А2. 1.
А3. 1.
А4. 3.
А5. 2.
В1. Эпитет.
В2. Поступок.
В3. Требовать что-либо.
В4. Отчаяние.
4. Л.Н.Толстой «После бала».
1. в) антитеза
2. а) рассказ в рассказе
3. в) восторг
4. б) особое значение сцены расправы с солдатом
5. в) прямая авторская оценка ж) внутренний монолог
6.в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности
7. в) идея личной ответственности человека
8. г) «домодельные» сапоги
9. б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
10. б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее.