Пояснительная записка
к тематическому планированию
(рабочей программе)

Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», с учетом национально-регионального компонента.

Программа по русскому языку основана на использовании УМК ««Начальная школа XXI века» по обучению русскому языку в начальной школе. В начальной школе назначение предмета «русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить звуковое и речевое развитие ребёнка, помочь осознать себя носителем языка. В основе отбора методов и средств обучения лежит системно — деятельностный подход.

Планирование составлено на основе ФГОС НОО, примерной программы по русскому языку и литературному чтению, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», с учётом национально-регионального и гимназического компонента.

По учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения недельная нагрузка по предмету составляет 9 часов. По учебному плану школы на 2011 – 2012 учебный год нагрузка — 3 часа. В связи с этим уплотнены темы в разделах:

  1. Добукварный период — 3 недели

с 16 часов до 9 часов.

  1. Букварный период – 13 недель

со 64 часов до 40 часов.

  1. Послебукварный период . -14 недель

с 77 часов до 42 часов

  1. Повторение изученного — 3 недели

с 8 часов до 8 часов

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

Безруких, М. М. Прописи № 1, 2, 3 к учебнику «Букварь» : для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Журова, Л. Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2, 3 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Кузнецова, М. И. Я учусь писать и читать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова; под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Познавательная цель предполагает:

формирование представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • получение первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: познакомить с классификацией таких языковых еди­ниц, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предло­жения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и по­знавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

  • формиро­вание учебно-познавательного интереса к новому учебному ма­териалу по русскому языку и литературному чтению.

  • осознание значимости чтения для дальнейшего обуче­ния, саморазвития; восприятие чтения как источник эсте­тического, нравственного, познавательного опыта; понимание цели чтения: удовлетворение читательского интереса и приоб­ретение опыта чтения.

Национально-региональный компонент включён при:

подборе слов соответствующих заданной модели,

— составлении рассказов по вопросам, иллюстрациям,

Результаты обучения курса

Личностные:

1. Осознание языка как основного средства человеческого общения.

2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.

3. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

4. Готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него.

Метапредметные:

1.Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.

3. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

4. Умение задавать вопросы.

Предметные:

  1. Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания в конце предложения.

  2. Освоение способов находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, член предложения, простое предложение.

  3. Освоение способа контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

В результате изучения предмета в 1 классе

учащиеся овладеют знаниями:

— признаков гласных и согласных звуков, согласных звонких и глухих, твердых и мягких;

— звуков речи;

— пар согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;

— функции небуквенных графических средств

— пробела между словами, знака переноса; красной строки;

— обозначения мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

— названия и порядок букв русского языка;

— правил переноса слов;

— признаков предложения и текста;

— изученных орфограммы.

— определения качественной характеристики звука;

— правил правописания и их применение;

— алфавита как последовательности букв;

— последовательности звуков в слове;

— знаков препинания в конце предложения.

Учащиеся научатся:

— правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;

— переносить слова по слогам;

— производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

— правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивая с образцом;

— правильно оформлять предложение на письме;

— видеть в словах опасные места;

— писать правильно слова с изученными орфограммами;

— ставит вопросы к словам в предложении, составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

— предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста, выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

— составлять небольшой текст (4 – 5 предложений).

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

  2. Находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношении слова ответ самостоятельно либо обращаться за помощью к учителю, родителям.

  3. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

  4. Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственной связи.

  5. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  6. Различать употребление в тексте в прямом и переносном значении.

  7. Оценивать уместность использования слов в тексте.

  8. Осознавать место возможного возникновения ошибки.

Формирование УУД при работе по учебникам комплекта «Начальная школа 21 века» для 1 класса

(русский язык)

Тема

Общая цель

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Слово. Знак.

Знакомство с понятиями «слово», «знак», «знак-символ».

Осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром.

Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.

Освоение способов использования знаков.

Осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости).

Звуки

Систематизация знаний о звуках и их характеристиках. Введение знаково-символической системы. Звук-символ

Осознание значимости мира звуков для человека.

Формирование умений слышать и слушать.

Освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи.

Осмысление особенностей звуков и их свойств.

Слово и слог

Познакомить с понятием «слог», способом его образования, способом деления слов на слоги и постановки ударения.

Осознание значимости правильного произношения слов.

Использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе.

Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения.

Осмысление слоговой структуры слова.

Гласные звуки и буквы

Познакомить учащихся с гласными звуками, их особенностями и буквами, их обозначающими

Осознание связей между гласными звуками и буквами

Формирование умений слышать и слушать звуки, формулировать ответ

Освоение способов определения гласного звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения

Установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Согласные звуки и буквы

Познакомить учащихся с согласными звуками, их особенностями и буквами, их обозначающими

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Формирование умений слышать и слушать.

Освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука.

Осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Подготовка руки к письму

Учить школьников ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; обводить по контуру и штриховать фигуры; писать элементы печатных и письменных букв.

Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.

Формирование умения объяснять свой выбор.

Освоение способов ориентировки в пространстве (учебника, тетради); формирование алгоритма своих действий в процессе письма.

Систематизация знаний о форме предметов, осмысление элементов письменных букв.

Письмо гласных букв Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ.

Научить писать буквы, обозначать гласные звуки; слитное соединение букв, безотрывное письмо с верхним и нижним соединением.

Осознание алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план.

Умение объяснять свои действия (способ написания).

Освоение способов написания и соединения письменных букв.

Осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтом.

Письмо букв, слогов, слов, предложений

Учить школьников писать буквы, слоги, слова, предложения и выполнять правильно соединения букв.

Осознание и оценивание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Умение объяснять свои действия (способ написания).

Освоение способов написания и соединения письменных букв русского алфавита.

Осмысление слов и предложения в письменном виде.

Каллиграфическое письмо

Научить писать каллиграфически.

Формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и чужой работе).

Умение объяснять достоинства и недостатки в своей и чужой работе.

Освоение способов сравнения своей работы с эталоном, способов нахождения и исправления ошибки.

Освоение норм и правил письма.

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Раздел «Добукварный период»

1

Ориентировка по странице прописей. Отработка алгоритма при проведении линии в заданном направлении

1

Закрепление новых знаний и выработка умений

Выработка ориентации на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения. Коллективная работа над алгоритмом действия

Текущий

Уметь ориентироваться

Уметь проводить линии в заданном направлении в рабочей тетради, проводить линии от точки в заданном направлении

2

Введение понятия «слово». Отработка алгоритма действий при проведении параллельных и непараллельных линий

1

Комплексное использование знаний

Различение предложений и слов. Составление рассказа по картинкам. Обозначение каждого слова полоской. Классификация предметов. Название каждого предмета на рисунке словом. Проведение параллельных и непараллельных линий

Текущий

Самостоятельная работа

Знать различие между предметом и обозначающим его словом. Уметь ориентироваться

в понятиях: «слева», «справа», «вверх», «вниз»; проводить параллельные и непараллельные линии

3

Отработка понятия «слово»

Деление предложения на слова

1

Закрепление новых знаний и выработка умений

Обозначение предложений полосками. Выявление сходства и различия в объектах. Деление предложения на слова. Классификация предметов по заданному признаку. Тренировка в проведении наклонных параллельных линий

Текущий

Самостоятельная работа

Уметь проводить параллельные и непараллельные линии

Уметь проводить наклонные параллельные линии, делить предложения на слова

4

Сравнение звуков. Знакомство со схемой звукового состава слова

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Сравнение звуков по твердости–мягкости. Проведение наклонных параллельных линий. Проведение звукового анализа слова «Ау!». Нахождение места звуков в словах

Текущий.

Самостоятельная работа

Составление звуковой схемы слова

Уметь сравнивать звуки по твердости–мягкости. Знать схему звукового анализа слова.

Уметь проводить звуковой анализ слова

5

Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове. Знакомство с рабочей строкой

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выделение заданного звука в слове. Проведение параллельных линий. Тренировка в свободном продвижении руки вдоль страницы. Проведение полуовалов

Текущий.

Самостоятельная работа

Уметь интонационно выделять заданный звук

в слове. Уметь ориентироваться

в рабочей тетради, на рабочей строке

6

Сравнение слов по звуковой структуре

1

Комплексное применение знаний

Сравнение слов по звуковой структуре. Проведение полуовалов. Ориентировка в рабочей строке

Текущий.

Коллективная проверка называния слов

Уметь ориентироваться на рабочей строке; называть слова со звуками

[р.’]– [р]

7

Звуковой анализ слов: «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре

1

Комплексное применение знаний

Звуковой анализ слов. Сравнение слов по звуковой структуре. Подбор слов к схемам. Отработка умения находить середину надстрочного пространства

Текущий

Самопроверка по образцу

Уметь проводить звуковой анализ слова; подбирать слова к схемам; проводить заданные линии на рабочей строке; анализировать звуковой состав слова

8

Звуковой анализ слов: «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре

Развитие свободы движения руки. Проведение линий сложной траектории

1

Комплексное применение знаний

Звуковой анализ слов. Сравнение слов по звуковой структуре. Игра «Придумай слово» со звуками [л’]–[л]

Поиск звуков [л’]–[л] в словах-названиях картинок

Текущий

Уметь проводить звуковой анализ слова

Уметь проводить линии сложной траектории

9

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. Звуковой анализ слова «сани»

1

Комплексное применение знаний

Прописывание на рабочей строке элементов букв

Развитие умения ориентироваться на высоту строки при использовании рабочих строк двух видов. Прописывание на рабочей строке элементов букв

Текущий.

Самоконтроль

Коллективная. Самостоятельная работа

Знать различие между овалом и кругом.

Уметь прописывать на рабочей строке элементы букв

Уметь самостоятельно проводить звуковой анализ слова

Раздел «букварный период»

10

Письмо заглавной

и строчной буквы

А (а)

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ как основа перевода слова звучащего в слово написанное

Текущий

Знать правило обозначения «а» после твёрдых согласных.

Уметь различать понятия «звук» и «буква», печатную и прописную букву А.

11

Знакомство с буквой Я (я)

Письмо заглавной

и строчной буквы

Я (я)

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Звуковой анализ слов: «пять», «дыня». Разгадывание кроссвордов

Поэлементный анализ заглавной и строчной букв Я (я). Тренировка в написании

Текущий.

Самостоятельная работа

Знать букву Я.

Уметь находить букву Я в словах

Уметь писать заглавную и строчную букву Я (я); самостоятельно выбирать и записывать недостающую букву

12

Закрепление правил обозначения звука [а] буквами

Письмо заглавной

и строчной буквы

О (о)

1

Комплексное применение знаний

Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов

Тренировка в написании букв О, (о). Сопоставление строчных букв а–о. Выбор

и запись недостающей буквы

Работа в парах. Звуковой разбор слова

Текущий

Знать написание изученных букв.

Уметь вписывать буквы с опорой на звуковые модели слов

Знать написание буквы О (о).

Уметь записывать недостающие буквы в словах

13

Письмо заглавной

и строчной буквы

Е (е)

Буква ё в начале слова

1

Комплексное применение знаний

Обозначение мягкости согласных

Звуковой анализ слов с ё в начале слова

Текущий

Самостоятельное сравнение работы с образцом

Уметь правильно писать заглавную и строчную букву Е (е)

Знать об обозначении буквы ё в начале слова звуками [й’о].

Уметь воспроизводить это правило, применять его

14

Закрепление правил обозначения звуков [о] и [а] буквами

1

Комплексное применение знаний

Тренировка в написании букв

Самостоятельная работа. Проверка по образцу

Знать изученные буквы.

Уметь писать все изученные буквы; вписывать их с опорой на звуковые модели слов

15

Письмо заглавной

и строчной буквы

У (у)

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Правильное написание букв

Текущий

Знать, какие буквы пишутся после твёрдых и мягких согласных звуков

16

Письмо заглавной

и строчной буквы

Ю (ю)

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Ю (ю)

Текущий

Уметь рассуждать о значении йотированных гласных звуков в начале слова, о том, что на наличие звука [й] в слове на письме указывают йотированные буквы е, ё, я, ю

17

Закрепление правил обозначения звуков
[о], [а] и [у] буквами

1

Комплексное применение знаний

Письмо изученных букв. Вписывание знакомых букв с опорой на звуковые модели слов

Текущий

Знать о соотношении букв и звуков в словах с йотированными гласными

18

Знакомство с буквой Э (э)

Письмо заглавной

и строчной буквы

Э (э)

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Звуковой анализ слов: «экран», «эхо»

Отработка написания изученных букв. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Э (э)

Текущий

Знать правило написания гласных букв после твердых согласных

Знать изученные буквы.

Уметь писать изученные буквы

19

Письмо заглавной

и строчной буквы

Е (е)

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Обозначение мягкости согласных. Письмо букв в системе обучения грамоте

Текущий

Уметь обобщать правило обозначения мягкости согласных звуков

20

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв

1

Комплексное применение знаний

Тренировка в написании букв. Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка по образцу

Уметь устанавливать закономерность в расположении букв в ряду; вписывать пропущенные буквы с опорой на звуковые модели

21

Письмо строчной буквы ы

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Поэлементный анализ строчной буквы ы. Тренировка в написании букв

Текущий

Уметь делать вывод о написании гласных букв после согласных

22

Знакомство с буквой И (и)

Письмо заглавной

и строчной буквы

И (и)

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Обозначение мягкости согласных звуков

Текущий.

Проверка по образцу

Уметь применять правило обозначения мягкости согласных звуков, выполнять звуковой анализ слова «иволга»

23

Отработка написания изученных букв

Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости–мягкости согласных звуков

1

Интегрированный

Звуковой анализ слов, составление моделей слов. Классификация предметов по заданному признаку

Отработка написания изученных букв

Текущий.

Самостоятельная работа

Уметь писать изученные буквы; составлять звуковые модели слов и анализировать их

Знать правило написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков.

Уметь преобразовывать звуковую схему слова

24

Письмо заглавной

и строчной буквы

М (м)

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы

М (м)

Текущий

Уметь различать понятия «слово» и «слог».

Знать правило написания заглавной буквы в именах

25

Знакомство с буквой Н (н)

Письмо заглавной

и строчной буквы

Н (н). Письмо слогов

и слов

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Звуковой анализ слов: «нос», «нитки». Составление словосочетаний с местоимениями он, она, оно, они. Чтение слогов, слов, текстов

Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Н (н). Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных

и строчных букв Н (н) и Ю (ю). Письмо слогов, слов

и предложений

Текущий

Уметь составлять словосочетания с местоимениями, понимать и объяснять звуковую структуру слова

Уметь понимать и объяснять звуковую структуру слова; писать заглавную и строчную букву Н (н); сравнивать написание букв

26

Письмо заглавной

и строчной буквы

Р (р). Письмо слогов

и слов

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Текущий

Знать правильное название букв м, н, р; правило написания заглавной буквы в именах, названиях городов

27

Письмо заглавной

и строчной буквы

Л (л)

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Правильное написание буквы. Употребление прописной буквы в именах собственных

Текущий

Уметь правильно называть букву «эль»; видеть сходства и различия в звуковых моделях слова

28

Письмо заглавной

и строчной буквы

Й (й)

Введение понятия «слог»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Поэлементный анализ написания буквы. Письмо слогов, слов и предложений. Деление слов на слоги

Текущий.

Самостоятельная работа

Уметь составлять и записывать слова из наборов букв; выполнять запись слов в соответствии с моделями

Знать различие между словом и слогом

29

Отработка написания изученных букв

Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной буквы Г (г)

1

Комплексное применение знаний

Письмо слов и предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Запись слов к нужной слоговой схеме

Словесное ударение. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, мягкие и твёрдые согласный

Текущий.

Самостоятельная работа

Уметь писать изученные буквы; преобразовывать печатный шрифт в письменный; записывать слова к слоговой схеме

Уметь давать характеристику согласных звуков по твёрдости–мягкости, звонкости–глухости; ставить ударение в слове

30

Письмо заглавной

и строчной буквы

К (к)

Дифференциация букв Г (г) и К (к)

1

Комплексное применение знаний

Поэлементный анализ. Тренировка в написании буквы. Письмо слов и предложений. Изменение и запись слов по образцу

Согласные звонкие и глухие. Тренировка в написании изученных букв

Текущий

Уметь правильно называть букву «ка»; производить полный звуковой анализ. Знать парные согласные по глухости-звонкости.

Уметь сопоставлять согласные звуки и отражать их характеристику в модели слова

31

Знакомство с буквой З (з)

Письмо заглавной

и строчной буквы

З (з)

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Звуковой анализ слов: «зебра», «замок». Чтение слов с изменением ударения. Деление слов на слоги. Слово и его значение

Выбор и запись слов, соответствующих данной модели

Текущий

Уметь определять ударный слог; делить слова на слоги; читать слова с изменением ударения

Уметь составлять и записывать слова по модели

32

Письмо заглавной

и строчной буквы

С (с)

Дифференциация букв З (з) и С (с)

Комплексное применение знаний

Согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Словесное ударение. Родственные слова

Согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости и глухости

Текущий

Уметь давать полную характеристику звука; проводить сравнительный анализ слов и делать выводы

Уметь сопоставлять по звонкости–глухости согласные з и с; проводить классификацию слов

с изученными звуками

33

Письмо заглавной

и строчной буквы

Д (д)

Изучение и первичное закрепление знаний

Деление слов на слоги. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Д (д). Восстановление деформированных предложений

Текущий

Уметь находить сходство и различие слов; выделять ударный слог в основе; делить слова на слоги; писать заглавную и строчную букву Д (д)

34

Знакомство с буквой Т (т). Письмо заглавной

и строчной буквы

Т (т)

Изучение и первичное закрепление знаний

Звуковой анализ слов. Расшифровка закодированных Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы

Т (т). Тренировка в написании букв слов. Восстановление деформированных предложений

Текущий

Уметь проводить звуковой анализ слов; расшифровывать закодированные слова. Уметь писать изученные буквы .

35

Дифференциация букв Д (д) Т (т)

Комплексное применение знаний

Письмо буквосочетаний, слов, предложений в системе обучения грамоте

Текущий

Уметь сопоставлять буквы дт; проводить классификацию слов

36

Письмо заглавной

и строчной буквы

Б (б)

Изучение и первичное закрепление знаний

Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Б (б). Тренировка в написании букв. Преобразование печатного шрифта в письменный

Текущий

Уметь дифференцировать буквы дб; определять ударный слог

37

Письмо заглавной

и строчной буквы

П (п)

Изучение и первичное закрепление знаний

Деление слов на слоги. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Текущий

Знать правило определения количества слогов в слове.

Уметь преобразовывать различные модели слов

38

Знакомство с буквой В (в)

Письмо заглавной

и строчной буквы

В (в)

Изучение и первичное закрепление знаний

Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов и предложений

Поэлементный анализ написания букв. Письмо слов, предложений. Преобразование и запись слов в соответствии с заданием

Текущий

Уметь проводить звуковой анализ слов

Знать правила определения количества слогов

в слове

39

Письмо заглавной

и строчной буквы

Ф (ф)

Изучение и первичное закрепление знаний

Обозначение мягкости согласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по глухости–звонкости

Текущий

Уметь проводить сравнение звукового состава слова, количества слогов и мест ударения; обозначать букву в звуковой модели слова; сравнивать звуки [в]–[ф] по звонкости–глухости

40

Письмо заглавной

и строчной буквы

Ж (ж)

Изучение и первичное закрепление знаний

Парные согласные по глухости–звонкости; их различия

Текущий

Знать правило написания гласных после шипящих в сочетании жи.

Уметь применять правило на практике

41

Письмо заглавной

и строчной буквы

Ш (ш)

Изучение и

первичное закрепление знаний

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи–ши

Текущий

Знать особенности звука [ш]; правила написания гласных после шипящих в сочетании ши.

Уметь применять правило на практике

42

Знакомство с буквой Ч (ч)

Письмо заглавной

и строчной буквы

Ч (ч)

Изучение и первичное закрепление знаний

Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча–чу. Наблюдение за использованием слов с буквой ч в речевой практике.

Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Произношение и обозначение на письме слов с сочетанием щащу

Текущий

Знать особенности звука «ч»; правила написания гласных после шипящих в сочетаниях ча–чу.

Уметь применять правило на практике

43

Письмо заглавной

и строчной буквы

Щ (щ)

Изучение и первичное закрепление знаний

Наблюдение за использованием слов с буквой ч в речевой практике.

Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Произношение и обозначение на письме слов с сочетанием щащу

Текущий

Знать особенности звука [щ]; правило правописания гласных после шипящих в сочетаниях щуща

44

Письмо заглавной

и строчной буквы

Х (х)

Изучение и первичное закрепление знаний

Правильное название букв. Согласные твёрдые и глухие

Текущий

Знать различие согласных твердых и глухих.

Уметь правильно называть буквы

45

Письмо заглавной

и строчной буквы

Ц (ц)

Изучение и первичное закрепление знаний

Письмо буквосочетаний, слов, предложений в системе обучения грамоте

Текущий

Знать особенности звука [ц].

Уметь обозначать звук [ц] буквой

46

Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь. Письмо строчной буквы ь

Изучение и первичное закрепление знаний

Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа «конь»

Текущий

Знать особенности буквы ь.

Уметь сопоставлять звуки по твёрдости–мягкости; писать букву ь

47

Слова с разделительным мягким знаком

Изучение и первичное закрепление знаний

Обозначение мягкости на письме

Текущий

Знать основные функции ь (показатель мягкости и разделитель).

Уметь различать функции ь на практике

48

Письмо строчной буквы «ъ»

Изучение и

первичное закрепление знаний

Тренировка в написании ъ. Письмо слов и предложений

Текущий

Уметь различать на письме разделительные ъ

и ь знаки

49

Закрепление написания всех букв русского алфавита

Повторение изученного

Интегрированный

Отгадывание и списывание загадок. Тренировка в написании всех букв на узкой строке

Повторение и закрепление написания букв. Звуковой анализ слов. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных. Правописание чаща, чущу, жиши. Разделительные ъ и ь

Текущий.

Самостоятельная работа

Знать правила написания букв.

Уметь писать все буквы алфавита

Знать изученные правила правописания.

Уметь писать буквы русского алфавита; проводить звуковой анализ слов

Раздел «послебукварный период»

50

Язык как средство общения

Комбинированный

Представление о языке как средстве общения. Общение посредством устной и письменной речи

Текущий

Знать о значении речи, об алгоритме списывания.

Уметь выполнять звуковой анализ слов

51

Устная и письменная речь

Комбинированный

Рассмотрение ситуаций, связанных с выбором устной и письменной речи

Текущий

Знать о расстановке знаков препинания в конце предложений

52

Речевой этикет

Объяснение нового материала

Ситуации приветствия. Интонация предложения

Текущий

Уметь записывать слова, соответствующие звуковым моделям.

Знать о восклицательной интонации и восклицательном знаке в предложении

53

Речевой этикет. Вежливые обращения

Комбинированный

Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности

Текущий

Уметь проводить звуковой анализ слов

54

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

Объяснение нового материала

Рассмотрение ситуаций использования слов приветствия и слов благодарности. Расстановка знаков завершения предложения. Отыскивание слов, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»

Текущий

Знать о знаках завершения предложения.

Уметь расставлять знаки завершения предложения; правильно писать имена собственные; задавать вопрос к словам, обозначающим предмет

55

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Знаки препинания в конце предложения

Комбинированный

Ситуации, в которых используются слова просьбы, извинения, отказа. Звуки речи, буквы, слог. Заглавная буква в именах собственных

Текущий

Знать правило правописания сочетаний жиши.

Уметь расставлять знаки завершения предложения; изменять форму слова

56

Знакомство со взрослыми и сверстниками. Собственные и нарицательные имена существительные

Комбинированный

Ситуация представления себя при знакомстве. Знакомство с нарицательными именами существительными. Составление словосочетаний

Текущий

Знать об именах собственных и нарицательных.

Уметь записывать имена собственные

57

Знакомство со взрослыми и сверстниками. Ситуация представления себя и обращение к взрослому

Комбинированный

Обсуждение проблемы: чем различается речевое обращение к сверстнику и взрослому? Запись имён, фамилий и отчеств. Составление звуковых моделей слов. Алфавит

Текущий

Знать алфавит; правило написания имён существительных.

Уметь составлять звуковую модель слова

58

Возраст

Комбинированный

Вопросительные предложения. Собственные имена существительные, заглавная буква в них

Текущий

Знать речевые и языковые средства, позволяющие сообщить свой возраст и узнать его у собеседника.

Уметь составлять и записывать предложения; писать заглавную букву в именах собственных

59

Внешность. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»

Комбинированный

Описание внешности. Наблюдение за словами, называющими признаками

Текущий

Уметь использовать слова, называющие признаки, для описания внешности

60

Описание внешности родных. Правописание собственных имен существительных

Комбинированный

Описание внешности родных, друзей. Озаглавливание текста

Текущий

Знать о слогоударной схеме слов; правила написания имен, заголовков.

Уметь писать имена, заголовки

61

Сравнения при описании внешности

Комбинированный

Звуковой анализ. Постановка к словам вопросов: «кто?», «что?», «какой?», «какая?»

Текущий

Уметь соотносить слова с заданной моделью; использовать при описании кого-то или чего-то сравнения; ставить к словам вопросы; отличать восклицательные предложения от других

62

Адрес

Комбинированный

Ситуации, при которых необходимо знание точного адреса. Соотнесение слова со звуковыми моделями. Составление словосочетаний

Текущий

Знать о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Уметь называть точный домашний адрес

63

Написание адреса на конверте. Перенос слов

Объяснение нового материала

Тренировка в написании адреса на конверте. Деление слов для переноса

Текущий

Знать свой домашний адрес; правило переноса слов.

Уметь записывать свой адрес на конверте; применять правило переноса слов

64

Родина. Перенос слов. Буквы й, ъ, ь при переносе

Комбинированный

Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос слов. Звуковой анализ слов

Текущий

Знать правило переноса слов; название своей малой родины и страны, в которой родился.

Уметь проводить звуковой анализ; называть малую родину и страну, в которой родился

65

Родина. Толкование значения слов

Комбинированный

Постановка вопросов к словам. Составление рассказов о месте, в котором живешь. Деление слов для переноса

Текущий

Уметь задавать вопрос к слову.

Знать правила переноса слов

66

Исторические места. Составление приглашения на экскурсию

Комбинированный

Ударение в словах. Развернутое толкование значения слова. Подбор вопросов к словам

Текущий

Знать о делении слов для переноса.

Уметь выделять в словах ударение, ставить к слову вопрос

67

Профессии. Слова, отвечающие на вопросы: «что делать?», «что делает?», «что делал?»

Объяснение нового материала

Профессии родителей. Наблюдение за словами, называющими действия

Текущий

Знать о профессиях родителей.

Уметь находить слова, отвечающие на вопросы глаголов

68

Слова, похожие по звучанию, но различные по значению

Комбинированный

Объяснение значения различных профессий для развития общества. Выделение слов, отвечающих на вопросы: «что делать?», «что делал?»

Текущий

Уметь выделять слова, обозначающие действия; списывать текст

69

Описание характера. Правописание сочетаний жиши в словах

Комбинированный

Словесное описание характера человека. Подбор подходящих высказываний для выражения извинения

Текущий

Знать о правописании гласных после шипящих.

Уметь ставить вопрос к словам-действиям

70

Правописание сочетаний чаща, чущу

Комбинированный

Звуковой анализ. Роль слова в изменении характера. Правописание гласных после шипящих

Текущий

Уметь работать со звуковыми моделями слов.

Знать о правописании сочетаний чаща, чущу

71

Описание своего характера

Комбинированный

Постановка вопросов к словам. Деление слов для переноса

Текущий

Уметь ставить вопросы к словам различных частей речи в предложении; делить слова для переноса

72

Кто что любит… Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос

Комбинированный

Составление рассказов о том, что любишь. Перенос слов. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос к собеседнику: «Что любишь?». Вежливое обращение

Текущий

Знать о словах, которые переносить нельзя.

Уметь писать заглавную букву в именах собственных

73

Интересы детей. Общее значение однокоренных слов

Комбинированный

Речевые и языковые средства, позволяющие договориться с собеседником. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками

Текущий

Знать о родственных словах.

Уметь различать родственные слова

74

Постановка вопросов к словам

Комбинированный

Постановка вопросов. Перенос слов. Цель высказывания

Текущий

Знать о правилах переноса слов, о речевых явлениях, когда буквы ё, я обозначают два звука.

Уметь переносить слова

75

Хобби. Знаки препинания в конце предложения

Комбинированный

Знакомство со структурой объявления. Правописание гласных после шипящих

Текущий

Знать парные по глухости–звонкости согласные.

Уметь расставлять знаки препинания в конце предложения; писать объявление

76

Устойчивые сочетания слов

Объяснение нового материала

Вымысел (фантазия). Гласные после шипящих. Устойчивые сочетания слов. Наблюдение за употреблением устойчивых сочетаний слов в устной и письменной речи. Упражнение в записи слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу

Текущий

Знать, что такое устойчивые сочетания слов.

Уметь записывать слова с сочетаниями жиши, чаща, чущу; находить устойчивые сочетания слов в текстах

77

Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный вопрос

Комбинированный

78

Сочетания чущу. Перенос слов Описание домашнего питомца

Комбинированный

Языковые средства, выражающие просьбу, приказ, отказ и совет. Деление слов для переноса. Упражнение в записи слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу

Речевые, языковые средства, необходимые для описания домашнего питомца. Звуковой анализ слов. Сочетания жиши

Текущий

Знать правило переноса слов.

Уметь применять правило переноса слов; записывать слова с сочетаниями чущу в соответствии

с правилом

Уметь описать своего домашнего питомца; списывать предложения; проводить звуковой анализ слов

79

Ударение. Интонация предложения

Определение слова, от которого образовано заданное слово

Комбинированный

Гласные после шипящих. Ударение. Составление словосочетаний. Соотнесение слова с моделями

Описание животного. Перенос слов. Звуковой анализ слова. Подбор вопроса к словам

Текущий

Уметь прочитать предложения с соблюдением правильной интонации

Уметь определять количество букв и звуков в словах; делить слова для переноса

80

Отличие языка человека от языка животных

Комбинированный

Постановка вопросов к словам. Слова с сочетаниями жиши, чаща, чущу. Обсуждение вопроса: чем отличается язык человека от языка животного?

Текущий

Знать правило о написании кличек животных с большой буквы.

Уметь соотносить слова с заданной звуковой моделью

81

Слова, которые можно записать цифрами

Объяснение нового материала

Составление устного сообщения на тему «Рассказ о моих друзьях». Наблюдение за использованием слов, обозначающих качество, в текстах, различных по содержанию

Текущий

Уметь находить слова, обозначающие количество.

Знать правило списывания слов

82

Мимика и жесты как дополнительные средства общения. Образные выражения

Объяснение нового материала

Объяснение смысла пословиц. Вычленение из предложения слов, отвечающих на поставленный вопрос. Образные выражения

Текущий

Знать, что такое образные выражения.

Уметь подбирать слова к заданным звукам, моделям; выделять в тексте образные выражения

83

Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи

Слово как единство звучания и значения. Ударение

Объяснение нового материала

Представление о понятии «многозначные слова». Объяснение значений многозначных слов исходя из контекста

Грамотность в письменной речи – показатель образованности человека. Ударение. Правила написания письма. Слово и его значение. Наблюдение над изменением смысла слов при изменении их форм

Текущий

Знать о многозначных словах.

Уметь писать гласные после шипящих в сочетаниях жиши, чаща, чущу

Знать правила списывания слов.

Уметь выделять ударение в словах; называть в словах безударные гласные; наблюдать за изменением смысла слова

84

Написание слов

с безударными гласными

Комбинированный

Речевые и языковые средства, используемые при извинении. Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ слов

Текущий

Знать о языковых и речевых средствах, используемых при извинении; правило о написании безударных гласных.

Уметь применять на практике правило о написании безударных гласных; проводить звуковой анализ слова

85

Знакомство с транскрипцией

Правописание ь

в словах. Функция ь

Комбинированный

Роль звуков в словах. Списывание. Звуковой анализ

Функция ь. Основные функции ь – показатель мягкости и разделитель. Различение

функций на практике. Классификация слов. Написание поздравительной открытки. Восстановление порядка слов в предложении

Текущий

Уметь проводить звуковой анализ слова; записывать слова в транскрипции

Знать о функции ь, об использовании речевых средств в ситуации

поздравления.

Уметь подписывать поздравительную открытку; использовать речевые средства, предназначенные для поздравления

86

Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а указывают на них

Правописание сочетаний чкчн

Объяснение нового материала

Разговор о том, что делает нашу речь понятной и точной. Звуковой анализ слов. Перенос слов

Текущий

Знать правило переноса слов.

Уметь проводить звуковой анализ слова

87

Знакомство с контекстуальными синонимами

Сравнение слов по звуковому составу

Комбинированный

Восклицательные предложения. Правописание сочетаний чкчн. Слова, близкие по значению

Текущий

Знать об использовании в контексте слов, близких по значению.

Уметь видеть в словах ошибкоопасные места

88

Правописание слов

с безударными гласными

Разговорная и научная речь

Комбинированный

Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Расстановка ударения в словах

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

Уметь подбирать проверочные слова при написании безударных гласных

89

Художественный и научный стили речи

Комбинированный

Пропедевтика написания слов с парными по звонкости–глухости согласными

Текущий

Знать о правописании в словах парных по глухости–звонкости согласных.

Уметь различать художественный и научный стили речи

90

Знакомство с неизменяемыми словами

Йотированная функция гласных (повторение

Комбинированный

Передача в письме своего отношения к увиденному. Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Йотированная функция гласных. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Речевые средства, позволяющие выразить запрет

Текущий

Уметь находить слова, отвечающие на заданный вопрос.

Знать о неизменяемых словах. Знать о йотированной функции гласных; алгоритм списывания слов.

Уметь пользоваться алгоритмом списывания слов

91

Слова, которые пришли в русский язык из других языков

Объяснение нового материала

Перенос. Постановка вопросов к словам. Отбор языковых средств при передаче своих впечатлений

Текущий

Знать правило переноса слов.

Уметь ставить вопрос к заданному слову

Раздел «повторение изученного за год материала»

92

Правописание парных согласных по глухости–звонкости

Повторение

и закрепление знаний, умений

и навыков

Парные согласные по глухости–звонкости, их различия. Знаки препинания в конце предложения

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

Знать о расстановке знаков препинания в конце предложений.

Уметь писать согласные парные по глухости–звонкости в словах

93

Правописание безударных гласных

Повторение

и закрепление знаний, умений

и навыков

Написание объявления. Перенос слов. Правописание безударных гласных

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

Знать устойчивые сочетания слов; правило написания безударных гласных.

Уметь употреблять в речи устойчивые сочетания слов, правило написания безударных гласных; писать объявление

94

Правописание собственных имен существительных

Повторение

и закрепление знаний, умений

и навыков

Собственные и нарицательные имена существительных. Написание собственных имен существительных

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

Знать правило написания имен существительных.

Уметь записывать собственные имена существительные

95

Слова, обозначающие признаки предметов

Повторение

и закрепление знаний, умений

и навыков

Вопросы к словам и отыскивание слов, отвечающих на заданный вопрос. Наблюдение за речью и значением слов, обозначающих признаки предметов

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

Знать о словах, обозначающих признаки предметов.

Уметь наблюдать за словами, называющими признаки предметов, в текстах и устной речи

96

Слова, обозначающие действия предметов

Повторение

и закрепление знаний, умений

и навыков

Слова, называющие действия предметов. Вопросы к словам-действиям. Наблюдение за ролью и значением слов, обозначающих действия предметов

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

Знать о словах, обозначающих действия предметов.

Уметь наблюдать за словами, называющими действия, в текстах и устной речи

97

Перенос слов

Повторение

и закрепление знаний, умений

и навыков

Упражнение в переносе слов. Повторение правил переноса. Списывание с печатного текста с делением слов для переноса

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

Знать правило переноса слов.

Уметь применять правило переноса слов; составить предложения из слов и записать их

98

Правописание гласных после шипящих в буквосочетаниях жиши, чаща, чущу

Повторение

и закрепление знаний, умений

и навыков

Упражнения в правописании гласных после шипящих. Запись транскрипций слов. Звуковой анализ слова. Составление словосочетаний. Соотнесение слова с моделями с последующей записью

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

Знать о правописании гласных после шипящих

в буквосочетаниях жиши, чаща, чущу.

Уметь применять орфограмму при записи слов

99

Функции ь. Правописание его в словах

Повторение

и закрепление знаний, умений

и навыков

Упражнение в написании ь

в словах. Разделительный ь. Ударение. Разделительное произношение звуков в слове и способы обозначения

Текущий.

Самостоятельная работа.

Проверка

Знать о правописании разделительного ь.

Уметь определять ударение в словах; различать на письме разделительные ь и ъ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here