Пояснительная записка
к тематическому планированию
(рабочей программе)
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», с учетом национально-регионального компонента.
Программа по русскому языку основана на использовании УМК ««Начальная школа XXI века» по обучению русскому языку в начальной школе. В начальной школе назначение предмета «русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить звуковое и речевое развитие ребёнка, помочь осознать себя носителем языка. В основе отбора методов и средств обучения лежит системно — деятельностный подход.
Планирование составлено на основе ФГОС НОО, примерной программы по русскому языку и литературному чтению, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», с учётом национально-регионального и гимназического компонента.
По учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения недельная нагрузка по предмету составляет 9 часов. По учебному плану школы на 2011 – 2012 учебный год нагрузка — 3 часа. В связи с этим уплотнены темы в разделах:
-
Добукварный период — 3 недели
с 16 часов до 9 часов.
-
Букварный период – 13 недель
со 64 часов до 40 часов.
-
Послебукварный период . -14 недель
с 77 часов до 42 часов
-
Повторение изученного — 3 недели
с 8 часов до 8 часов
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Безруких, М. М. Прописи № 1, 2, 3 к учебнику «Букварь» : для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Журова, Л. Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2, 3 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Кузнецова, М. И. Я учусь писать и читать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова; под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Познавательная цель предполагает:
формирование представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-
получение первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: познакомить с классификацией таких языковых единиц, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
-
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу по русскому языку и литературному чтению.
-
осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; восприятие чтения как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимание цели чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения.
Национально-региональный компонент включён при:
— подборе слов соответствующих заданной модели,
— составлении рассказов по вопросам, иллюстрациям,
Результаты обучения курса
Личностные:
1. Осознание языка как основного средства человеческого общения.
2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
3. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4. Готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него.
Метапредметные:
1.Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.
3. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
4. Умение задавать вопросы.
Предметные:
-
Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания в конце предложения.
-
Освоение способов находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, член предложения, простое предложение.
-
Освоение способа контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
В результате изучения предмета в 1 классе
учащиеся овладеют знаниями:
— признаков гласных и согласных звуков, согласных звонких и глухих, твердых и мягких;
— звуков речи;
— пар согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;
— функции небуквенных графических средств
— пробела между словами, знака переноса; красной строки;
— обозначения мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
— названия и порядок букв русского языка;
— правил переноса слов;
— признаков предложения и текста;
— изученных орфограммы.
— определения качественной характеристики звука;
— правил правописания и их применение;
— алфавита как последовательности букв;
— последовательности звуков в слове;
— знаков препинания в конце предложения.
Учащиеся научатся:
— правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;
— переносить слова по слогам;
— производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
— правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивая с образцом;
— правильно оформлять предложение на письме;
— видеть в словах опасные места;
— писать правильно слова с изученными орфограммами;
— ставит вопросы к словам в предложении, составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
— предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста, выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
— составлять небольшой текст (4 – 5 предложений).
Учащиеся получат возможность научиться:
-
Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
-
Находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношении слова ответ самостоятельно либо обращаться за помощью к учителю, родителям.
-
Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
-
Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственной связи.
-
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
-
Различать употребление в тексте в прямом и переносном значении.
-
Оценивать уместность использования слов в тексте.
-
Осознавать место возможного возникновения ошибки.
Формирование УУД при работе по учебникам комплекта «Начальная школа 21 века» для 1 класса
(русский язык)
Общая цель | Личностные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | |
Слово. Знак. | Знакомство с понятиями «слово», «знак», «знак-символ». | Осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром. | Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. | Освоение способов использования знаков. | Осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости). |
Звуки | Систематизация знаний о звуках и их характеристиках. Введение знаково-символической системы. Звук-символ | Осознание значимости мира звуков для человека.
| Формирование умений слышать и слушать.
| Освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. | Осмысление особенностей звуков и их свойств.
|
Слово и слог | Познакомить с понятием «слог», способом его образования, способом деления слов на слоги и постановки ударения. | Осознание значимости правильного произношения слов.
| Использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе.
| Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения. | Осмысление слоговой структуры слова.
|
Гласные звуки и буквы | Познакомить учащихся с гласными звуками, их особенностями и буквами, их обозначающими
| Осознание связей между гласными звуками и буквами | Формирование умений слышать и слушать звуки, формулировать ответ | Освоение способов определения гласного звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения | Установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.
|
Согласные звуки и буквы | Познакомить учащихся с согласными звуками, их особенностями и буквами, их обозначающими
| Формирование индивидуального стиля деятельности. | Формирование умений слышать и слушать. | Освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. | Осмысление алгоритма фонетического анализа звука. |
Подготовка руки к письму
| Учить школьников ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; обводить по контуру и штриховать фигуры; писать элементы печатных и письменных букв. | Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
| Формирование умения объяснять свой выбор. | Освоение способов ориентировки в пространстве (учебника, тетради); формирование алгоритма своих действий в процессе письма.
| Систематизация знаний о форме предметов, осмысление элементов письменных букв.
|
Письмо гласных букв Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ. | Научить писать буквы, обозначать гласные звуки; слитное соединение букв, безотрывное письмо с верхним и нижним соединением. | Осознание алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план. | Умение объяснять свои действия (способ написания). | Освоение способов написания и соединения письменных букв. | Осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтом. |
Письмо букв, слогов, слов, предложений | Учить школьников писать буквы, слоги, слова, предложения и выполнять правильно соединения букв.
| Осознание и оценивание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
| Умение объяснять свои действия (способ написания).
| Освоение способов написания и соединения письменных букв русского алфавита. | Осмысление слов и предложения в письменном виде. |
Каллиграфическое письмо | Научить писать каллиграфически. | Формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и чужой работе). | Умение объяснять достоинства и недостатки в своей и чужой работе. | Освоение способов сравнения своей работы с эталоном, способов нахождения и исправления ошибки. | Освоение норм и правил письма. |
Тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |||
План | Факт | |||||||||
| Раздел «Добукварный период» | |||||||||
1 | Ориентировка по странице прописей. Отработка алгоритма при проведении линии в заданном направлении | 1 | Закрепление новых знаний и выработка умений | Выработка ориентации на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения. Коллективная работа над алгоритмом действия | Текущий | Уметь ориентироваться
Уметь проводить линии в заданном направлении в рабочей тетради, проводить линии от точки в заданном направлении |
|
|
| |
2 | Введение понятия «слово». Отработка алгоритма действий при проведении параллельных и непараллельных линий | 1 | Комплексное использование знаний | Различение предложений и слов. Составление рассказа по картинкам. Обозначение каждого слова полоской. Классификация предметов. Название каждого предмета на рисунке словом. Проведение параллельных и непараллельных линий |
Текущий Самостоятельная работа | Знать различие между предметом и обозначающим его словом. Уметь ориентироваться в понятиях: «слева», «справа», «вверх», «вниз»; проводить параллельные и непараллельные линии |
|
|
| |
3 | Отработка понятия «слово» Деление предложения на слова | 1 | Закрепление новых знаний и выработка умений | Обозначение предложений полосками. Выявление сходства и различия в объектах. Деление предложения на слова. Классификация предметов по заданному признаку. Тренировка в проведении наклонных параллельных линий | Текущий Самостоятельная работа | Уметь проводить параллельные и непараллельные линии Уметь проводить наклонные параллельные линии, делить предложения на слова |
|
|
| |
4 | Сравнение звуков. Знакомство со схемой звукового состава слова | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Сравнение звуков по твердости–мягкости. Проведение наклонных параллельных линий. Проведение звукового анализа слова «Ау!». Нахождение места звуков в словах | Текущий. Самостоятельная работа Составление звуковой схемы слова | Уметь сравнивать звуки по твердости–мягкости. Знать схему звукового анализа слова. Уметь проводить звуковой анализ слова |
|
|
| |
5 | Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове. Знакомство с рабочей строкой | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выделение заданного звука в слове. Проведение параллельных линий. Тренировка в свободном продвижении руки вдоль страницы. Проведение полуовалов | Текущий. Самостоятельная работа | Уметь интонационно выделять заданный звук в слове. Уметь ориентироваться в рабочей тетради, на рабочей строке |
|
|
| |
6 | Сравнение слов по звуковой структуре | 1 | Комплексное применение знаний | Сравнение слов по звуковой структуре. Проведение полуовалов. Ориентировка в рабочей строке | Текущий. Коллективная проверка называния слов | Уметь ориентироваться на рабочей строке; называть слова со звуками [р.’]– [р] |
|
|
| |
7 | Звуковой анализ слов: «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре | 1 | Комплексное применение знаний | Звуковой анализ слов. Сравнение слов по звуковой структуре. Подбор слов к схемам. Отработка умения находить середину надстрочного пространства | Текущий Самопроверка по образцу | Уметь проводить звуковой анализ слова; подбирать слова к схемам; проводить заданные линии на рабочей строке; анализировать звуковой состав слова |
|
|
| |
8
| Звуковой анализ слов: «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре Развитие свободы движения руки. Проведение линий сложной траектории | 1 | Комплексное применение знаний
| Звуковой анализ слов. Сравнение слов по звуковой структуре. Игра «Придумай слово» со звуками [л’]–[л] Поиск звуков [л’]–[л] в словах-названиях картинок | Текущий | Уметь проводить звуковой анализ слова Уметь проводить линии сложной траектории |
|
|
| |
9 | Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. Звуковой анализ слова «сани» | 1 | Комплексное применение знаний | Прописывание на рабочей строке элементов букв Развитие умения ориентироваться на высоту строки при использовании рабочих строк двух видов. Прописывание на рабочей строке элементов букв | Текущий. Самоконтроль Коллективная. Самостоятельная работа | Знать различие между овалом и кругом. Уметь прописывать на рабочей строке элементы букв Уметь самостоятельно проводить звуковой анализ слова |
|
|
| |
| Раздел «букварный период» | |||||||||
10 | Письмо заглавной и строчной буквы А (а) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ как основа перевода слова звучащего в слово написанное | Текущий | Знать правило обозначения «а» после твёрдых согласных. Уметь различать понятия «звук» и «буква», печатную и прописную букву А. |
|
|
| |
11 | Знакомство с буквой Я (я) Письмо заглавной и строчной буквы Я (я) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Звуковой анализ слов: «пять», «дыня». Разгадывание кроссвордов Поэлементный анализ заглавной и строчной букв Я (я). Тренировка в написании | Текущий. Самостоятельная работа | Знать букву Я. Уметь находить букву Я в словах Уметь писать заглавную и строчную букву Я (я); самостоятельно выбирать и записывать недостающую букву |
|
|
| |
12 | Закрепление правил обозначения звука [а] буквами Письмо заглавной и строчной буквы О (о) | 1 | Комплексное применение знаний | Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов Тренировка в написании букв О, (о). Сопоставление строчных букв а–о. Выбор и запись недостающей буквы | Работа в парах. Звуковой разбор слова Текущий | Знать написание изученных букв. Уметь вписывать буквы с опорой на звуковые модели слов Знать написание буквы О (о). Уметь записывать недостающие буквы в словах |
|
|
| |
13 | Письмо заглавной и строчной буквы Е (е) Буква ё в начале слова | 1 | Комплексное применение знаний | Обозначение мягкости согласных Звуковой анализ слов с ё в начале слова | Текущий Самостоятельное сравнение работы с образцом | Уметь правильно писать заглавную и строчную букву Е (е) Знать об обозначении буквы ё в начале слова звуками [й’о]. Уметь воспроизводить это правило, применять его |
|
|
| |
14 | Закрепление правил обозначения звуков [о] и [а] буквами | 1 | Комплексное применение знаний | Тренировка в написании букв | Самостоятельная работа. Проверка по образцу | Знать изученные буквы. Уметь писать все изученные буквы; вписывать их с опорой на звуковые модели слов |
|
|
| |
15 | Письмо заглавной и строчной буквы У (у) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Правильное написание букв | Текущий | Знать, какие буквы пишутся после твёрдых и мягких согласных звуков |
|
|
| |
16 | Письмо заглавной и строчной буквы Ю (ю) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Ю (ю) | Текущий | Уметь рассуждать о значении йотированных гласных звуков в начале слова, о том, что на наличие звука [й] в слове на письме указывают йотированные буквы е, ё, я, ю |
|
|
| |
17 | Закрепление правил обозначения звуков | 1 | Комплексное применение знаний | Письмо изученных букв. Вписывание знакомых букв с опорой на звуковые модели слов | Текущий | Знать о соотношении букв и звуков в словах с йотированными гласными |
|
|
| |
18 | Знакомство с буквой Э (э) Письмо заглавной и строчной буквы Э (э) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний
| Звуковой анализ слов: «экран», «эхо» Отработка написания изученных букв. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Э (э) | Текущий | Знать правило написания гласных букв после твердых согласных Знать изученные буквы. Уметь писать изученные буквы |
|
|
| |
19 | Письмо заглавной и строчной буквы Е (е) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Обозначение мягкости согласных. Письмо букв в системе обучения грамоте | Текущий | Уметь обобщать правило обозначения мягкости согласных звуков |
|
|
| |
20 | Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв | 1 | Комплексное применение знаний | Тренировка в написании букв. Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели | Текущий. Самостоятельная работа. Проверка по образцу | Уметь устанавливать закономерность в расположении букв в ряду; вписывать пропущенные буквы с опорой на звуковые модели |
|
|
| |
21 | Письмо строчной буквы ы | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ строчной буквы ы. Тренировка в написании букв | Текущий | Уметь делать вывод о написании гласных букв после согласных |
|
|
| |
22 | Знакомство с буквой И (и) Письмо заглавной и строчной буквы И (и) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний
| Обозначение мягкости согласных звуков | Текущий. Проверка по образцу | Уметь применять правило обозначения мягкости согласных звуков, выполнять звуковой анализ слова «иволга» |
|
|
| |
23 | Отработка написания изученных букв Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости–мягкости согласных звуков | 1 | Интегрированный | Звуковой анализ слов, составление моделей слов. Классификация предметов по заданному признаку Отработка написания изученных букв | Текущий. Самостоятельная работа | Уметь писать изученные буквы; составлять звуковые модели слов и анализировать их Знать правило написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков. Уметь преобразовывать звуковую схему слова |
|
|
| |
24 | Письмо заглавной и строчной буквы М (м) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы М (м) | Текущий | Уметь различать понятия «слово» и «слог». Знать правило написания заглавной буквы в именах |
|
|
| |
25 | Знакомство с буквой Н (н) Письмо заглавной и строчной буквы Н (н). Письмо слогов и слов | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Звуковой анализ слов: «нос», «нитки». Составление словосочетаний с местоимениями он, она, оно, они. Чтение слогов, слов, текстов Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Н (н). Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв Н (н) и Ю (ю). Письмо слогов, слов и предложений | Текущий | Уметь составлять словосочетания с местоимениями, понимать и объяснять звуковую структуру слова Уметь понимать и объяснять звуковую структуру слова; писать заглавную и строчную букву Н (н); сравнивать написание букв |
|
|
| |
26 | Письмо заглавной и строчной буквы Р (р). Письмо слогов и слов | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Текущий | Знать правильное название букв м, н, р; правило написания заглавной буквы в именах, названиях городов |
|
|
| |
27 | Письмо заглавной и строчной буквы Л (л) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Правильное написание буквы. Употребление прописной буквы в именах собственных | Текущий | Уметь правильно называть букву «эль»; видеть сходства и различия в звуковых моделях слова |
|
|
| |
28 | Письмо заглавной и строчной буквы Й (й) Введение понятия «слог» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ написания буквы. Письмо слогов, слов и предложений. Деление слов на слоги | Текущий. Самостоятельная работа | Уметь составлять и записывать слова из наборов букв; выполнять запись слов в соответствии с моделями Знать различие между словом и слогом |
|
|
| |
29 | Отработка написания изученных букв Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной буквы Г (г) | 1 | Комплексное применение знаний | Письмо слов и предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Запись слов к нужной слоговой схеме Словесное ударение. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, мягкие и твёрдые согласный | Текущий. Самостоятельная работа | Уметь писать изученные буквы; преобразовывать печатный шрифт в письменный; записывать слова к слоговой схеме Уметь давать характеристику согласных звуков по твёрдости–мягкости, звонкости–глухости; ставить ударение в слове |
|
|
| |
30 | Письмо заглавной и строчной буквы К (к) Дифференциация букв Г (г) и К (к) | 1 | Комплексное применение знаний | Поэлементный анализ. Тренировка в написании буквы. Письмо слов и предложений. Изменение и запись слов по образцу Согласные звонкие и глухие. Тренировка в написании изученных букв | Текущий | Уметь правильно называть букву «ка»; производить полный звуковой анализ. Знать парные согласные по глухости-звонкости. Уметь сопоставлять согласные звуки и отражать их характеристику в модели слова |
|
|
| |
31 | Знакомство с буквой З (з) Письмо заглавной и строчной буквы З (з) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Звуковой анализ слов: «зебра», «замок». Чтение слов с изменением ударения. Деление слов на слоги. Слово и его значение Выбор и запись слов, соответствующих данной модели | Текущий | Уметь определять ударный слог; делить слова на слоги; читать слова с изменением ударения Уметь составлять и записывать слова по модели |
|
|
| |
32 | Письмо заглавной и строчной буквы С (с) Дифференциация букв З (з) и С (с) |
| Комплексное применение знаний | Согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Словесное ударение. Родственные слова Согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости и глухости | Текущий | Уметь давать полную характеристику звука; проводить сравнительный анализ слов и делать выводы Уметь сопоставлять по звонкости–глухости согласные з и с; проводить классификацию слов с изученными звуками |
|
|
| |
33 | Письмо заглавной и строчной буквы Д (д) |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Деление слов на слоги. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Д (д). Восстановление деформированных предложений | Текущий | Уметь находить сходство и различие слов; выделять ударный слог в основе; делить слова на слоги; писать заглавную и строчную букву Д (д) |
|
|
| |
34 | Знакомство с буквой Т (т). Письмо заглавной и строчной буквы Т (т) |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Звуковой анализ слов. Расшифровка закодированных Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Т (т). Тренировка в написании букв слов. Восстановление деформированных предложений | Текущий | Уметь проводить звуковой анализ слов; расшифровывать закодированные слова. Уметь писать изученные буквы . |
|
|
| |
35 | Дифференциация букв Д (д) – Т (т) |
| Комплексное применение знаний | Письмо буквосочетаний, слов, предложений в системе обучения грамоте | Текущий | Уметь сопоставлять буквы д–т; проводить классификацию слов |
|
|
| |
36 | Письмо заглавной и строчной буквы Б (б) |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Б (б). Тренировка в написании букв. Преобразование печатного шрифта в письменный | Текущий | Уметь дифференцировать буквы д–б; определять ударный слог |
|
|
| |
37 | Письмо заглавной и строчной буквы П (п) |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Деление слов на слоги. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Текущий | Знать правило определения количества слогов в слове. Уметь преобразовывать различные модели слов |
|
|
| |
38 | Знакомство с буквой В (в) Письмо заглавной и строчной буквы В (в) |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов и предложений Поэлементный анализ написания букв. Письмо слов, предложений. Преобразование и запись слов в соответствии с заданием | Текущий | Уметь проводить звуковой анализ слов Знать правила определения количества слогов в слове |
|
|
| |
39 | Письмо заглавной и строчной буквы Ф (ф) |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Обозначение мягкости согласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по глухости–звонкости | Текущий | Уметь проводить сравнение звукового состава слова, количества слогов и мест ударения; обозначать букву в звуковой модели слова; сравнивать звуки [в]–[ф] по звонкости–глухости |
|
|
| |
40 | Письмо заглавной и строчной буквы Ж (ж) |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Парные согласные по глухости–звонкости; их различия | Текущий | Знать правило написания гласных после шипящих в сочетании жи. Уметь применять правило на практике |
|
|
| |
41 | Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш) |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи–ши | Текущий | Знать особенности звука [ш]; правила написания гласных после шипящих в сочетании ши. Уметь применять правило на практике |
|
|
| |
42 | Знакомство с буквой Ч (ч) Письмо заглавной и строчной буквы Ч (ч) |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча–чу. Наблюдение за использованием слов с буквой ч в речевой практике. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Произношение и обозначение на письме слов с сочетанием ща–щу | Текущий | Знать особенности звука «ч»; правила написания гласных после шипящих в сочетаниях ча–чу. Уметь применять правило на практике |
|
|
| |
43 | Письмо заглавной и строчной буквы Щ (щ) |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Наблюдение за использованием слов с буквой ч в речевой практике. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Произношение и обозначение на письме слов с сочетанием ща–щу | Текущий | Знать особенности звука [щ]; правило правописания гласных после шипящих в сочетаниях щу–ща |
|
|
| |
44 | Письмо заглавной и строчной буквы Х (х) |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Правильное название букв. Согласные твёрдые и глухие | Текущий | Знать различие согласных твердых и глухих. Уметь правильно называть буквы |
|
|
| |
45 | Письмо заглавной и строчной буквы Ц (ц) |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Письмо буквосочетаний, слов, предложений в системе обучения грамоте | Текущий | Знать особенности звука [ц]. Уметь обозначать звук [ц] буквой |
|
|
| |
46 | Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь. Письмо строчной буквы ь |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа «конь» | Текущий | Знать особенности буквы ь. Уметь сопоставлять звуки по твёрдости–мягкости; писать букву ь |
|
|
| |
47 | Слова с разделительным мягким знаком |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Обозначение мягкости на письме | Текущий | Знать основные функции ь (показатель мягкости и разделитель). Уметь различать функции ь на практике |
|
|
| |
48 | Письмо строчной буквы «ъ» |
| Изучение и первичное закрепление знаний | Тренировка в написании ъ. Письмо слов и предложений | Текущий | Уметь различать на письме разделительные ъ и ь знаки |
|
|
| |
49 | Закрепление написания всех букв русского алфавита Повторение изученного |
| Интегрированный | Отгадывание и списывание загадок. Тренировка в написании всех букв на узкой строке Повторение и закрепление написания букв. Звуковой анализ слов. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных. Правописание ча–ща, чу–щу, жи–ши. Разделительные ъ и ь | Текущий. Самостоятельная работа | Знать правила написания букв. Уметь писать все буквы алфавита Знать изученные правила правописания. Уметь писать буквы русского алфавита; проводить звуковой анализ слов |
|
|
| |
| Раздел «послебукварный период» | |||||||||
50 | Язык как средство общения |
| Комбинированный | Представление о языке как средстве общения. Общение посредством устной и письменной речи | Текущий | Знать о значении речи, об алгоритме списывания. Уметь выполнять звуковой анализ слов |
|
|
| |
51 | Устная и письменная речь |
| Комбинированный | Рассмотрение ситуаций, связанных с выбором устной и письменной речи | Текущий | Знать о расстановке знаков препинания в конце предложений |
|
|
| |
52 | Речевой этикет |
| Объяснение нового материала | Ситуации приветствия. Интонация предложения | Текущий | Уметь записывать слова, соответствующие звуковым моделям. Знать о восклицательной интонации и восклицательном знаке в предложении |
|
|
| |
53 | Речевой этикет. Вежливые обращения |
| Комбинированный | Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности | Текущий | Уметь проводить звуковой анализ слов |
|
|
| |
54 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» |
| Объяснение нового материала | Рассмотрение ситуаций использования слов приветствия и слов благодарности. Расстановка знаков завершения предложения. Отыскивание слов, отвечающих на вопросы «кто?», «что?» | Текущий | Знать о знаках завершения предложения. Уметь расставлять знаки завершения предложения; правильно писать имена собственные; задавать вопрос к словам, обозначающим предмет |
|
|
| |
55 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Знаки препинания в конце предложения |
| Комбинированный | Ситуации, в которых используются слова просьбы, извинения, отказа. Звуки речи, буквы, слог. Заглавная буква в именах собственных | Текущий | Знать правило правописания сочетаний жи–ши. Уметь расставлять знаки завершения предложения; изменять форму слова |
|
|
| |
56 | Знакомство со взрослыми и сверстниками. Собственные и нарицательные имена существительные |
| Комбинированный | Ситуация представления себя при знакомстве. Знакомство с нарицательными именами существительными. Составление словосочетаний | Текущий | Знать об именах собственных и нарицательных. Уметь записывать имена собственные |
|
|
| |
57 | Знакомство со взрослыми и сверстниками. Ситуация представления себя и обращение к взрослому |
| Комбинированный | Обсуждение проблемы: чем различается речевое обращение к сверстнику и взрослому? Запись имён, фамилий и отчеств. Составление звуковых моделей слов. Алфавит | Текущий | Знать алфавит; правило написания имён существительных. Уметь составлять звуковую модель слова |
|
|
| |
58 | Возраст |
| Комбинированный | Вопросительные предложения. Собственные имена существительные, заглавная буква в них | Текущий | Знать речевые и языковые средства, позволяющие сообщить свой возраст и узнать его у собеседника. Уметь составлять и записывать предложения; писать заглавную букву в именах собственных |
|
|
| |
59 | Внешность. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?» |
| Комбинированный | Описание внешности. Наблюдение за словами, называющими признаками | Текущий | Уметь использовать слова, называющие признаки, для описания внешности |
|
|
| |
60 | Описание внешности родных. Правописание собственных имен существительных |
| Комбинированный | Описание внешности родных, друзей. Озаглавливание текста | Текущий | Знать о слогоударной схеме слов; правила написания имен, заголовков. Уметь писать имена, заголовки |
|
|
| |
61 | Сравнения при описании внешности |
| Комбинированный | Звуковой анализ. Постановка к словам вопросов: «кто?», «что?», «какой?», «какая?» | Текущий | Уметь соотносить слова с заданной моделью; использовать при описании кого-то или чего-то сравнения; ставить к словам вопросы; отличать восклицательные предложения от других |
|
|
| |
62 | Адрес |
| Комбинированный | Ситуации, при которых необходимо знание точного адреса. Соотнесение слова со звуковыми моделями. Составление словосочетаний | Текущий | Знать о правописании заглавной буквы в именах собственных. Уметь называть точный домашний адрес |
|
|
| |
63 | Написание адреса на конверте. Перенос слов |
| Объяснение нового материала | Тренировка в написании адреса на конверте. Деление слов для переноса | Текущий | Знать свой домашний адрес; правило переноса слов. Уметь записывать свой адрес на конверте; применять правило переноса слов |
|
|
| |
64 | Родина. Перенос слов. Буквы й, ъ, ь при переносе |
| Комбинированный | Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос слов. Звуковой анализ слов | Текущий | Знать правило переноса слов; название своей малой родины и страны, в которой родился. Уметь проводить звуковой анализ; называть малую родину и страну, в которой родился |
|
|
| |
65 | Родина. Толкование значения слов |
| Комбинированный | Постановка вопросов к словам. Составление рассказов о месте, в котором живешь. Деление слов для переноса | Текущий | Уметь задавать вопрос к слову. Знать правила переноса слов |
|
|
| |
66 | Исторические места. Составление приглашения на экскурсию |
| Комбинированный | Ударение в словах. Развернутое толкование значения слова. Подбор вопросов к словам | Текущий | Знать о делении слов для переноса. Уметь выделять в словах ударение, ставить к слову вопрос |
|
|
| |
67 | Профессии. Слова, отвечающие на вопросы: «что делать?», «что делает?», «что делал?» |
| Объяснение нового материала | Профессии родителей. Наблюдение за словами, называющими действия | Текущий | Знать о профессиях родителей. Уметь находить слова, отвечающие на вопросы глаголов |
|
|
| |
68 | Слова, похожие по звучанию, но различные по значению |
| Комбинированный | Объяснение значения различных профессий для развития общества. Выделение слов, отвечающих на вопросы: «что делать?», «что делал?» | Текущий | Уметь выделять слова, обозначающие действия; списывать текст |
|
|
| |
69 | Описание характера. Правописание сочетаний жи–ши в словах |
| Комбинированный | Словесное описание характера человека. Подбор подходящих высказываний для выражения извинения | Текущий | Знать о правописании гласных после шипящих. Уметь ставить вопрос к словам-действиям |
|
|
| |
70 | Правописание сочетаний ча–ща, чу–щу |
| Комбинированный | Звуковой анализ. Роль слова в изменении характера. Правописание гласных после шипящих | Текущий | Уметь работать со звуковыми моделями слов. Знать о правописании сочетаний ча–ща, чу–щу |
|
|
| |
71 | Описание своего характера |
| Комбинированный | Постановка вопросов к словам. Деление слов для переноса | Текущий | Уметь ставить вопросы к словам различных частей речи в предложении; делить слова для переноса |
|
|
| |
72 | Кто что любит… Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос |
| Комбинированный | Составление рассказов о том, что любишь. Перенос слов. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос к собеседнику: «Что любишь?». Вежливое обращение | Текущий | Знать о словах, которые переносить нельзя. Уметь писать заглавную букву в именах собственных |
|
|
| |
73 | Интересы детей. Общее значение однокоренных слов |
| Комбинированный | Речевые и языковые средства, позволяющие договориться с собеседником. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками | Текущий | Знать о родственных словах. Уметь различать родственные слова |
|
|
| |
74 | Постановка вопросов к словам |
| Комбинированный | Постановка вопросов. Перенос слов. Цель высказывания | Текущий | Знать о правилах переноса слов, о речевых явлениях, когда буквы ё, я обозначают два звука. Уметь переносить слова |
|
|
| |
75 | Хобби. Знаки препинания в конце предложения |
| Комбинированный | Знакомство со структурой объявления. Правописание гласных после шипящих | Текущий | Знать парные по глухости–звонкости согласные. Уметь расставлять знаки препинания в конце предложения; писать объявление |
|
|
| |
76 | Устойчивые сочетания слов |
| Объяснение нового материала | Вымысел (фантазия). Гласные после шипящих. Устойчивые сочетания слов. Наблюдение за употреблением устойчивых сочетаний слов в устной и письменной речи. Упражнение в записи слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу | Текущий | Знать, что такое устойчивые сочетания слов. Уметь записывать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу; находить устойчивые сочетания слов в текстах |
|
|
| |
77 | Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный вопрос |
| Комбинированный |
|
|
| ||||
78 | Сочетания чу–щу. Перенос слов Описание домашнего питомца |
| Комбинированный | Языковые средства, выражающие просьбу, приказ, отказ и совет. Деление слов для переноса. Упражнение в записи слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу Речевые, языковые средства, необходимые для описания домашнего питомца. Звуковой анализ слов. Сочетания жи–ши | Текущий | Знать правило переноса слов. Уметь применять правило переноса слов; записывать слова с сочетаниями чу–щу в соответствии с правилом Уметь описать своего домашнего питомца; списывать предложения; проводить звуковой анализ слов |
|
|
| |
79 | Ударение. Интонация предложения Определение слова, от которого образовано заданное слово |
| Комбинированный | Гласные после шипящих. Ударение. Составление словосочетаний. Соотнесение слова с моделями Описание животного. Перенос слов. Звуковой анализ слова. Подбор вопроса к словам | Текущий | Уметь прочитать предложения с соблюдением правильной интонации Уметь определять количество букв и звуков в словах; делить слова для переноса |
|
|
| |
80 | Отличие языка человека от языка животных |
| Комбинированный | Постановка вопросов к словам. Слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. Обсуждение вопроса: чем отличается язык человека от языка животного? | Текущий | Знать правило о написании кличек животных с большой буквы. Уметь соотносить слова с заданной звуковой моделью |
|
|
| |
81 | Слова, которые можно записать цифрами |
| Объяснение нового материала | Составление устного сообщения на тему «Рассказ о моих друзьях». Наблюдение за использованием слов, обозначающих качество, в текстах, различных по содержанию | Текущий | Уметь находить слова, обозначающие количество. Знать правило списывания слов |
|
|
| |
82 | Мимика и жесты как дополнительные средства общения. Образные выражения |
| Объяснение нового материала | Объяснение смысла пословиц. Вычленение из предложения слов, отвечающих на поставленный вопрос. Образные выражения | Текущий | Знать, что такое образные выражения. Уметь подбирать слова к заданным звукам, моделям; выделять в тексте образные выражения |
|
|
| |
83 | Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи Слово как единство звучания и значения. Ударение |
| Объяснение нового материала | Представление о понятии «многозначные слова». Объяснение значений многозначных слов исходя из контекста Грамотность в письменной речи – показатель образованности человека. Ударение. Правила написания письма. Слово и его значение. Наблюдение над изменением смысла слов при изменении их форм | Текущий | Знать о многозначных словах. Уметь писать гласные после шипящих в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу Знать правила списывания слов. Уметь выделять ударение в словах; называть в словах безударные гласные; наблюдать за изменением смысла слова |
|
|
| |
84 | Написание слов с безударными гласными |
| Комбинированный | Речевые и языковые средства, используемые при извинении. Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ слов | Текущий | Знать о языковых и речевых средствах, используемых при извинении; правило о написании безударных гласных. Уметь применять на практике правило о написании безударных гласных; проводить звуковой анализ слова |
|
|
| |
85 | Знакомство с транскрипцией Правописание ь в словах. Функция ь |
| Комбинированный | Роль звуков в словах. Списывание. Звуковой анализ Функция ь. Основные функции ь – показатель мягкости и разделитель. Различение функций на практике. Классификация слов. Написание поздравительной открытки. Восстановление порядка слов в предложении | Текущий | Уметь проводить звуковой анализ слова; записывать слова в транскрипции Знать о функции ь, об использовании речевых средств в ситуации поздравления. Уметь подписывать поздравительную открытку; использовать речевые средства, предназначенные для поздравления |
|
|
| |
86 | Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а указывают на них Правописание сочетаний чк–чн |
| Объяснение нового материала | Разговор о том, что делает нашу речь понятной и точной. Звуковой анализ слов. Перенос слов | Текущий | Знать правило переноса слов. Уметь проводить звуковой анализ слова |
|
|
| |
87 | Знакомство с контекстуальными синонимами Сравнение слов по звуковому составу |
| Комбинированный | Восклицательные предложения. Правописание сочетаний чк–чн. Слова, близкие по значению | Текущий | Знать об использовании в контексте слов, близких по значению. Уметь видеть в словах ошибкоопасные места |
|
|
| |
88 | Правописание слов с безударными гласными Разговорная и научная речь |
| Комбинированный | Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Расстановка ударения в словах | Текущий. Самостоятельная работа. Проверка | Уметь подбирать проверочные слова при написании безударных гласных |
|
|
| |
89 | Художественный и научный стили речи |
| Комбинированный | Пропедевтика написания слов с парными по звонкости–глухости согласными | Текущий | Знать о правописании в словах парных по глухости–звонкости согласных. Уметь различать художественный и научный стили речи |
|
|
| |
90 | Знакомство с неизменяемыми словами Йотированная функция гласных (повторение |
| Комбинированный | Передача в письме своего отношения к увиденному. Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Йотированная функция гласных. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Речевые средства, позволяющие выразить запрет | Текущий | Уметь находить слова, отвечающие на заданный вопрос. Знать о неизменяемых словах. Знать о йотированной функции гласных; алгоритм списывания слов. Уметь пользоваться алгоритмом списывания слов |
|
|
| |
91 | Слова, которые пришли в русский язык из других языков |
| Объяснение нового материала | Перенос. Постановка вопросов к словам. Отбор языковых средств при передаче своих впечатлений | Текущий | Знать правило переноса слов. Уметь ставить вопрос к заданному слову |
|
|
| |
| Раздел «повторение изученного за год материала» | |||||||||
92 | Правописание парных согласных по глухости–звонкости |
| Повторение и закрепление знаний, умений и навыков | Парные согласные по глухости–звонкости, их различия. Знаки препинания в конце предложения | Текущий. Самостоятельная работа. Проверка | Знать о расстановке знаков препинания в конце предложений. Уметь писать согласные парные по глухости–звонкости в словах |
|
|
| |
93 | Правописание безударных гласных |
| Повторение и закрепление знаний, умений и навыков | Написание объявления. Перенос слов. Правописание безударных гласных | Текущий. Самостоятельная работа. Проверка | Знать устойчивые сочетания слов; правило написания безударных гласных. Уметь употреблять в речи устойчивые сочетания слов, правило написания безударных гласных; писать объявление |
|
|
| |
94 | Правописание собственных имен существительных |
| Повторение и закрепление знаний, умений и навыков | Собственные и нарицательные имена существительных. Написание собственных имен существительных | Текущий. Самостоятельная работа. Проверка | Знать правило написания имен существительных. Уметь записывать собственные имена существительные |
|
|
| |
95 | Слова, обозначающие признаки предметов |
| Повторение и закрепление знаний, умений и навыков | Вопросы к словам и отыскивание слов, отвечающих на заданный вопрос. Наблюдение за речью и значением слов, обозначающих признаки предметов | Текущий. Самостоятельная работа. Проверка | Знать о словах, обозначающих признаки предметов. Уметь наблюдать за словами, называющими признаки предметов, в текстах и устной речи |
|
|
| |
96 | Слова, обозначающие действия предметов |
| Повторение и закрепление знаний, умений и навыков | Слова, называющие действия предметов. Вопросы к словам-действиям. Наблюдение за ролью и значением слов, обозначающих действия предметов | Текущий. Самостоятельная работа. Проверка | Знать о словах, обозначающих действия предметов. Уметь наблюдать за словами, называющими действия, в текстах и устной речи |
|
|
| |
97 | Перенос слов |
| Повторение и закрепление знаний, умений и навыков | Упражнение в переносе слов. Повторение правил переноса. Списывание с печатного текста с делением слов для переноса | Текущий. Самостоятельная работа. Проверка | Знать правило переноса слов. Уметь применять правило переноса слов; составить предложения из слов и записать их |
|
|
| |
98 | Правописание гласных после шипящих в буквосочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу |
| Повторение и закрепление знаний, умений и навыков | Упражнения в правописании гласных после шипящих. Запись транскрипций слов. Звуковой анализ слова. Составление словосочетаний. Соотнесение слова с моделями с последующей записью | Текущий. Самостоятельная работа. Проверка | Знать о правописании гласных после шипящих в буквосочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу. Уметь применять орфограмму при записи слов |
|
|
| |
99 | Функции ь. Правописание его в словах |
| Повторение и закрепление знаний, умений и навыков | Упражнение в написании ь в словах. Разделительный ь. Ударение. Разделительное произношение звуков в слове и способы обозначения | Текущий. Самостоятельная работа. Проверка | Знать о правописании разделительного ь. Уметь определять ударение в словах; различать на письме разделительные ь и ъ |
|
|
|