Урок разработала
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №19
Белоярского р-на Свердловской обл.
Швец Ирина Сергеевна
Тема урока: Глагол как часть речи.
Класс: 5
УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Метапредметная тема: знающее незнание.
Цели урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер.
Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Деятельность обучающихся | УУД | ||||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации |
| ||||||
(Звучит запись «Капель. Шум ручья», «Пение птиц») — Ребята, вы слышите? Что это? -Правильно, капель. Это наступает весна. (Учитель читает отрывок из стихотворения И.С.Никитина) -Полюбуйся: весна наступает. Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. — Так показывает свою любовь к весне И.С.Никитин. — Ребята, а вам нравится весна? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?
— Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол) — Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе? — В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд! | Прослушивают запись. Отвечают на вопросы.
(Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях) | (К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р) – целеполагание (Л) — самоопределение | |||||
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока. |
| ||||||
— Ребята, вспомните всё, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы «Я знал…»
— Информацию, с которой согласны оба, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса. (На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:
Учитель записывает информацию учащихся на доске. — А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Поставьте перед собой цель.
|
Заполняют первую колонку таблицы. Объединяются в пары и обсуждают свои списки.
Одна-две пары зачитывают информацию. Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. | (Р) – выполнение пробного учебного действия (Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) (П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) – самостоятельное выделение познавательной цели (К) – учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов | |||||
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения |
| ||||||
Раздаёт учащимся тексты с правильной информацией Знаки для маркировки текста: «!» — я это знал «+» — новое для меня «-« — новое для меня «?» — вопрос Информационный текст
1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить». 2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М.Пешковский. 3..Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 4. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие. 5.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».
6. Глагол имеет следующие морфологические признаки: 1) Постоянные признаки:
а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?) б).переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения); в).возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ; г).спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .
2)Непостоянные признаки:
а) наклонение: изъявительное, условное, повелительное б) время: настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?; в) число: единственное и множественное; г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО); д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)
7. В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего 8. Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. 9. В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет).
(Вопросы для обсуждения: Что вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение и почему?) | Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.
Словами или словосочетаниями записывают новую информацию во 2-ой столбик таблицы. В 3-ий столбик записывают вопросы (только в том случае, если они возникают) | (П) – анализ, сравнение, обобщение (П) – смысловое чтение (П) – определение основной и второстепенной информации (П) – моделирование (К) – постановка вопросов (Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) – планирование, прогнозирование | |||||
IV. Первичное закрепление во внешней речи Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания |
| ||||||
— Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чём вы прочитали. Это будет очень трудно. — Чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим кластер (вопросы для составления кластера были записаны на доске, когда дети работали в парах)
— По своим лексическим значениям существительные и глаголы бывают так похожи, что порой трудно отличить одно от другого.
|
Составляют кластер. Работают в парах. Обсуждают новую информацию, опираясь на вопросы, записанные на доске. Дополняют свои кластеры
Выполнение Упр.609 (определяют сходство и различие между выделенными глаголом и существительными, используя алгоритм рассуждения, стр. 191) Выполнение Упр. 610. выписывают пары слов: однокоренные существительные и глаголы | (П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П) – умение структурировать знания (П) – использование знаково-символических средств (П) – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) – выполнение действий по алгоритму (К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) – управление поведением партнёра (К) – планирование учебного сотрудничества (Р) – контроль, оценка, коррекция (Р) – осознание качества и уровня усвоения (Л) – осознание ответственности за общее дело | |||||
V.Итог урока Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности
|
| ||||||
— Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти? — Обратите внимание на графу с вопросами. Это темы будущих уроков, на которых будут даны ответы на эти вопросы.
Домашнее задание: — выучить материал по кластеру -выписать глаголы из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и определить их грамматические признаки |
Отвечают на вопросы учителя
| (П) – рефлексия способов и условий действия (П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) – учёт разных мнений |