Технологическая карта урока «открытия» нового знания. Русский язык "Корень слова. Однокоренные слова" 2 классТехнологическая карта урока «открытия» нового знания. Русский язык "Корень слова. Однокоренные слова" 2 классТехнологическая карта урока «открытия» нового знания. Русский язык "Корень слова. Однокоренные слова" 2 классТехнологическая карта урока «открытия» нового знания. Русский язык "Корень слова. Однокоренные слова" 2 классТехнологическая карта урока «открытия» нового знания. Русский язык "Корень слова. Однокоренные слова" 2 классТехнологическая карта урока «открытия» нового знания. Русский язык "Корень слова. Однокоренные слова" 2 классТехнологическая карта урока «открытия» нового знания. Русский язык "Корень слова. Однокоренные слова" 2 классТехнологическая карта урока «открытия» нового знания. Русский язык. 2 класс. УМК «Планета знаний»

Учитель Казачкова Елена Александровна. 2а класс. МОУ «СОШ № 86» г. Саратов

Тема урока Корень слова. Однокоренные слова.

Цель: знакомство с понятиями «однокоренные» (родственные) слова, «корень».

Задачи:

Обучающие: создать условия для «открытия» нового знания — формирование умения находить родственные слова, выделять в них корень

Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах.

Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

Планируемые образовательные результаты
Предметные:

научатся: находить родственные слова, выделять общую часть – корень;

получат возможность научиться: выполнять морфемный анализ слова.

Метапредметные:
познавательные использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.

Тип урока: «открытие» нового знания.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично — поисковый, проблемный, креативный (метод конструирования правила).
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Interwrite Board, учебная презентация, учебник «Русский язык. 2 класс, 1 часть» Желтовская Л. Я., Калинина О. Б., Рабочая тетрадь № 1.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Самоопределение к деятельности

— Послушайте и отгадайте загадку.

Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится,
Грусть-тоска её боится.

— Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок!

Включение в деловой ритм.

Эмоциональная настройка.

Личностные: самоопределение,

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1. Чистописание (рабочая тетрадь, с. 26)

— Пропишите первую и вторую строчки.

— Дайте характеристику буквы У и звука (у).

— Почему «Ульяна» написано с большой буквы?

— Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Ум разуму – подспорье.

— Запишите пословицу.

2. Словарный диктант. (Презентация. Картинный словарный диктант.)

3. Физминутка.

Пишут букву Уу, Ульяна, умный, соединения с другими буквами.

Дают характеристику буквы У и звука (у). Вспоминают правило о правописании имён собственных.

Объясняют смысл пословицы, записывают её.

Пишут диктант. Взаимопроверка по образцу.

Дети под руководством одного из учеников выполняют физминутку.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками;

Познавательные:

логические — анализ

объектов с целью

выделения признаков

III. Постановка учебной задачи

1. Создание проблемной ситуации.

— Прочитайте слова (ИД):

Дедушка, отец, сын, внук

Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).

— В какой из строк названы родственники, а в какой – родственные слова? Обсудите в парах.

— По какому признаку определили?

— Значит, надо разобраться, что такое родственные слова.

— Какие слова мы можем назвать родственными?

— Прочитайте эти слова. Выпишите, выделите общую часть дугой .

— Прочитайте слова, найдите лишнее. Объясните свой выбор. (ИД)

Вода, водичка, водитель, подводный.

— Вы верно отметили у всех слов общую часть «вод», но почему одни из вас назвали лишним слово «водитель», а другие «подводный»?

— На что же ещё надо обратить внимание?

— Вернёмся к родственным словам:

Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).

— Докажите, что названные слова имеют общее лексическое значение.

Читают слова.

Читают и обсуждают в парах.

Ответы детей (верные и неверные)

— Слова, у которых есть общая часть.

Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).

Ответы детей. Все отмечают общую часть «вод», но расходятся в выборе лишнего слова.

— На значение слова.

Ответы детей:

— Дедушкин шарф – шарф дедушки, дед – сокращенно дедушка, дедов наказ –наставление от дедушки.

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

постановка вопросов;

Познавательные:

общеучебные —

самостоятельное

выделение —

формулирование познавательной цели; логические —

формулирование

проблемы

IV. Построение проекта выхода из затруднения («открытие»)

— Почему слово «водитель» — лишнее?

— Как называется общая часть родственных слов, мы узнаем, разгадав загадку (слайд).

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.

— Попробуйте, опираясь на понятия: родственные слова, общее лексическое значение, общая часть,

дать определение слова корень.

— Откройте учебники на с. 80 и прочитайте правило.

— Молодцы! Вы верно сформулировали понятие «корень слова». Родственные слова также называют однокоренные.

— А какое ещё значение слова «корень» вы можете назвать?

По ходу ответов детей, на ИД появляется схема:

Корень

Вросшая в землю Внутренняя, Часть

часть растения находящаяся слова

в теле часть

зуба, волоса, ногтя

— Как называются слова, имеющие несколько значений?

— Другое лексическое значение.

— Корень.

Дети формулируют правило.

Ответы–формулировки детей.

Читают правило на с. 80.

Мнения детей.

— Многозначные.

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

Познавательные:

моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

На слайде проблемные вопросы:

  • Что такое корень?

  • Какова роль корня в слове.

  • Как найти корень в слове? 

— На первый вопрос вы нашли ответ. Чтобы ответить на второй вопрос, подумайте,     

какое значение имеет корень для растения, для зуба?

Закрепление.

1.Работа в группах:

— Подберите однокоренные слова к слову гриб.

На ИД записаны слова:

гриб, грибок, грибочек, грибник, грибной, грибница

— Прочитайте только корень гриб-.

— Понятен ли вам смысл?

А теперь попробуйте прочитать оставшиеся части. Понятен ли смысл?

Какой сделаем вывод?

Физминутка для глаз.

Ответы детей.

— Это важная, необходимая часть.

Дети работают в группах.

В корне заключен смысл слова. Это главная значимая часть слова.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:

общеучебные — умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные:

управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельная работа.

— Выполните упражнение № 4 на с. 81, соберите в «семейки» родственные слова, выделите корень.

Выборочная проверка тетрадей. Общая проверка на слайде.

Дети выполняют упр. № 4.

Проверка по образцу.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение

VII. Включение в систему знаний и повторение

— На что вы обращали внимание, когда находили корень?

Выполнение задания в рабочей тетради (№ 2 с. 26)

— Найдите однокоренные слова. Выделите корень. Зачеркните лишнее слово.

Проверка на слайде.

— Общая часть родственных слов.

— Общее лексическое значение.

1-й ряд выполняет (1),

2-й ряд – (2),

3-й ряд – (3).

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.

Познавательные: выбор наиболее эффективных

способов решения задач.

Личностные: интерес к приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию.

VIII. Рефлексия

О каких новых понятиях узнали на уроке?

Что такое родственные слова?

Что такое корень?

Какие слова называются однокоренными?

Домашнее задание: упр. 5 на с. 61, выучить правило.

Оцените, как прошёл урок, дорисовав лицо человечка:

Всё понятно. Я сомневаюсь. Я ничего не понял.

Ответы детей.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

рефлексия;

Личностные:

смыслообразование

Использованный материал:

  1. http://savrucha.ucoz.ru/konspekt/tekhnologicheskaja_karta_k_uroku_russkogo_jazyka_v.pdf

  2. http://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/dep_kmpmnk/sbornik_pod_red_naumovoy_urok_teh_karta97.pdf

  3. http://wiki.iteach.ru/images/4/41/Карта_урока_Клочкова.doc

  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/koren-slova-odnokorennye-slova-4

  5. http://www.myshared.ru/slide/323271/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here