Технологическая карта урока «открытия» нового знания. Русский язык. 2 класс. УМК «Планета знаний»
Учитель Казачкова Елена Александровна. 2а класс. МОУ «СОШ № 86» г. Саратов
Тема урока Корень слова. Однокоренные слова.
Цель: знакомство с понятиями «однокоренные» (родственные) слова, «корень».
Задачи:
Обучающие: создать условия для «открытия» нового знания — формирование умения находить родственные слова, выделять в них корень
Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах.
Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
научатся: находить родственные слова, выделять общую часть – корень;
получат возможность научиться: выполнять морфемный анализ слова.
Метапредметные:
познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично — поисковый, проблемный, креативный (метод конструирования правила).
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Interwrite Board, учебная презентация, учебник «Русский язык. 2 класс, 1 часть» Желтовская Л. Я., Калинина О. Б., Рабочая тетрадь № 1.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
I.Самоопределение к деятельности | — Послушайте и отгадайте загадку. Есть у радости подруга — Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок! | Включение в деловой ритм. Эмоциональная настройка.
| Личностные: самоопределение, Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | 1. Чистописание (рабочая тетрадь, с. 26) — Пропишите первую и вторую строчки. — Дайте характеристику буквы У и звука (у). — Почему «Ульяна» написано с большой буквы?
— Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? Ум разуму – подспорье. — Запишите пословицу.
2. Словарный диктант. (Презентация. Картинный словарный диктант.) 3. Физминутка.
| Пишут букву Уу, Ульяна, умный, соединения с другими буквами. Дают характеристику буквы У и звука (у). Вспоминают правило о правописании имён собственных. Объясняют смысл пословицы, записывают её.
Пишут диктант. Взаимопроверка по образцу. Дети под руководством одного из учеников выполняют физминутку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения признаков
|
III. Постановка учебной задачи | 1. Создание проблемной ситуации. — Прочитайте слова (ИД): Дедушка, отец, сын, внук Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф). — В какой из строк названы родственники, а в какой – родственные слова? Обсудите в парах. — По какому признаку определили? — Значит, надо разобраться, что такое родственные слова. — Какие слова мы можем назвать родственными? — Прочитайте эти слова. Выпишите, выделите общую часть дугой .
— Прочитайте слова, найдите лишнее. Объясните свой выбор. (ИД) Вода, водичка, водитель, подводный. — Вы верно отметили у всех слов общую часть «вод», но почему одни из вас назвали лишним слово «водитель», а другие «подводный»? — На что же ещё надо обратить внимание?
— Вернёмся к родственным словам: — Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф). — Докажите, что названные слова имеют общее лексическое значение.
| Читают слова.
Читают и обсуждают в парах.
Ответы детей (верные и неверные)
— Слова, у которых есть общая часть. — Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф). Ответы детей. Все отмечают общую часть «вод», но расходятся в выборе лишнего слова.
— На значение слова.
Ответы детей: — Дедушкин шарф – шарф дедушки, дед – сокращенно дедушка, дедов наказ –наставление от дедушки. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные — самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели; логические — формулирование проблемы |
IV. Построение проекта выхода из затруднения («открытие») | — Почему слово «водитель» — лишнее?
— Как называется общая часть родственных слов, мы узнаем, разгадав загадку (слайд). Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту.
— Попробуйте, опираясь на понятия: родственные слова, общее лексическое значение, общая часть, дать определение слова корень. — Откройте учебники на с. 80 и прочитайте правило. — Молодцы! Вы верно сформулировали понятие «корень слова». Родственные слова также называют однокоренные. — А какое ещё значение слова «корень» вы можете назвать? По ходу ответов детей, на ИД появляется схема:
Корень
Вросшая в землю Внутренняя, Часть часть растения находящаяся слова в теле часть зуба, волоса, ногтя
— Как называются слова, имеющие несколько значений? | — Другое лексическое значение.
— Корень.
Дети формулируют правило.
Ответы–формулировки детей. Читают правило на с. 80.
Мнения детей.
— Многозначные. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | — Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? На слайде проблемные вопросы:
— На первый вопрос вы нашли ответ. Чтобы ответить на второй вопрос, подумайте, какое значение имеет корень для растения, для зуба? Закрепление. 1.Работа в группах: — Подберите однокоренные слова к слову гриб. На ИД записаны слова: гриб, грибок, грибочек, грибник, грибной, грибница — Прочитайте только корень —гриб-. — Понятен ли вам смысл? — А теперь попробуйте прочитать оставшиеся части. Понятен ли смысл? Какой сделаем вывод?
Физминутка для глаз. | Ответы детей.
— Это важная, необходимая часть.
Дети работают в группах.
В корне заключен смысл слова. Это главная значимая часть слова.
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные — умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | Самостоятельная работа. — Выполните упражнение № 4 на с. 81, соберите в «семейки» родственные слова, выделите корень. Выборочная проверка тетрадей. Общая проверка на слайде. | Дети выполняют упр. № 4.
Проверка по образцу.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение |
VII. Включение в систему знаний и повторение | — На что вы обращали внимание, когда находили корень? Выполнение задания в рабочей тетради (№ 2 с. 26) — Найдите однокоренные слова. Выделите корень. Зачеркните лишнее слово. Проверка на слайде. | — Общая часть родственных слов. — Общее лексическое значение. 1-й ряд выполняет (1), 2-й ряд – (2), 3-й ряд – (3). | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Личностные: интерес к приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию. |
VIII. Рефлексия | — О каких новых понятиях узнали на уроке? — Что такое родственные слова? — Что такое корень? — Какие слова называются однокоренными? Домашнее задание: упр. 5 на с. 61, выучить правило. Оцените, как прошёл урок, дорисовав лицо человечка:
Всё понятно. Я сомневаюсь. Я ничего не понял.
| Ответы детей.
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Использованный материал:
-
http://savrucha.ucoz.ru/konspekt/tekhnologicheskaja_karta_k_uroku_russkogo_jazyka_v.pdf
-
http://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/dep_kmpmnk/sbornik_pod_red_naumovoy_urok_teh_karta97.pdf
-
http://wiki.iteach.ru/images/4/41/Карта_урока_Клочкова.doc
-
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/koren-slova-odnokorennye-slova-4
-
http://www.myshared.ru/slide/323271/