Школа- лицей № 101
Вид работы: урок.
Предмет: Русский язык.
Класс: 3 Б
Тема: лексическое значение слов.
Составитель: Зобнина И.Е.
Караганда 2008г.
Тема: Лексическое значение слов. 3 класс.
Цель: 1. Продолжить работу над изучением лексического значения слов, формировать умение работать со словарём;
2. Развивать ассоциативное мышление, аналитико-синтетические способности
3. Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные качества личности.
Ход урока.
-
Орг.момент.
-
Каллиграфическая минутка. Записать:
— последний звук в слове багаж (ш)
— согласный глухой звук в слове комар (к)
— безударную гласную в слове осина (о)
— мягкий согласный звук в слове лес (л)
— безударную гласную в слове комната (а)
-Какое слово получилось?
— Объясните лексическое значение слова школа.
— Сравните с тем, как даёт объяснение словарь.
(работа со словарём, ответы учащихся)
— Записать в тетрадях все слова-ассоциации, связанные со словом «школа» индивидуально (кластер).
— Обсудить записанное в группах и дополнить записи другой пастой.
— Составлении общего кластера на доске с комментированием орфограмм и лексического значения отдельных слов.
3. Работа над изучением нового материала (в группах по плану)
— найти в словаре значение слова;
— изучить историю возникновения слова;
— выполнить морфологический разбор;
— записать однокоренные слова и произвести разбор по составу;
— составить словосочетания И.С. + И.П. и просклонять его.
Слова для групп: тетрадь, пенал, карандаш, каникулы, портфель.
Выборочная проверка задания.
— Предположить в группах, какое отношение к теме урока имеет слово нос?
(орган обоняния, клюв птицы, часть корабля)
— Для решения данной проблемы выполнить задание: в группах из слов составить предложения, вставить пропущенные буквы в словах; выполнить синтаксический разбор предложения.
(задание выполняется на больших полосах бумаги)
1 группа: зарубить, хорошо, значит, на носу, запомнить.
2 группа: В древности, люди, неграмотные, дощечки, носили, с собой.
3 группа: Назывались носами, они.
4 группа: На этих, делались, зарубки, на память, дощечках.
5 группа: записать в тетрадях текст упражнения «Красная строка».
— Записанные предложения вывешиваются на доске, проверяются.
— Какое значение имеет слово нос? Дополнить кластер.
— Прослушивание 5-й группы.
4. Подведение итогов.
— Что нового узнали? Что понравилось? Не понравилось? Чью работу в группе можно выделить? Какая из групп работала активнее, дружнее?
5. Оценивание. ДЗ – упр. 821