Русский язык (3 класс)
Тема: «Письмо Деду Морозу»
Цель:
-
формировать умение детей писать письмо;
-
расширять лингвистический кругозор детей;
-
воспитывать уважение к старшим
Оборудование: рисунки (или слайды) почтальона Печкина, Деда Мороза, толковые словари С.И.Ожегова, конверты
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Каллиграфическая минутка
Пп
-Красиво пропишите эти буквы у себя в тетради.
-Когда употребляется прописная П? (При написании имён, фамилий, географических названий используется прописная буква П)
— Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришёл на урок. (Почтальон Печкин)
— Что означает слово почтальон? Найдите значение этого слова в толковом словаре. ((Почтальон – работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресатам.)
— Пропишите всю строчку слово почтальон.
-
Словарная работа
Почтальон принес нам несколько слов. Нужно догадаться, что это за слова:
а) Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею. (Конверт)
б) Очень к вам хотело,
Ехало, летело,
По морю плыло,
Наконец пришло. (Письмо)
в) Я синего цвета
Вишу на стене.
И много приветов
Хранится во мне. (Почтовый ящик)
-
Работа над новым материалом.
а) Актуализация знаний
— Сейчас у почтальона Печкина много работы. Его сумка тяжела. Как вы думаете, почему? (Приближается праздник Нового года. Люди пишут друг другу поздравления, письма.)
-Для чего люди пишут письма? (Чтобы рассказать о себе, о своей жизни, поделиться новостями, поинтересоваться жизнью других.)
— Почтальон Печкин принёс письмо и в наш класс.
(Учитель читает письмо)
Серебрят снега без устали
Ветки ёлок и берёз.
Я живу в Великом Устюге —
Всероссийский Дед Мороз.
И из города далёкого —
Домик северных ночей,
Чуть по-северному окая,
Поздравляю всех друзей.
— Кто догадался, какова цель нашего урока? (Написать письмо Деду Морозу).
— Дед Мороз получает ежегодно сотни тысяч писем. Если вы хотите получить ответ на своё письмо, то оно должно быть интересным.
— Что такое письмо? (Это текст)
-Назовите признаки текста (Основная главная мысль, определённая последовательность предложений, смысловая цельность)
б) Знакомство с формой обращения в зависимости от адресата.
— Письмо всегда начинается с приветствия. Как вы поприветствуете Дедушку Мороза? (Здравствуйте, Добрый день)
-Тот, к кому вы обращаетесь в своём письме, называется адресат. Обращение на письме выделяется запятыми и восклицательным знаком. (Например: Здравствуй, Маша! Привет, Илья!).
— Как вы будете обращаться к Деду Морозу, ты или Вы? (Вы – так как это взрослый человек.)
— Если вы пишете взрослому человеку, то, чтобы подчеркнуть своё уважение к нему, необходимо писать слово Вы с прописной буквы.
в) Составление плана письма. (План записывается на доске)
-Так как письмо – это текст, то прежде чем написать письмо, мы должны составить план текста. Это необходимо для того, чтобы определить последовательность мыслей.
— С чего начинается письмо? (С приветствия)
— О чем бы вы хотели рассказать Деду Морозу? (О себе, о своих интересах, о своих друзьях, родных).Когда пишете о своих увлечениях, не употребляйте слова, значения которых ваш адресат может не знать( Например: арпеджио, кихон ката и др.)
-Чтобы вы хотели узнать от Деда Мороза? (Какие подарки он любит? Чем он занимается летом? Кто ему помогает отвечать на письма?)
— Дед Мороз – это добрый волшебник, который исполняет желания ребят. Чтобы вы хотели попросить у Деда Мороза? (Компьютерные игры, музыкальные диски, игрушки и т.д.)
— Не забывайте, что к Деду Морозу обращаются тысячи людей и бывает трудно исполнить их желания, поэтому вы должны не просто попросить подарок, но и объяснить, почему он вам так необходим.
— Как вы закончите своё письмо? (До свидания)
План
1. Обращение
2. Сообщение о себе и своих близких.
3. Интересующий вопрос.
4. Просьба и её обоснование.
5. Прощание.
-
Самостоятельная работа.
-
Проверка.
— Помните, что чужие письма без разрешения читать нельзя.
-
Знакомство с правилами оформления почтового адреса
— Чтобы ваше письмо дошло до адресата, необходимо его положить в конверт, на котором вы укажете адрес. Вспомните, герой какого произведения А.П. Чехова подписал конверт «На деревню дедушке. Константину Макарычу.» (Ванька из одноимённого произведения)
— Как вы думаете, получит ли его дедушка письмо? (Нет, так как Ванька не указал точный адрес). На любом конверте или открытке должен быть указан точный адрес.
— От правильного написания адреса зависит скорость доставки почтовых отправлений. Соблюдать правила написания адреса и индекса важно особенно сегодня, когда Почта России внедряет новые автоматизированные технологии сортировки почты.
-
а) фамилия, имя, отчество;
-
б) название улицы, номер дома, номер квартиры;
-
в) название населенного пункта (города, поселка и т.п.);
-
г) название района;
-
д) название республики, края, области, автономного округа (области);
-
е) название страны (для международных почтовых отправлений);
-
ж ) почтовый индекс
(На доске)
Адрес Деда Мороза:
Дедушке Морозу
г. Великий Устюг
Вологодская область
Россия
162340
(или адрес его московской резиденции)
Дедушке Морозу
109472
Кузьминский лес
г. Москва
Оформление конвертов учащимися.
-
Итог урока.
— Что вы сегодня делали на уроке? Что нового вы узнали на уроке?
-
Рефлексия.
— Если вы выполнили всё правильно, то сложите свои письма в сумку почтальона Печкина. Мы отправим их Деду Морозу. Ваши работы – доказательство того, что вы усвоили данную тему. Надеюсь, что вы будете с удовольствием писать письма родным, друзьям, товарищам.