Урок по русскому языку во 2 классе.
Тема Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением.
Цели
Обучающие:
— продолжить формирование представлений об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции безударных гласных в корне слова;
— учить находить проверочные слова разными способами (изменить форму числа или подобрать однокоренное слово с гласным после согласного).
Развивающие:
— создать условия для развития познавательной активности учащихся;
— развивать словесно-логическое мышление; культуру общения;
— развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки.
Воспитывающие:
— воспитывать уверенность в своих возможностях;
— воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Требования к результатам
Предметные:
— формировать умение распознавать проверяемые гласные в корне слова;
— подбирать проверочные слова двумя способами (в зависимости от позиции гласной в корне слова);
— обозначать орфограммы на месте пропусков букв;
— слушать;
— самостоятельно выполнять тест.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
— действие смыслообразования;
— установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и её мотивом;
Регулятивные:
— целеполагание;
— формирование умения планировать свою деятельность в процессе выполнения учебных заданий;
— формирование самоконтроля и самооценки;
— волевая саморегуляция;
— прогнозирование;
— контроль;
— коррекция.
Познавательные:
— формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.
Коммуникативные
— формировать умение сотрудничать;
— учить говорить, рассуждать;
— учить взаимодействовать в парах, группе.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, контроля.
Используемые педагогические технологии:
— технология диалога,
— технология обучения в сотрудничестве,
— ИКТ.
Оборудование урока:
Интерактивная доска, компьютеры, презентация, карточки, тесты.
Педагогические задачи | Средства обучения | Организационные формы и методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся
| Оформление результатов | |
Локализация затруднений | Выявить место и причины затруднения и определить цели урока. Осознать потребность к контролю и самоконтролю результата, а также выявлению причин затруднений в деятельности. | Итог контрольной работы (представлены на слайдах) Карточка самооценки.
Таблица 1. | Побуждающий диалог | Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности. Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ. Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок. Организовать работу в парах по типам допущенных ошибок. Помогает определить причины ошибок в словах с безударной гласной. Определяет учеников-консультантов. | Определяют места ошибок. Указывают способы действий. Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня
Оцени себя по карточке самооценки.
Осознают причины допущенных ошибок на основании Таблицы 1. | Карточка самооценки (начало урока). Таблица. |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений | Построение проекта коррекции выявленных затруднений | Учебник, эталоны, таблицы. | Побуждающий диалог, мозговой штурм, обсуждение в группах | Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения. | Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий. Выбирают способ и средство коррекции. |
|
Реализация построения проекта | Организация коррекционной самостоятельной работы над ошибками. | Карточки с заданиями Карточки с эталоном для проверки. Творческие задания для учащихся, выполнивших контрольную работу без ошибок. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Направляет консультантов на помощь другим учащимся. Учащиеся, выполнившие работу без ошибок могут выполнять творческие задания. | Выполняют работу над ошибками. Выбирают задания в соответствии с ошибками; выполняют работу, предложенную учителем. Выполнившие работу над ошибками выполняют задания в ноутбуках из заданий «Академия младшего школьника» (работа в парах) | Работа над ошибками в тетрадях. Индивидуальные карточки. |
Обобщение затруднений во внешней речи. | Закрепить способы действий, вызвавших затруднение. |
| Побуждающий диалог. | Организует обсуждение типовых затруднений. Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение | Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение. |
|
Самостоятельна работа с самопроверкой по эталону | Провести самостоятельную работу | Тестовая работа | Индивидуальная деятельность | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений. | Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку (слайд).
| Тесты. Творческие работы. |
Рефлексия деятельности | Провести самооценку результатов деятельности | Коммуникативное воздействие, самостоятельная работа. Карточка самооценки | Побуждающий диалог. | Организует проговаривание механизма деятельности по контролю. Организует оценивание полученных результатов, а также фиксацию цели последующей деятельности. | Проговаривают механизм деятельности по контролю. Дают оценку полученным результатам. Фиксируют цель последующей деятельности. Оценивают деятельность на уроке. | Карточки самооценки (окончание урока) |
Карточка самооценки
*Могу выполнить задания повышенной трудности
*Могу научить другого
*Могу объяснить
*Могу применить
*Понимаю
*Знаю
*Не знаю
Таблица 1
2 Умею выделять корень в словах | 3 Знаю гласные буквы, требующие проверки в слабой позиции | 4 Знаю правило правописания безударной гласной в корне | 5 Умею проверять безударные гласные в корне слова | |
|
|
|
|
|
-
Поставь ударение в словах. малыши грибы сосны
-
Выдели в словах корень. пробежка выбегать бегун
-
Обведи в кружок гласные буквы, требующие проверки в слабой позиции.
а ё ю о у ы е э и я
-
Вставь пропущенные слова.
Безударная гласная в корне пишется так же, как и _____________________
________________________________________________________________.
-
К словам первого столбика подбери проверочное слово из второго. Соедини их стрелкой. Вставь пропущенную букву.
р…..ка (и, е) речушка, реки, речной
гл……за (о, а) глазок, глазной, глаз
Задания творческого характера .
-
Запиши ответы на вопросы, используя слова в скобках, вставляя пропущенные буквы.
-
Составь предложения из слов, записанных в скобках, отвечая на вопросы. Выдели корень в словах с безударной гласной.
-
Спиши, вставляя слова с пропущенной буквой, дописывай предложения.
-
Прочитай текст. Спиши, вставляя пропущенные буквы, допиши рассказ, пользуясь полученными сведениями.
Задания для отработка навыка.
-
Подбери к словам с пропущенной безударной гласной проверочные слова.
-
В словах какого столбика безударные гласные можно проверит?
-
Подбери к словам однокоренные слова, выдели корень.
-
Спиши однокоренные слова, выдели корень, поставь ударение.
-
Спиши предложения, найди слова с безударной гласной.
-
Прочитай текст. Сколько в нём предложений? Спиши, правильно оформи предложения при списывании. Найди в тексте 3 слова с безударной гласной, подчеркни её.
-
Подбери к словам с пропущенной безударной гласной проверочные слова из предложенных.
Диагностическая работа.
Тест: “Безударные гласные в корне слов”.
Цель: проверить умение правильно обозначать безударные гласные в корне слова;
-
Чтобы проверить безударную гласную в ________________ слова, нужно ___________________ или _________________, чтобы на эту гласную падало ударение.
-
Найди слово с безударной гласной Я?
а) ч…сы б) м…чи в) зал…зать
-
Спиши, поставь ударение, запиши проверочное слово:
Б_нкир (………………), б_ец (………………), изб_жать (………………), перех_дить (…………), х_лодильник (………………), г_стиница (………), -
Запиши ещё по 2 однокоренных слова, безударную гласную подчеркни.
Звон, ____________________ , ______________________
Гость, ____________________ , ______________________
Ночь, ____________________ , ______________________ -
Составь и запиши 4 однокоренных слова с помощью приставок ЗА-, ПЕРЕ-, ОБ-, суффиксов -К-, -Н- и корнем -МОРОЗ-,
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________ -
Вставь буквы, устно подбери проверочные.
Хор…шо летом в л…су! Мы идём по густой тр…ве. Кругом цв…ты. Гудят
шм..ли. На цв…ток села пч…ла. П…ют ч…жи и др…зды.
-
Какое предложение верно?
а) Бабушка рано поседела.
б) Мама поседела на лавочке.
Структура теста:
Задания 1-3 — уровень А, задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Задания 4-5 — уровень В, задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях
Задания 6-7 – уровень С, задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
Шкала оценивания
1 задание — 1 балл
2 задание — 1 балл
3 задание — 6 баллов
4 задание – 6 баллов
5 задание — 4 балла
6 здание – 10 баллов
7 задание – 1 балл
Итого: 29 баллов.
«5» — 24 — 29 баллов, выполнены задания А, В и часть заданий С
«4» — 18 – 23 баллов, выполнены задания А, В и часть заданий С
«3» — 13-17 баллов заданий уровня А, В
Включение в практику работы деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов важно не только с точки зрения повышения уровня усвоения знаний по русскому языку, но и как ступень перехода к реализации нового качества образования.
Реализация деятельностного метода на уроках русского языка – необходимое условие для формирования у учащихся способностей, необходимых для успешной самореализации в современном социуме.
Деятельностный метод обучения помогает сделать уроки более эффективными.
Литература:
-
Закон РФ «Об образовании».
-
Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам» Русский язык, Просвещение,2010.
-
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА
-
Петерсон Л. Г. Интегративная технология развивающего обучения, Москва: НИИ школьных технологий, 2006.
-
Петерсон Л. Г. Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.
-
Петерсон Л.Г. Теория и практика непрерывного образования. М.: УМЦ «Школа 2000…», 2001.
-
Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». — М.: 2007.
-
Петерсон Л.Г., Агапов Ю. В., Куйбышева М.А., Петерсон В. А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006 С. 46-53.
-
http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
-
http://www.school2100.ru/