Урок по русскому языку во 2 классе.

Тема Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением.

Цели

Обучающие:
— продолжить формирование представлений об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции безударных гласных в корне слова;
— учить находить проверочные слова разными способами (изменить форму числа или подобрать однокоренное слово с гласным после согласного).
Развивающие:
— создать условия для развития познавательной активности учащихся;
— развивать словесно-логическое мышление; культуру общения;
 
 развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки.
Воспитывающие:
— воспитывать уверенность в своих возможностях;

воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Требования к результатам
Предметные:
— формировать умение распознавать проверяемые гласные в корне слова;

подбирать проверочные слова двумя способами (в зависимости от позиции гласной в корне слова);
— обозначать орфограммы на месте пропусков букв;
— слушать;
— самостоятельно выполнять тест.
Универсальные учебные действия:
Личностные:

действие смыслообразования;
— установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и её мотивом;
Регулятивные:
— целеполагание;
— формирование умения планировать свою деятельность в процессе выполнения учебных заданий;
— формирование самоконтроля и самооценки;
— волевая саморегуляция;

прогнозирование;
— контроль;
— коррекция.

Познавательные:

формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.

Коммуникативные

 формировать умение сотрудничать;
— учить говорить, рассуждать;
— учить взаимодействовать в парах, группе.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, контроля.

Используемые педагогические технологии:

— технология диалога,

— технология обучения в сотрудничестве,

— ИКТ.

Оборудование урока:

Интерактивная доска, компьютеры, презентация, карточки, тесты.

Этап урока

Педагогические задачи

Средства обучения

Организационные формы и методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление

результатов

Локализация затруднений

Выявить место и причины затруднения и определить цели урока.

Осознать потребность к контролю и самоконтролю результата, а также выявлению причин затруднений в деятельности.

Итог контрольной работы (представлены на слайдах)

Карточка самооценки.

Таблица 1.

Побуждающий диалог

Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности.

Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ.

Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок.

Организовать работу в парах по типам допущенных ошибок.

Помогает определить причины ошибок в словах с безударной гласной.

Определяет учеников-консультантов.

Определяют места

ошибок.

Указывают способы действий.

Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня

Оцени себя по карточке самооценки.

Осознают причины допущенных ошибок на основании Таблицы 1.

Карточка самооценки (начало урока).

Таблица.

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Построение проекта коррекции выявленных затруднений 

Учебник, эталоны, таблицы.

Побуждающий диалог, мозговой штурм, обсуждение в группах

Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения.

Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий.

Выбирают способ и средство коррекции.

Реализация построения проекта

Организация коррекционной самостоятельной работы над ошибками.

Карточки с заданиями

Карточки с эталоном для проверки.

Творческие задания для учащихся, выполнивших контрольную работу без ошибок.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Направляет консультантов на помощь другим учащимся.

Учащиеся, выполнившие работу без ошибок могут выполнять творческие задания.

Выполняют работу над ошибками.

Выбирают задания в соответствии с ошибками;

выполняют работу, предложенную учителем.

Выполнившие работу над ошибками выполняют задания в ноутбуках из заданий «Академия младшего школьника» (работа в парах)

Работа над ошибками в тетрадях. Индивидуальные карточки.

Обобщение затруднений во внешней речи.

Закрепить способы действий, вызвавших затруднение.

Побуждающий диалог.

Организует обсуждение типовых затруднений.

Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение

Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение.

Самостоятельна работа с самопроверкой по эталону

Провести самостоятельную работу

Тестовая работа

Индивидуальная деятельность

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку (слайд).

Тесты.

Творческие работы.

Рефлексия деятельности

Провести самооценку результатов деятельности

Коммуникативное воздействие, самостоятельная работа.

Карточка самооценки

Побуждающий диалог.

Организует проговаривание механизма деятельности по контролю.

Организует оценивание полученных результатов, а также фиксацию цели последующей деятельности.

Проговаривают механизм деятельности по контролю.

Дают оценку полученным результатам.

Фиксируют цель последующей деятельности.

Оценивают деятельность на уроке.

Карточки самооценки (окончание урока)

Карточка самооценки

*Могу выполнить задания повышенной трудности

*Могу научить другого

*Могу объяснить

*Могу применить

*Понимаю

*Знаю

*Не знаю

Таблица 1

1

Умею ставить ударение

2

Умею выделять корень в словах

3

Знаю гласные буквы, требующие проверки в слабой позиции

4

Знаю правило правописания безударной гласной в корне

5

Умею проверять безударные гласные в корне слова

  1. Поставь ударение в словах. малыши грибы сосны

  2. Выдели в словах корень. пробежка выбегать бегун

  3. Обведи в кружок гласные буквы, требующие проверки в слабой позиции.

а ё ю о у ы е э и я

  1. Вставь пропущенные слова.

Безударная гласная в корне пишется так же, как и _____________________

________________________________________________________________.

  1. К словам первого столбика подбери проверочное слово из второго. Соедини их стрелкой. Вставь пропущенную букву.

р…..ка (и, е) речушка, реки, речной

гл……за (о, а) глазок, глазной, глаз

Задания творческого характера .

  1. Запиши ответы на вопросы, используя слова в скобках, вставляя пропущенные буквы.

  2. Составь предложения из слов, записанных в скобках, отвечая на вопросы. Выдели корень в словах с безударной гласной.

  3. Спиши, вставляя слова с пропущенной буквой, дописывай предложения.

  4. Прочитай текст. Спиши, вставляя пропущенные буквы, допиши рассказ, пользуясь полученными сведениями.

Задания для отработка навыка.

  1. Подбери к словам с пропущенной безударной гласной проверочные слова.

  2. В словах какого столбика безударные гласные можно проверит?

  3. Подбери к словам однокоренные слова, выдели корень.

  4. Спиши однокоренные слова, выдели корень, поставь ударение.

  5. Спиши предложения, найди слова с безударной гласной.

  6. Прочитай текст. Сколько в нём предложений? Спиши, правильно оформи предложения при списывании. Найди в тексте 3 слова с безударной гласной, подчеркни её.

  7. Подбери к словам с пропущенной безударной гласной проверочные слова из предложенных.

Диагностическая работа.

Тест: “Безударные гласные в корне слов”.

 Цель: проверить умение правильно обозначать безударные гласные в корне слова; 

  1. Чтобы проверить безударную гласную в ________________ слова, нужно ___________________ или _________________, чтобы на эту гласную падало ударение.

  2. Найди слово с безударной гласной Я?

а) ч…сы б) м…чи в) зал…зать

  1. Спиши, поставь ударение, запиши проверочное слово:
    Б_нкир (………………), б_ец (………………), изб_жать (………………), перех_дить (…………), х_лодильник (………………), г_стиница (………),

  2. Запиши ещё по 2 однокоренных слова, безударную гласную подчеркни.
    Звон, ____________________ , ______________________
    Гость, ____________________ , ______________________
    Ночь, ____________________ , ______________________

  3. Составь и запиши 4 однокоренных слова с помощью приставок ЗА-, ПЕРЕ-, ОБ-, суффиксов -К-, -Н- и корнем -МОРОЗ-,
    _____________________________________________________________
    _____________________________________________________________

  4. Вставь буквы, устно подбери проверочные.

Хор…шо летом в л…су! Мы идём по густой тр…ве. Кругом цв…ты. Гудят

шм..ли. На цв…ток села пч…ла. П…ют ч…жи  и др…зды.

  1. Какое предложение верно?

а) Бабушка рано поседела.

б) Мама поседела на лавочке.

Структура теста:

Задания 1-3 — уровень А, задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Задания 4-5 — уровень В, задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях

Задания 6-7 – уровень С, задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

Шкала оценивания

1 задание — 1 балл

2 задание — 1 балл

3 задание — 6 баллов

4 задание – 6 баллов

5 задание — 4 балла

6 здание – 10 баллов

7 задание – 1 балл

Итого: 29 баллов.

«5» — 24 — 29 баллов, выполнены задания А, В и часть заданий С

«4» — 18 – 23 баллов, выполнены задания А, В и часть заданий С

«3» — 13-17 баллов заданий уровня А, В

Включение в практику работы деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов важно не только с точки зрения повышения уровня усвоения знаний по русскому языку, но и как ступень перехода к реализации нового качества образования.

Реализация деятельностного метода на уроках русского языка – необходимое условие для формирования у учащихся способностей, необходимых для успешной самореализации в современном социуме.

Деятельностный метод обучения помогает сделать уроки более эффективными.

   

Литература:

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам» Русский язык, Просвещение,2010.

  3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА

  4. Петерсон Л. Г. Интегративная технология развивающего обучения, Москва: НИИ школьных технологий, 2006.

  5. Петерсон Л. Г. Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.

  6. Петерсон Л.Г. Теория и практика непрерывного образования. М.: УМЦ «Школа 2000…», 2001.

  7. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». — М.: 2007.

  8. Петерсон Л.Г., Агапов Ю. В., Куйбышева М.А., Петерсон В. А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006 С. 46-53.

  9. http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

  10. http://www.school2100.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here