УМК «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка в 3-б классе

Учитель: Павлова Е.А.

Визитная карточка урока.

Блок: Как устроен наш язык.

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Характеристика деятельности учащихся:

  • формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных

  • побуждение к активному включению в различные виды деятельности

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

  • формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  • развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока

  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

  • формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов

Задачи:активизировать ранее изученную лексику

употреблять имена существительные в нужных падежах, в постановке вопроса

определять грамматические признаки имени существительного

учить работать в учебном диалоге

работать над грамотной развернутой речи

Ход урока:

1.Организационный момент (психологический настрой).

— Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания. Откройте тетради и запишите дату.

2. Постановка учебной задачи, поиск решения.

  • — Отгадайте слова, используя сразу все буквы (даны изографы). Слайд1, 2

Утюг, поросенок, страус, вертолет, самовар, заяц, жираф, самолет.

— Посмотрите на полученные слова. Слайд 3.

— Что их объединят? (это имена существительные, мужской род, 2 склонение)

— Докажите (отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предмет, можно подставить слова он мой, нулевое окончание).

  • — Разделите эти слова на две группы и запишите их в тетрадь.

— По какому принципу вы их разделили? (кто? и что?, одушевленные и неодушевленные).

— Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные)

— А на вопрос что? (неодушевленные)

(если ответят одушевленные и неодушевленные, то как различать их)

  • — Кто может сформулировать тему нашего урока?

Наша тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

— Проверим наше предположение по учебнику (чтение правила в учебнике на с.45).

3. Работа над новой темой.

— Вот сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Я приготовила для вас задания, которые помогут совершенствовать ваши умения.

  • В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в группах.

Гусеница, книга, айсберг, мышка, моряк, роза, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, тюльпан.

— Оцените свою работу в группах. Как работала ваша группа, а ваша?

  • — А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась ученица 3-а класса.

Слайд 4.

одушевленные неодушевленные

гусеница гусеница

роза роза

мышка мышка

моряк книга

дельфин айсберг

медуза пароход

кит дым

тюльпан

— Что вы заметили? Почему слова гусеница, мышка и роза записаны в 2 столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать)

— Давайте решать эту проблему.

Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка? Слайд 5.

мышка гусеница роза

животное компьюторная насекомое танка имя цветок

Теперь разберем слово – гусеница, а потом — роза.

— От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)

— Как называются такие слова? (многозначные)

— А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?

(киви — птица и фрукт, класс — помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук)

  • — Составьте предложения, в которых данные слова будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь. Работа проводится по рядам.

1 ряд – мышка – одушевленное

2 ряд – мышка – неодушевленное

3 ряд – гусеница – одушевленное

4 ряд – гусеница – неодушевленное

5 ряд – роза – одушевленное

6 ряд – роза – неодушевленное

— Проверим несколько предложений (сначала – взаимопроверка, а потом – вместе). Оцените свою работу.

  1. Физминутка для глаз «Снеговик» Слайд 6.

  1. Работа по учебнику.

  • — Выполним упражнение 3 на странице 45 (задание выполняют у доски два ученика).

— Что нужно выполнить в упражнении? (записать слова и поставить вопросы)

— Каких падежей? (Им.п., Р.п., В.п.)

— В каком числе? (во множественном числе)

— Какое графическое задание надо выполнить? (выделить окончания)

Им.п. волны Им.п. рыбы

Р.п. волн Р.п. рыб

В.п. волны В.п. рыб

— Понаблюдайте, формы, каких падежей совпадают у одушевленных имен существительных? (у В.п. и Р.п.)

— А у неодушевленных имен существительных? (у Им.п. и В.п.) Слайд 7.

— Попробуйте сформулировать правило.

— Прочитайте правило.

  • — Давайте точно так же изменим слово снеговики. Слайд 8.

На какой вопрос отвечает это слово?

Им.п. снеговики

Р.п. снеговиков

В.п. снеговиков

— Что вы заметили? (совпадают окончания у В.п. и Р.п.)

— А у каких существительных они совпадают? (у одушевленных)

— Какой вывод можем сделать?

В реальной жизни и в русском языке понятие об одушевленных и неодушевленных

предметах часто не совпадает. Вот такой интересной особенностью в русском языке обладают некоторые слова. Например: слова – кукла, матрешка.

6. Итог урока: — Над какой частью речи сегодня работали?

— Что вы о ней уже знали?

— А что нового узнали?

7. Просмотр мультфильма. Слайд 9.

Вы молодцы, хорошо потрудились и вот вам сюрприз. Он связан с темой нашего урока. Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма и выполнить последнее задание.

Девочки выписывают одушевленные имена существительные, а мальчики – неодушевленные имена существительные.

— Оцените свою работу. Взаимопроверка.

— На этом наш урок окончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here