Урок русского языка по теме «Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах». 11-й класс
Цели урока:
-
образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; отработать умение выделять их на письме;
-
развивающие: развивать навыки постановки знаков препинания в предложениях с конструкциями, грамматически не связанных с предложением;
-
воспитательные: формировать навыки самоанализа, самооценки, культуру общения.
Ход урока
Организационный момент.
— Здравствуйте. Рада видеть вас. Начнем урок.
— Объявление темы и задач урока:
Тема нашего урока «Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах», сегодня мы повторим и обобщим знания о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, отработаем умение выделять их на письме.
Языковая разминка.
— Объясните пунктуацию в приведенных высказываниях.
Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А.Генис)
Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж.Ростан)
Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Э.Роттердамский)
Беседа:
— Что объединяет эти высказывания о языке? (Язык служит человеку)
— Как вы понимаете второе высказывание? Раскройте его смысл.
— Найдите слова с орфограммой «непроверяемые гласные в корне слова».
— Назовите орфограммы в слове «объясниться».
— Дайте толкование слов: Язык, Посредник, Поработить (при необходимости обратиться к Толковому словарю)
— Какая общая мысль объединяет эти высказывания? (к языку нужно относиться бережно. Он не только посредник для установления дружбы и согласия, но и средство порабощения человека)
Учитель:
— А еще язык — это способ самовыражения и самопознания, ключ к двери, за которой кроются секреты и тайны родного языка, попробуем открыть эти секреты.
Проверка степени усвоения предыдущего материала «Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах.
Учитель:
Вводные слова тоже являются конструкциями, не связанными с предложением. На ЕГЭ они представлены во многих заданиях (А 21, В 6 — анализ предложений, В 8 — анализ языковых средств, в части С — сочинение, построение высказываний с использованием вводных слов и вставных конструкций)
1. При необходимости повторите постановку знаков препинания при вводных словах, учебник, стр. 296-299 (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. — 5-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2008.)
2. Выполните тест, проверьте себя по ключу.
3. Занесите количество баллов в лист самооценки.
(Приложение 1)
Изучение темы «Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах».
Знакомство с обобщающей таблицей (Приложение 2)
Учитель:
— Ознакомьтесь с обобщающей таблицей. Дополнительно: учебник, параграф 93, стр. 303-304, 305 (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. — 5-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2008.)
Фронтальный опрос:
— Что такое междометие?
— Какое назначение в языке имеют междометия?
— Как выделяются междометия на письме?
— В чем трудность постановки знаков препинания при междометиях?
Закрепление.
Тестовый тренинг (Приложение 2)
Упражнение 430 (учебник)
Подведение итогов.
— Выставление оценок.
Рефлексия:
— Подведите итог урока, продолжив предложения по данному началу «Я знаю:» или «Я умею:»
Домашнее задание: параграф 93 в учебнике, упражнение 428, дополнительно из комедии Грибоедова «Горе от ума» выписать 10 предложений с междометиями.