Урок русского языка по теме «Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах». 11-й класс

Цели урока:

  • образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; отработать умение выделять их на письме;

  • развивающие: развивать навыки постановки знаков препинания в предложениях с конструкциями, грамматически не связанных с предложением;

  • воспитательные: формировать навыки самоанализа, самооценки, культуру общения.

Ход урока

Организационный момент.

— Здравствуйте. Рада видеть вас. Начнем урок.

— Объявление темы и задач урока:

Тема нашего урока «Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах», сегодня мы повторим и обобщим знания о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, отработаем умение выделять их на письме.

Языковая разминка.

— Объясните пунктуацию в приведенных высказываниях.

Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А.Генис)

Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж.Ростан)

Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Э.Роттердамский)

Беседа:

— Что объединяет эти высказывания о языке? (Язык служит человеку)

— Как вы понимаете второе высказывание? Раскройте его смысл.

— Найдите слова с орфограммой «непроверяемые гласные в корне слова».

— Назовите орфограммы в слове «объясниться».

— Дайте толкование слов: Язык, Посредник, Поработить (при необходимости обратиться к Толковому словарю)

— Какая общая мысль объединяет эти высказывания? (к языку нужно относиться бережно. Он не только посредник для установления дружбы и согласия, но и средство порабощения человека)

Учитель:

— А еще язык — это способ самовыражения и самопознания, ключ к двери, за которой кроются секреты и тайны родного языка, попробуем открыть эти секреты.

Проверка степени усвоения предыдущего материала «Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах.

Учитель:

Вводные слова тоже являются конструкциями, не связанными с предложением. На ЕГЭ они представлены во многих заданиях (А 21, В 6 — анализ предложений, В 8 — анализ языковых средств, в части С — сочинение, построение высказываний с использованием вводных слов и вставных конструкций)

1. При необходимости повторите постановку знаков препинания при вводных словах, учебник, стр. 296-299 (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. — 5-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2008.)

2. Выполните тест, проверьте себя по ключу.

3. Занесите количество баллов в лист самооценки.

(Приложение 1)

Изучение темы «Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах».

Знакомство с обобщающей таблицей (Приложение 2)

Учитель:

— Ознакомьтесь с обобщающей таблицей. Дополнительно: учебник, параграф 93, стр. 303-304, 305 (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. — 5-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2008.)

Фронтальный опрос:

— Что такое междометие?

— Какое назначение в языке имеют междометия?

— Как выделяются междометия на письме?

— В чем трудность постановки знаков препинания при междометиях?

Закрепление.

Тестовый тренинг (Приложение 2)

Упражнение 430 (учебник)

Подведение итогов.

— Выставление оценок.

Рефлексия:

— Подведите итог урока, продолжив предложения по данному началу «Я знаю:» или «Я умею:»

Домашнее задание: параграф 93 в учебнике, упражнение 428, дополнительно из комедии Грибоедова «Горе от ума» выписать 10 предложений с междометиями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here