Ф.И.О : Сазонова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ г. Мурманска СОШ №20
Название материала : конспект урока
Название предмета(класс): русский язык, 5 класс
Урок повторения изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи», 5-й класс
Тип урока: Урок повторения изученного и систематизации полученных знаний.
Форма урока: Игра-путешествие
Технология: Проблемно-диалогическая
Цель урока: Повторить и обощить изученное по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Задачи:
— формировать умения самостоятельно применять полученные знания;
— работать над развитием мыслительных операций ( анализ, сравнение, обобщение);
— работать над развитием и совершенствованием речи ( работа над сочинением-рассуждением) ;
-работать над реализацией метапредметных связей (русский язык и литература)
— воспитывать читательскую культуру у обучающихся.
Оборудование к уроку:
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2ч./ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2013
-
комплект индивидуальных карточек для работы;
-
комплект карточек с творческим заданием для самостоятельной работы;
-
презентация урока;
-
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
-
выставка книг Л. Гераскиной.
-
Ход урока
1. Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Садитесь.
2. Оформление индивидуальных карточек для работы.
Подпишите, пожалуйста, свои рабочие карточки, запишите дату , тему сегодняшнего урока
Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». Прошу в течение всего урока следить за соблюдением единого орфографического режима.
Работа с индивидуальными карточками
3. Постановка цели урока
Посмотрите на тему урока и поставьте перед собой цели, над которыми мы будем работать на сегодняшнем уроке. Что же именно мы должны повторить? Чему должны научиться?
Опора на полученные знания
Слайд №2
2. Подготовка к восприятию материала урока
1. Слово учителя.
А сейчас, ребята…
Учителя прерывает стук в дверь: доставлено письмо.
Слайд №3
2. Диалог
— Ребята, вспомните, кто такой адресат? адресант?
вы знаете Витю Перестукина?
Что вы можете сказать о нашем адресанте?
— Ответы учащихся.
-Давайте прочитаем письмо, может, мы ошиблись?
Опора на полученные знания.
Работа со слайдом№3
Работа со слайдом № 4
3. Актуализация опорных знаний
1. Работа с интерактивной доской «Корректор» + индивидуальная работа
— Что затрудняет восприятие текста?
— Давайте исправим ошибки, допущенные Витей.
При работе используйте таблицу на форзаце учебника и памятку «Как работать над орфографическими ошибками».
1.Работа с интерактивной доской «Корректор» ( 2 ученика)
2. Индивидуальная работа:
Пунктуационный разбор предложений с обращением, с однородными членами. ( 2 ученика)
2. Подводим итоги работы, обобщаем полученную информацию.
Проверяем работу.
— Давайте прочитаем исправленный вариант. Докажите, что перед нами текст. Определите стиль , тип текста. докажите свою точку зрения.
— На какие группы мы можем распределить орфограммы, плохо усвоенные Витей ? В каких морфемах находятся данные орфограммы?
— С какими пунктограммами не «дружит» мальчик?
( ответы учащихся, работавших индивидуально)
Слайд №5
3. Слово учителя
— Действительно, Витя плохо владеет орфографическими правилами. Но, может, это и не очень-то важно- грамотно писать, а Витя преувеличивает степень опасности, и ему ничего не угрожает?
Давайте отправимся в путешествие. Вперёд, ребята, в страну невыученных уроков
Слайды №6 — 7
(видеоролик)
4. Слово учителя
-Да, Витя в серьёзной опасности, но, думаю, мы сможем ему помочь.
Перед нами карта волшебной страны и указатели с заданиями, которые необходимо выполнить, чтобы помочь нерадивому ученику вернуться домой.
Слайд №8
5. «Восстанови слова- перейди волшебную реку»
Правописание приставок на -з,-с.
6. Опорная схема «И-Ы после Ц»
Раздарить
Исполнить
Возмутиться
Расшуметься
Безжалостно
— Буквы И-Ы — друзья, но они поссорились. Не знают бедные буквы, где их место в словах. Вот-вот подерутся. Давайте поможем Вите и напомним буквам, в каких морфемах они должны жить.
— Пришло время применить свои знания.
1. Индивидуальная работа у доски:
морфемный разбор глаголов.
Слайды № 9-10
Слайд №11-12
7.Тестовая работа
Работа с тестом( выписать правильный вариант морфемы, обозначить условие выбора орфограммы.) Пользуемся форзацем учебника
1. Индивидуальная работа с онлайн тестом( автор: Захарьина Е.А.)- 1 ученик
Слайд №13
2. Индивидуальная работа с тренажёром (автор: Олифирова Татьяна Ивановна
8. Взаимопроверка работ
Поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения работы.
Не забудьте о графической работе. Оцените работу товарища
По 1б. за правильный ответ + графическая работа.
Слайд №14
Слово учителя
Надеюсь, друзья больше никогда не будут ссориться в ваших тетрадях. Мы вместе справились и этим заданием.
Слайд №15
4. Физкультминутка
10. Опора на изученные правила. Орфографическая работа «Строим мост»
— Ребята, Вите предстоит добраться до волшебного замка, а для этого необходимо построить мост через глубокое горное ущелье. Строительный материал — слова с орфограммой «О-Ё после шипящих в корне слова». Давайте вспомним его
Индивидуальная работа
1 ученик: составляет предложение с обращением, используя 1-2 слова из предложенных + схема предложения;
1 ученик составляет предложение с однородными членами, используя 1-2 слова из предложенных + схема предложения.
Слайды № 16-17
Слово учителя
— И вот мы уже добрались до последнего испытания.
В замке хранится волшебный ковёр, в него вплетены русские народные пословицы. Найдите пословицы среди узоров, «соберите» их.
Слайд №19
11. Проверка работ
— Ребята, объясните, как вы понимаете смысл пословиц
Слайд №20
Слово учителя
— Вот Витя и дома. Вы помогли незадачливому ученику выбраться из страны невыученных уроков. А чтобы мальчик не попадал больше в такие опасные переделки, он должен знать, для чего необходимо учить русский язык.
Слайды №21-22
5. Творческое задание
1. Творческая работа «Письмо Вите Перестукину»
— Напишите письмо Вите Перестукину. Объясните в письме, зачем необходимо относиться серьёзно к изучению русского языка.
Поможет справиться с работой клише. Прочитайте его, определите стиль, тип текста, с которым вы будете работать.
( можно работать в парах)
Слайд №23
2. Проверка творческих работ.
Чтение творческих работ, обсуждение.
Работа с письмами
6. Итоги урока
Слово учителя
Ребята, вы прошли все испытания и помогли Вите Перестукину.
Какие орфограммы и пунктограммы мы вспомнили? С текстами какого стиля работали?
Какое задание было для вас наиболее интересным и почему?
Оцените свою работу.
«Смайлики»
Беседа Объявление мотивированных оценок.
1. Диалог
— Какое культурное событие стало центральным в нашей стране в 2015 г.?
— Год литературы.
— Как наш урок связан с этим событием?
— Мы познакомились с Витей Перестукиным — персонажем из книги Лии Гераскиной « В стране невыученных уроков»Вы можете познакомиться и с другими приключениями незадачливого ученика, прочитав все 3 книги, которые вы найдёте в нашей школьной библиотеке.
2. Домашнее задание
1.Составьте для Вити Перестукина 2 задания, используя материал из упр. № 709, 723, (средний уровень сложности)
2. Составьте и запишите текст выступления на тему «Любите и изучайте русский язык» ( высокий уровень сложности)
— Надеюсь, урок вам понравился, и вы уходите с хорошим настроением. Удачного всем дня.
Список использованной литературы :
1. Учебник / Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений в 2ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013
2. В.Волина , Пословицы, поговорки, ребусы/Ред. Н.Б. Петрова — Санкт-Петербург: Дидактика, 1997
5. Тексты составила Сазонова Е.В.
Список использованных Интернет-ресурсов:
-
http ://darudar .org /thanks /2430007/ — мультфильм «В стране невыученных уроков»
-
http ://www .uchportal .ru /load /32-1-0-56480 — страница из тренажёра «И-Ы после ц» . Автор: Олифирова Татьяна Ивановна;
-
http://www.saharina.ru/tests/- официальный сайт Е.А. Захарьиной.