фамилия, имя, отчество Короткова Елена Владимировна
должность учитель русского языка и литературы
название учреждения МКОУ Новоаннинская СШ №5
название материала урок- повторения «Путешествие в музей»
название предмета и возраст (класс) учащихся русский язык, 7 класс
Тема:Урок – повторение. Наречие « Путешествие в музей».
Цели: Обобщить сведение о наречии как части речи;
Закрепить навыки правописания наречий;
Формировать умение систематизировать и обобщать учебный материал;
Применять полученные знания на практике, в нестандартных ситуациях;
Воспитывать эстетический вкус и нравственное начало.
Оборудование урока: карточки, распечатки текстов, опора, алгоритмы;
Орфографический словарь, компьютер, магнитофон.
Методические приемы: проблемный, словесно-наглядный, по характеру познавательной
деятельности, фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
-
Организационный момент.
Фаза индукции. Определение темы.
Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь, Меня зовут Елена Владимировна.
— У нас с вами будет короткая встреча, но мне хочется, чтобы она запомнилась вам надолго. Я шла к вам на урок со смешанными чувствами. Мне и любопытно, и страшно. А посмотрите вокруг .Как тепло, ярко, ослепительно, светит солнце, радостно, громко щебечут птицы. В такой день, я думаю, и у нас все будет замечательно.
*определение темы.
— Я сейчас употребила слова вокруг, ярко, громко, что их объединяет?
— К какой части речи они относятся?
— Какие вы, молодцы! Вы определили тему нашего урока. «Урок – повторение. Наречие.»
* работа в тетради
— Запишем в тетрадь число и тему. Пишем аккуратно.
-Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.
-Итак, урок – повторение, наречие.
Вам хорошо известна пословица. «Повторение – мат ученья.» а какую цель ставим мы, повторяя учебный материал:
— Правильно, мы обобщим сведения о наречии, как части речи; будем совершенствовать навык правописания этой части речи,
выявим их роль.
Сегодня я хочу познакомить вас с моей любимой картиной, а для этого предлагаю совершить экскурсию в один из залов музея изобразительных искусств.
II. Работа с материалом.
-
«Мастерская письма»
работа с текстом.
Но прежде побываем в мастерской письма, где вы за активную работу получите входной билет в музей.
Перед вами текст №1, с пропущенными буквами. Послушайте его. Сегодня ты побываешь в музее.
Медленно поднимаешься по лестнице и окажешься в большом зале. Слева и справа висят творения великих художников. Издали ты заметишь знакомые картины.
— Ваша задача списывать текст в тетрадь, раскрыв скобки, вставив буквы.
— Кто желает поработать у доски?
*Социальная проверка.
— Посмотрите, верно выполнил задание Коля?
— Где допущена ошибка?
— Коля, объясни орфограммы.
— Обратите внимание на морфологический разбор.
— На какие ? отвечает наречие?
*проверка 2 задания.
— Каким членом предложения является наречие?
— Садитесь, оценка за работу.
— Поднимите руку, кто верно вставил буквы.
— Молодцы!
— А кто неправильно, исправьте ошибки.
— На какие вопросы отвечает наречие?
— От какой части речи зависит?
— Что обозначает?
— Подчеркните наречие, как члены предложения.
* Вывод.
— Кто на основе сказанного даст определение наречию ?
-Молодцы!
Давайте вместе с
— Настей запишем в столбик наречия.
Медленно (медленный)
Слева
-Какие правила иллюстрируют данные слова?
*Работа с учебником.
— Откройте стр. 271 вашего учебника практики. Здесь помещены орфограммы наречий. Просмотрите и скажите, что мы должны повторить, кроме еже перечисленных орфограмм.
— Проиллюстрируйте перечисленные орфограммы своими примерами.
1 гр. От вас слово, с орфограммой дефис между частями слова.
2 гр. От вас «не» с наречиями
3 гр. Ь после шипящих на конце наречий.
— Записываем в тетрадь.
-И я вам дарю слово горячо. Кто может объяснить орфограмму о-е после шипящих на конце наречий.
— Молодцы. Хорошо справляетесь с заданиями.
Каждая группа получает входной билет в музей.
Мастерская художника.
Работа по картине.
— Итак, мы отправляемся в музей изобразительных искусств. Музей – это хранилище ценностей. В залах всегда торжественно и тихо. Посетители, любуясь картинами, переходят из зала в зал. Мы следим за ними и попадаем в зал, где выставлена всего одна картина, Я никогда не была большим знатоком живописи, но картина «Сикстинская мадонна» художника XVI в. Произвела на меня неизгладимое впечатление. Надеюсь, что вы, увидев ее, не останетесь равнодушными. Посмотрите на экран.
— Слово волшебный занавес раздвинул Рафаэль своею кистью и нашему взору предстает божественное ведение Богоматерь Мария (по – итальянски Мадонна) с младенцем на руках. У Рафаэля Мария царственна и божественна, но еще проста и человечна. Она вызывает сочувствие какую- то особую близость нашим душевным переживаниям.
На фоне светлого неба, слегка касаясь босыми ногами облаков, несет Мария навстречу людям драгоценную ношу – своего сына, несет в мир, который обречет его на крестные муки и смерть. В лице Марии – нежность, робость, испуг, а во всей фигуре – величие, сила, решимость пройти жертвенный путь до конца.
Рафаэль построил картину та5к, что наш взор снова и снова обращается к центру, где возвышается Мадонна. На нее устремлен взгляд старца в богатом одеянии. Это папа Сикст. Картина для монастыря святого Сикста и поэтому получила свое название «Сикстинская Мадонна». Ничего не замечая вокруг приложив руку к сердцу, он поглощен созерцанием Марии. Справа склонилась в почтительном поклоне святая Варвара Мать и сын словно слиты воедино. Взгляд Марии светится нежностью и добротой, младенец смотрит не по-детски серьезно. В их одиноком, торжественном шествии выражена вся красота материнства, его счастье, его мученичество, величие и скорбь, которые волнуют и трогают людей уже пять веков.
— А вы догадались какого младенца изобразил Рафаэль?
-Чем закончился его путь?
— Весь мир христианский почитает Иисуса и Россия не исключение.
-Я не буду спрашивать понравилась ли вам картина, вам сейчас трудно ответить на вопрос, но думаю в своих мыслях вы не раз вернетесь к ней.
— Если кто – то заинтересовался творчеством художника, можете обратиться к книге – энциклопедия И 30.
Работа с материалом.
*работа с текстом
разноуровневые задания.
— Перед вами текст – описание картины.
— предлагаю вам задания различной сложности. Одно задание творческого характера. Сложное. Кто возьмется за его выполнение?
— 1ая и 2ая группа получает задание выписать из текста наречия в три столбика.
— 3ья группа выписывает наречия из текста, проверяя их написание по орфографическому словарю.
* социализация
опора
1-ая группа – какие наречия написали через дефис?
— Посмотрите на опору, верно дано объяснение?
3ья группа слитно.
— При записи наречий в 1-ый столбик какую орфографическую задачу решали, с какой орфограммой встретились?
— В какой столбик запишите наречие бок о бок.
— Правописание наречий тема сложная, поэтому почаще нужно обращаться к орфографическому словарю.
* творческое задание проверяем.
— Какие орфограммы повторили?
* лингвистический эксперимент.
Давайте обратимся к тексту и проведем эксперимент, уберем наречия из текста.
— прочитаем 1ый и 2 ой абзац без наречий.
— Что изменилось?
— Следовательно, наречия помогают сделать нашу речь выразительнее, красочнее, конкретизируют действия.
*игра «Корректор»
Картины часто путешествуют из города в город, из страны в страну, к нам скоро прибудет знаменитая картина «Сикстинская Мадонна». Поэтому случаю в газете должна появиться заметка , но вот беда, корректор, тот, кто исправляет ошибки заболел, помогите корреспонденту исправить ошибки в наречиях. Задание нужно выполнить быстро, так как газета должна сегодня выйти в печать.
Текст № 3 на 2 человека. Ищем ошибки.
-Какую ошибку нашли?
— Запишем в тетрадь, на доску.
-Какие орфограммы повторили?
— Молодцы! Справились с ролью корректора, текст исправлен, можно передать в печать.
*Объяснительный диктант.
Мы сейчас запишем под диктовку слова с орфограммой «не» с наречиями. Кто плохо помнит это правило, может воспользоваться алгоритмом, который лежит перед вами.
Не высоко, а низко.
-Как написали, почему?
Неряшливо, недалеко, небрежно.
— Молодцы, и с этим заданием справились.
— Когда // в каких случаях «не» с наречиями пишется раздельно.
IV. Рефлексивно – оценочный.
— Вернемся к наречиям, которые выписали в начале урока.
— Какие правила повторили?
— Добавьте от каждой группы слово на это правило
— Закройте глаза, опустите голову, подумайте твердо знаете, правописание наречий, если нет, поднимите голову и посмотрите на меня.
-Какие молодцы! Все усвоили правила или вы можете прийти на консультацию.
* «мастерская искусства.»
Наша экскурсия завершается. Мне было очень приятно с вами работать, и хочется узнать насколько вам было интересно на уроке. Возьмите листочки, нарисуйте любую фигуру или окружность, или квадрат, или треугольник и запишите туда одно из слов:
— Кто хочет, может не писать, а нарисовать что – то.
Оценки.
— Оценки тем, кто у доски.
— Работали хорошо ….
Сдайте тетради, я тоже поставлю вам оценки.
V Домашнее задание.
— Мы работали хорошо, поэтому домашнее задание, вы не получаете.
— Я вижу, что не все хорошо усвоили правила, поэтому прошу повторить & 118.
Они одной части речи наречие дети записывают в тетрадь Одиннадцатое апреля. Классная работа. Урок—повторение. Наречие Повторить все, что знали о наречии, закрепить правописание наречий. 1 ученик + разбор -
Сегодня – наречие, когда? Обозначает признак действия. -
М.п. наречие времени неизменяемая часть речи. -
С.п. -\-\- 2 ученик Издали ты заметишь знакомые картины. (повеств, невоскл., простое.) Исправляет и объясняет. Когда? где? откуда? -\-\- Самостоятельная Часть речи, которая обозначает признак действий или признаков, отвечает на вопрос где, почему, в какой степени, для чего. В предложении _…_.. -н-нн-в наречие на -о-е букыв на а и о на конце наречий с из, ф., с. Называют, записывают на доске и в тетради с объяснением. По – зимнему Настежь Нелегко Горячо Раздаю билеты в музей. Иисуса. Распят на кресте, за людские грехи, за то что нес в мир добро. По – детски По — особенному Слегка Снова Слева Справа Воедино Буква а и о в наречий с приставками из, до, с Во 2-0й Из, до, с и а дефис Нет указания на место. Прочь Нелегко Во – первых Во – вторых «не» с наречиями ь после шипящих Если есть или подразумевается противопоставление. -нн-н — с а не – свежо певуче |