Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 36

п. Новый Уоян МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятии

Урок русского языка

во 2 классе (система РО Л.В. Занкова)

Разделительные

Ъ и Ь знаки

Подготовила

учитель начальных классов

Мартыненко Нина Васильевна

Новый Уоян 2010

Информационная карта урока

Урок русского языка, 2 класс.

Учебное пособие: УМК Л.В. Занкова. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. – Самара; издательство «Учебная литература». — Издательский дом «Фёдоров», 2009

Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь № 2 (под редакцией Неча-

евой Н.В.) – для 2 класса. Самара; издательство «Учебная литература». — Издательский дом «Фёдоров», 2010

Тема урока: «Разделительные Ъ и Ь знаки».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи урока.

Обучающий аспект:

наблюдать за позицией написания Ъ и Ь знаков;

сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков;

повторить понятия словообразования: состав слова, родственные слова, чередующиеся согласные в корне слова.

Развивающий аспект:

уметь осуществлять мыслительные операции — анализировать содержание, сравнивать, выделять главное, делать вывод;

развивать коммуникативные навыки.

Воспитательный аспект: воспитывать культуру общения, формировать чувство взаимопомощи, товарищества.

Методы и приёмы, используемые на уроке: наблюдение, сравнение, анализ.

Структура урока.

1. Подготовительный.

  1. Усвоение нового.

  2. Физминутка.

  3. Первичное закрепление.

  4. Итоговая рефлексия.

Единица содержания образования: алгоритм способа действия для решения орфографических задач в написании Ъ и Ь разделительных знаков.

Граница знания-незнания:

дети знают: состав слова; родственные слова; умеют выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание; роль Ь знака в слове (смягчает согласный звук и показывает, что согласный звук не сливается с гласным); Ъ знак пишется после приставки на согласный перед е, ё, ю, я;

не знают: что общего в правилах правописания разделительных Ъ и Ь знаков и что их различает.

Техническое обеспечение урока:

  • мультимедийная установка;

  • авторская презентация, подготовленная с помощью Microsoft Power Point.

Эпиграф к уроку.

Известное правило подсказывает новое

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Подготовительный этап.

— Ребята, как прошла перемена?

— Нормально! Весело! Мы играли!

— А как наши первоклассники? Привыкли? Никто не плакал?

— Если вы увидите на перемене плачущего первоклассника, как вы поступите?

— Какие у него могут быть причины для плача?

— При вашем таком отношении первоклассники в нашей школе никогда не будут плакать. А вот Даша сказала: «Андрюшенька». Как образовалось это слово?

— Какие это слова: Андрей – Андрюшенька?

— Назовите друг друга уменьшительными и ласкательными именами.

— Как мы получаем родственные слова?

— Откройте рабочую тетрадь № 2 на странице 15. Прочитайте текст задания 26.

— Что должен знать автор, чтобы написать поэтический текст?

— Впишите подходящие слова.

— Кто хочет прочитать свой вариант? Читай, Юля!

— Почему же не могут дружить волк и баран? Как в жизни выбирают себе друга? Посоветуйте.

— Напишите однокоренные слова к слову друг. Выделите общую часть.

— Что мы с вами наблюдаем?

— А сейчас внимание! Творческое задание. Мальчики составляют предложение со словом друг, а девочки – со словом подруга. (Работаем устно)

— Что же изменялось в словах друг и подруга?

— Нет, кажется. Не заметили.

— Он мог заблудиться и не найти своих одноклассников. Я его доведу до класса.

— Его могли обидеть. Я его успокою.

— А я спрошу его имя и назову ласково: «Андрюшенька, не переживай!»

— При помощи суффикса.

— Это родственные слова. Они близки по смыслу и имеют общую часть.

— Нам в этом помогают приставка и суффикс.

— Рифму, созвучие слов в строчках.

— Чтобы складно было.

— Чтобы они подходили по смыслу.

Самостоятельная работа учащихся.

— Говорит барану волк:

— Ну, какой от дружбы толк?

Если мы с тобой друзья,

Значит, съесть тебя нельзя!

— Лучше выбирать себе друга своего возраста.

— С теми, кто дерётся, грубит, поступает нечестно, лучше не дружить.

Дети записывают: друг, подруга, дружный, друзья, дружба.

— Наблюдаем в корне однокоренных слов чередование звуков г//ж, г//з.

Ответы детей.

— Мы с другом ходили на рыбалку.

— Я поздравил друга с днём рождения.

— Я ходила к подруге в гости.

— Изменялась форма слова.

II этап. Усвоение нового

— А сейчас я предлагаю обратиться ещё раз к тексту. Выразительно хором прочитаем монолог волка.

— Обратите внимание на слова друзья, нельзя. Что вы заметили? Что можете сообщить?

— Когда же пишется разделительный Ь?

— Какое правило русского языка нам надо знать, чтобы написать слово съесть?

Слайд № 1.

Слайд 2.

— Исследуйте данные слова, распределите в две группы, выбрав обоснование.

— Обоснуйте предложенные варианты.

— Проанализируйте и сравните группы слов. Что общего в правилах правописания Ь и Ъ знаков наблюдаете? Что их различает?

Слайд 3.

— А теперь прочитаем вывод в учебнике и сравним со своими наблюдениями.

Слайд 4. Алгоритм написания разделительных Ъ и Ь знаков.

Сообщение учителя.

Эти знаки – буквы две –

Верно служат при письме.

Им почёт и уваженье

За примерное служенье.

Вот, как видишь, не пустяк

В алфавите каждый знак.

Хоть мягкий и твёрдый знаки родные братья, но характеры у них разные. Мягкий знак – добрый, ласковый, всё время старается смягчить. А твёрдый знак отличается молчаливостью и твёрдостью.

Читают хором (текст из рабочей тетради № 2, задание 26).

— В этих словах работает орфограмма «мягкий знак».

— В слове нельзя ь знак указывает на мягкость согласного звука.

— В слове друзья ь знак разделяет согласный и гласный.

— После согласного перед и, я, ё, ю, е.

— Перед буквами гласными, которые дают два звука, когда они в начале слова или слога.

— Здесь появляется Ъ. Он пишется после приставки на согласный перед буквами гласного, которые произносится со звуком [й’].

— И ещё Ь здесь – показатель мягкости согласного.

Вьюга, подъезд, объём, семья, ружьё, разъезд.

Дети предлагают и записывают в тетрадь, выделяют в словах приставку, корень.

вьюга подъезд

семья объём

ружьё разъезд

(Проверка на слайде № 2)

— В одну группу поместили слова с разделительным Ь знаком, во вторую группу – с разделительным Ъ знаком.

— Они выполняют одну работу – показывают, что согласный звук не сливается с гласным.

— А я наблюдаю, что пишутся они перед буквами е, ё, ю, я.

— А различие в том, что Ь разделительный пишется в корне слова, а Ъ знак пишется после приставки на согласный.

Вывод на стр. 46 учебника. Читают и отвечают на вопросы:

а) когда пишется разделительный ь;

б) когда пишется разделительный ъ.

Ученики работают с алгоритмом.

III. Физминутка (Слайд 5)

IV. Первичное закрепление

Задание № 102 в учебнике.

— Прочитайте, что бывает, когда не пишут Ь и Ъ знаки.

— Перепишите в соответствии с правилами русского языка. В словах с Ъ выделите приставку. Чтобы не было ошибок, опирайтесь на алгоритм.

(Слайд 4).

(Оценки)

Дети читают цепочкой и комментируют, какие правила русского языка не соблюдены.

Самостоятельная работа учащихся.

  1. Итоговая рефлексия

— Какая учебная задача была поставлена?

— Как действовали, решая задачу?

— Какие знания применяли?

— Что общего в правилах правописания разделительных Ь и Ъ знаков? И что их различает?

Рабочая тетрадь № 2, стр. 19, задание 35.

____ пишется после приставки на согласный перед буквами ___________________.

____ пишется в корне слова после __________ перед буквами __________.

— Определить, что общего в правилах правописания разделительных Ь и Ь знаков и что их различает.

— Вспомнили правила, когда пишутся разделительные Ъ и Ь. Наблюдали, выделяли корень слова, приставку.

1. Ъ пишется после приставки на согласный, а Ь пишется в корне слова – в этом различие.

2. Сходство в том, что разделительные Ь и Ъ знаки показывают, что следующая буква гласного произносится со звуком [й’].

3. Надо слушать и определять, в какой части слова находятся разделительные Ъ и Ь.

Дописывают высказывания.

Слайд 6.

Использованная литература: Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 2 класс». — Самара; издательство «Учебная литература». — Издательский дом «Фёдоров», 2007

Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. – Самара; издательство «Учебная литература». — Издательский дом «Фёдоров», 2009

Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь № 2 (под редакцией Неча-

евой Н.В.) – для 2 класса. Самара; издательство «Учебная литература». — Издательский дом «Фёдоров», 2010

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here