Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 36
п. Новый Уоян МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятии
Урок русского языка
во 2 классе (система РО Л.В. Занкова)
Разделительные
Ъ и Ь знаки
Подготовила
учитель начальных классов
Мартыненко Нина Васильевна
Новый Уоян 2010
Информационная карта урока
Урок русского языка, 2 класс.
Учебное пособие: УМК Л.В. Занкова. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. – Самара; издательство «Учебная литература». — Издательский дом «Фёдоров», 2009
Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь № 2 (под редакцией Неча-
евой Н.В.) – для 2 класса. Самара; издательство «Учебная литература». — Издательский дом «Фёдоров», 2010
Тема урока: «Разделительные Ъ и Ь знаки».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Задачи урока.
Обучающий аспект:
наблюдать за позицией написания Ъ и Ь знаков;
сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков;
повторить понятия словообразования: состав слова, родственные слова, чередующиеся согласные в корне слова.
Развивающий аспект:
уметь осуществлять мыслительные операции — анализировать содержание, сравнивать, выделять главное, делать вывод;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательный аспект: воспитывать культуру общения, формировать чувство взаимопомощи, товарищества.
Методы и приёмы, используемые на уроке: наблюдение, сравнение, анализ.
Структура урока.
1. Подготовительный.
-
Усвоение нового.
-
Физминутка.
-
Первичное закрепление.
-
Итоговая рефлексия.
Единица содержания образования: алгоритм способа действия для решения орфографических задач в написании Ъ и Ь разделительных знаков.
Граница знания-незнания:
дети знают: состав слова; родственные слова; умеют выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание; роль Ь знака в слове (смягчает согласный звук и показывает, что согласный звук не сливается с гласным); Ъ знак пишется после приставки на согласный перед е, ё, ю, я;
не знают: что общего в правилах правописания разделительных Ъ и Ь знаков и что их различает.
Техническое обеспечение урока:
-
мультимедийная установка;
-
авторская презентация, подготовленная с помощью Microsoft Power Point.
Эпиграф к уроку.
Известное правило подсказывает новое
Ход урока
Деятельность ученика | |
| |
— Ребята, как прошла перемена? | — Нормально! Весело! Мы играли! |
— А как наши первоклассники? Привыкли? Никто не плакал? — Если вы увидите на перемене плачущего первоклассника, как вы поступите? — Какие у него могут быть причины для плача?
— При вашем таком отношении первоклассники в нашей школе никогда не будут плакать. А вот Даша сказала: «Андрюшенька». Как образовалось это слово? — Какие это слова: Андрей – Андрюшенька? — Назовите друг друга уменьшительными и ласкательными именами. — Как мы получаем родственные слова? — Откройте рабочую тетрадь № 2 на странице 15. Прочитайте текст задания 26. — Что должен знать автор, чтобы написать поэтический текст?
— Впишите подходящие слова. — Кто хочет прочитать свой вариант? Читай, Юля!
— Почему же не могут дружить волк и баран? Как в жизни выбирают себе друга? Посоветуйте.
— Напишите однокоренные слова к слову друг. Выделите общую часть.
— Что мы с вами наблюдаем?
— А сейчас внимание! Творческое задание. Мальчики составляют предложение со словом друг, а девочки – со словом подруга. (Работаем устно) — Что же изменялось в словах друг и подруга? | — Нет, кажется. Не заметили.
— Он мог заблудиться и не найти своих одноклассников. Я его доведу до класса. — Его могли обидеть. Я его успокою. — А я спрошу его имя и назову ласково: «Андрюшенька, не переживай!»
— При помощи суффикса.
— Это родственные слова. Они близки по смыслу и имеют общую часть.
— Нам в этом помогают приставка и суффикс.
— Рифму, созвучие слов в строчках. — Чтобы складно было. — Чтобы они подходили по смыслу. Самостоятельная работа учащихся. — Говорит барану волк: — Ну, какой от дружбы толк? Если мы с тобой друзья, Значит, съесть тебя нельзя! — Лучше выбирать себе друга своего возраста. — С теми, кто дерётся, грубит, поступает нечестно, лучше не дружить. Дети записывают: друг, подруга, дружный, друзья, дружба.
— Наблюдаем в корне однокоренных слов чередование звуков г//ж, г//з. Ответы детей. — Мы с другом ходили на рыбалку. — Я поздравил друга с днём рождения. — Я ходила к подруге в гости. — Изменялась форма слова. |
II этап. Усвоение нового | |
— А сейчас я предлагаю обратиться ещё раз к тексту. Выразительно хором прочитаем монолог волка. — Обратите внимание на слова друзья, нельзя. Что вы заметили? Что можете сообщить?
— Когда же пишется разделительный Ь?
— Какое правило русского языка нам надо знать, чтобы написать слово съесть?
Слайд № 1.
Слайд 2. — Исследуйте данные слова, распределите в две группы, выбрав обоснование.
— Обоснуйте предложенные варианты.
— Проанализируйте и сравните группы слов. Что общего в правилах правописания Ь и Ъ знаков наблюдаете? Что их различает?
Слайд 3.
— А теперь прочитаем вывод в учебнике и сравним со своими наблюдениями.
Слайд 4. Алгоритм написания разделительных Ъ и Ь знаков.
Сообщение учителя. Эти знаки – буквы две – Верно служат при письме. Им почёт и уваженье За примерное служенье. Вот, как видишь, не пустяк В алфавите каждый знак. Хоть мягкий и твёрдый знаки родные братья, но характеры у них разные. Мягкий знак – добрый, ласковый, всё время старается смягчить. А твёрдый знак отличается молчаливостью и твёрдостью. | Читают хором (текст из рабочей тетради № 2, задание 26).
— В этих словах работает орфограмма «мягкий знак». — В слове нельзя ь знак указывает на мягкость согласного звука. — В слове друзья ь знак разделяет согласный и гласный. — После согласного перед и, я, ё, ю, е. — Перед буквами гласными, которые дают два звука, когда они в начале слова или слога. — Здесь появляется Ъ. Он пишется после приставки на согласный перед буквами гласного, которые произносится со звуком [й’]. — И ещё Ь здесь – показатель мягкости согласного. Вьюга, подъезд, объём, семья, ружьё, разъезд. Дети предлагают и записывают в тетрадь, выделяют в словах приставку, корень. вьюга подъезд семья объём ружьё разъезд (Проверка на слайде № 2) — В одну группу поместили слова с разделительным Ь знаком, во вторую группу – с разделительным Ъ знаком. — Они выполняют одну работу – показывают, что согласный звук не сливается с гласным. — А я наблюдаю, что пишутся они перед буквами е, ё, ю, я. — А различие в том, что Ь разделительный пишется в корне слова, а Ъ знак пишется после приставки на согласный. Вывод на стр. 46 учебника. Читают и отвечают на вопросы: а) когда пишется разделительный ь; б) когда пишется разделительный ъ. Ученики работают с алгоритмом. |
III. Физминутка (Слайд 5) | |
IV. Первичное закрепление | |
Задание № 102 в учебнике. — Прочитайте, что бывает, когда не пишут Ь и Ъ знаки. — Перепишите в соответствии с правилами русского языка. В словах с Ъ выделите приставку. Чтобы не было ошибок, опирайтесь на алгоритм. (Слайд 4). (Оценки) | Дети читают цепочкой и комментируют, какие правила русского языка не соблюдены.
Самостоятельная работа учащихся. |
| |
— Какая учебная задача была поставлена?
— Как действовали, решая задачу?
— Какие знания применяли?
— Что общего в правилах правописания разделительных Ь и Ъ знаков? И что их различает?
Рабочая тетрадь № 2, стр. 19, задание 35. ____ пишется после приставки на согласный перед буквами ___________________. ____ пишется в корне слова после __________ перед буквами __________.
| — Определить, что общего в правилах правописания разделительных Ь и Ь знаков и что их различает. — Вспомнили правила, когда пишутся разделительные Ъ и Ь. Наблюдали, выделяли корень слова, приставку. 1. Ъ пишется после приставки на согласный, а Ь пишется в корне слова – в этом различие. 2. Сходство в том, что разделительные Ь и Ъ знаки показывают, что следующая буква гласного произносится со звуком [й’]. 3. Надо слушать и определять, в какой части слова находятся разделительные Ъ и Ь. Дописывают высказывания. |
Слайд 6. |
|
Использованная литература: Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 2 класс». — Самара; издательство «Учебная литература». — Издательский дом «Фёдоров», 2007
Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. – Самара; издательство «Учебная литература». — Издательский дом «Фёдоров», 2009
Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь № 2 (под редакцией Неча-
евой Н.В.) – для 2 класса. Самара; издательство «Учебная литература». — Издательский дом «Фёдоров», 2010