Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Урок русского языка по теме:
Суффикс и его роль в слове
3 класс, УМК «Школа-2100»
Учитель Седышева В. А.
учитель начальных классов
Муром 2013 г.
Тема: Суффикс и его роль в слове
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся в области словообразования по теме «Суффикс и его роль в слове»
Задачи:
1) учить самостоятельно, открывать новые знания;
2) развивать монологическую речь учащихся;
3) воспитание адекватной самооценки своего труда.
Ход урока:
. Организационный момент — 2 мин.
-
Сегодня мы продолжаем изучать тему «Части слова». А какой части слова будет посвящён сегодняшний урок, вы узнаете чуть позже.
-
На полях вы ставите + за каждый правильный ответ, в конце урока выставляем отметки
. Актуализация знаний – 5 мин.
Слайд 1.
-
Вопросы для повторения на экране:
-
Что такое окончание?
-
Что нужно сделать, чтобы найти в слове окончание?
-
Что такое основа слова?
-
Какова роль основы в слове?
-
Что такое корень?
-
Какова роль корня в слове?
-
Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?
-
. Постановка проблемы.
Слайд 2.
-
На слайде с. 131, № 193 – 5 мин.
-
Слова из этого упражнения
-
Коллективно отвечаем на вопросы перед словами упражнения
-
Самостоятельное письменное выполнение упражнения
-
Самопроверка — 3 мин
-
Кто выполнил без ошибок?
-
Какие затруднения были?
-
Какую часть слова осталось выделить?
-
Для чего она служит?
-
Тема сегодняшнего урока: «Суффикс» убирается номер упражнения и появляется надпись
Физкультминутка
V. Открытие детьми новых знаний
Слайд 3.
-
На слайде появляется суффикс в разных группах:
-
Почему суффиксы разбились на группы?
-
Ответ: образуют слова с разным значением
2. Предположите, какое значение могут иметь слова каждой группы.
А) уменьшительно-ласкательное значение
Б) большой размер
В) профессии, занятия человека
Г) слова, относящиеся к Ж.Р. или М.Р.
-
Если не догадываются, появляются слова
ЭОР
V. Первичное закрепление
Слайд 4.
-
Появляются иллюстрации, дети озвучивают их, подбирая слово и называя суффикс в данном слове
-
Задание детям: словарный картинный диктант – озвучьте иллюстрацию, назовите суффикс в озвученном слове и известные орфограммы.
-
Иллюстрации с изображениями: кустик, тигрёнок, совушка, лисонька, лисичка, тигрище, медведица, медвежонок, лебёдушка, ёлочка
-
Зачем в русском языке такое большое количество групп суффиксов?
-
Чтобы речь была выразительная, красивая, богатая
-
VI. Самостоятельная работа. Самопроверка в классе.
-
Детям раздаётся текст о зиме с пропущенными словами. Слова даются для выбора в скобках.
-
Последующая проверка на экране.
-
Почему вставили именно слово ИМЕННО с таким СУФФИКСОМ?
VII. Итог урока:
-
Чему учились на уроке?
-
Какую отметку вы поставите себе за урок и почему?
VII. Резерв времени.
Приложение.
Задание:
-
выберите и вставьте пропущенное слово, подходящее по смыслу
-
выделите суффиксы в словах, которые вставляли
Зимний лес.
Зимний лес сказочно красив! Он как будто спит чудесным волшебным сном.
Укутанные в роскошные снежные _______________ (одежды, одёжки) спят деревья. Маленькие изящные ёлочки стоят в нарядных пушистых белых _________________ (шубах, шубках). Мохнатые сосны-великаны нахлобучили меховые ______________ (шапки, шапочки). Тёплые зимние тулупы надели могучие ______________ (дубы, дубки). Красиво серебрится иней на ________________ (ветках, веточках) заснувших берёзок и осинок.
Задание:
-
выберите и вставьте пропущенное слово, подходящее по смыслу
-
выделите суффиксы в словах, которые вставляли
Зимний лес.
Зимний лес сказочно красив! Он как будто спит чудесным волшебным сном.
Укутанные в роскошные снежные _______________ (одежды, одёжки) спят деревья. Маленькие изящные ёлочки стоят в нарядных пушистых белых _________________ (шубах, шубках). Мохнатые сосны-великаны нахлобучили меховые ______________ (шапки, шапочки). Тёплые зимние тулупы надели могучие ______________ (дубы, дубки). Красиво серебрится иней на ________________ (ветках, веточках) заснувших берёзок и осинок.
Задание:
-
выберите и вставьте пропущенное слово, подходящее по смыслу
-
выделите суффиксы в словах, которые вставляли
Зимний лес.
Зимний лес сказочно красив! Он как будто спит чудесным волшебным сном.
Укутанные в роскошные снежные _______________ (одежды, одёжки) спят деревья. Маленькие изящные ёлочки стоят в нарядных пушистых белых _________________ (шубах, шубках). Мохнатые сосны-великаны нахлобучили меховые ______________ (шапки, шапочки). Тёплые зимние тулупы надели могучие ______________ (дубы, дубки). Красиво серебрится иней на ________________ (ветках, веточках) заснувших берёзок и осинок
Самоанализ урока.
1) Замысел занятия и почему?
-
Тема «Части слова. Суффикс» предлагается в учебнике тоже с точки зрения разных значений слова. Но возможности интерактивной доски расширяют и эстетические, и наглядные возможности открытия нового материала.
2) Место урока в теме, разделе, курса.
-
Раздел «Состав слова» — 12 часов. Из них:
-
Части слова. основа и Окончание слова (4 часа);
-
Части слова. Суффикс (2 часа)
-
разбор слова по составу (5 часов) – практика
-
Сегодняшний урок – первый.
-
Во втором классе мы знакомились: Что такое суффикс? Для чего служит суффикс?
3) Как связан с предыдущим и последующим?
-
5 урок после знакомства с теорией, последующие уроки будут направлены на формирование умений применять полученные теоретические знания на практике
4) Как были предусмотрены затруднения учащихся и особенности данного класса?
-
Самооценка повышает активность, кто склонен отвлекаться на уроках и зарабатывать бонусы, тем, кто всегда активен
-
Самостоятельная работа – выявляет уровень обученности
-
Если урок в нашем кабинете, то обязательно кто-то работает на доске
-
Индивидуальные карточки
-
Резервный БЛОК применяется на каждом уроке с выходом на обобщающий тест, как контроль (но такой тест мы применяем при открытии нового материала)