Урок русского языка в 3 классе « Состав слова. Повторение. », УМК « Начальная школа 21 века»
2.Целии задачи:
1.Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования.
2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
3.Воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутьё.
1. Организационный момент ( слайд №2)
А сейчас проверь , дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
2. Запись числа
3. Формулирование темы и цели урока ( слайд№ 3)
—Что изображено на слайде?
-Рассмотрите схемы слов и найдите допущенные в них ошибки?
-Определите тему урока?
-Какова главная цель урока?
4. Погружение в тему урока
— Закройте глазки, положите головки на парту и вслушайтесь в слова стихотворения С. Островского « Первородство»
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
— Извини меня!-
Это значит:
-Берегами меня окружи!
— Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
— Береги меня!
Это значит:
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
— Защити меня!-
Это значит:
-Спрячь меня под своим щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
— Ребята, так на чем держится слово, чем оно сильно?
— Для чего нужно уметь разбираться в структуре слова?
Только для того, чтобы определить его смысл? ( для правописания)
Дерево сильно корнями, а человек друзьями. ( слайд№ 4)
—Как вы понимаете смысл этой пословицы?
( Правильно, как дерево сильно корнями, так и человек непобедим, когда у него много верных и надежных друзей.
Всегда помните об этом, и не только ждите помощи со стороны, но и сами чаще старайтесь оказать поддержку, проявить заботу)
5. Работа по теме урока.
а) Окончание
Давайте возьмем маленькую часть слова ЛЕТ и посадим ее. ( слайд № 5)
— Что же получилось?
Росло оно постепенно, сначала один росток пустило, потом другой, третий. Много
ростков появилось с частью слова ЛЕТ
— Сравните между собой эти слова.
— Чем они отличаются?
( разные части речи)
— А что общего? Почему эти слова выросли на одном дереве?
( Общая часть однокоренных слов – корень)
* Если опираться на лингвистическое определение, то корень- это начало, источник, суть, главное в чем-либо: корень дерева, корень зла, докопаться до корня
б) Игра « Третий лишний» ( слайд № 6)
— Так какие слова являются однокоренными?
(Общий корень и смысл)
в) Сказка о составе слова [ 4, c.23]
— Ребята, а вы знаете историю о корне?
( О, это очень печальная и страшная история)
— Хотите услышать? ( слайд № 8)
— Так вот! В одном домике – слове жили приставка, корень, суффикс и окончание. А слово это было ЗАГАДКА. Жили оно дружно, одной семьей, жили – не тужили, пока не поссорились.
Заявил как- то корень: -Я среди вас самый главный, вы без меня ничего не значите. На
мне весь дом держится. Я – корень слова!.
Обиделись все, но перечить не стали. Корень, он и есть корень: значимая, главная часть слова. Только зачем же задираться? Спорить не стали, а просто взяли и ушли из родного домика ЗАГАДКА, но не пропали!
г) Окончание пошло в гости к предложению. ( слайд № 9-10)
— Что такое окончание?
( Окончание – изменяемая часть, которая служит для связи слов в предложении)
д) Суффикс тоже нашел себе друзей и менял их самым необычным образом.( слайд № 11-12) [3, с. 6]
— Были одни слова, а образовались какие?
— Что такое суффикс?
( Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
е) Приставка не скучала, дружила с другими словами ( слайд № 13-14)
— Что такое приставка? [3,с.9]
( Приставка- Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования
новых слов)
*Лексическое значение слова приставка – приставить то, что приставлено, присоединено к чему – либо.
Один корень остался. Сидит злой, нелюдимый, все его домика сторонятся, уж очень неприятное слово стал обозначать – ГАД. Понял, что без друзей ничего не значит. Пришел к ним и попросил прощения.
— Ребята, как вы думаете, простили его друзья?
Конечно, простили. Они были очень добрыми и умели прощать. Все вместе они вернулись в
свой любимый домик. Вот они и встретились!
ж) Стихи
( входят ученики в кокошниках, встают вперемешку)
6. Физминутка ( слайд № 14-21) [2,с.1-5]
7. Закрепление
а) Алгоритм ( слайд № 22)
б) В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса ( слайд № 23)
в) В каком ряду слово соответствует схеме? ( слайд №24 )
г) Учебник с 119 № 4 – работа в парах
— Выпиши только однокоренные слова, выдели корень?
д) « Собери слово» — работа в группах
е) Тест ( слайд № 25)
ж) Рефлексия ( слайд №26 ) [1, с.11]
8. Оценивание.
9. Домашнее задание У. с. 120 № 4
«Список использованных источников»
1. zavuch.info/uploads/methodlib/2010/2/2/ рефлексия
2. http ://easyen .ru /load /nachalnykh /fizminutki _na _urokakh /319 -физминутка
3.http://nsportal.ru/nachalnaya—shkola паровозики
4. Журнал « Педагогическое творчество№ № 7 2007г. С. 23
« Приложение»
-
Стихи
( входят ученики в кокошниках, встают вперемешку)
— Но что это, видимо отвыкли друг от друга.
— Помогите нашим друзьям занять свои места !
КОРЕНЬ В корне – смысл, но не весь.
Главный, но не полный
ПРИСТАВКА Потому приставка есть
Смысл она дополнит.
СУФФИКС Рад я в этом ей помочь, После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня, —
Все равно я всех проворней!
ОКОНЧАНИЕ Я слова все свяжу, хоть и временно,
Ведь не даром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
— О какой части слова забыли?
ОСНОВА Без окончания – часть слова, называюсь я основа.
-
« Собери слово» — работа в группах
1гр. Корень в слове сады
Приставка в слове повозка
Суффикс в слове ручка
Окончание в слове дома ( посадка)
2гр. Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне
Суффикс мой в тетрадке вы встречали
Вся же – в дневнике я и в журнале ( оценка)
3 гр.Корень в слове молодой
Суффикс в слове косцы
Окончание в слове травы ( молодцы)