Урок русского языка в 3 классе « Состав слова. Повторение. », УМК « Начальная школа 21 века»

2.Целии задачи:

1.Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования.

2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

3.Воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутьё.

1. Организационный момент ( слайд №2)

А сейчас проверь , дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

2. Запись числа

3. Формулирование темы и цели урока ( слайд№ 3)

Что изображено на слайде?

-Рассмотрите схемы слов и найдите допущенные в них ошибки?

-Определите тему урока?

-Какова главная цель урока?

4. Погружение в тему урока

— Закройте глазки, положите головки на парту и вслушайтесь в слова стихотворения С. Островского « Первородство»

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

— Извини меня!-

Это значит:

-Берегами меня окружи!

— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

— Береги меня!

Это значит:

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

— Защити меня!-

Это значит:

-Спрячь меня под своим щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро.

— Ребята, так на чем держится слово, чем оно сильно?

— Для чего нужно уметь разбираться в структуре слова?

Только для того, чтобы определить его смысл? ( для правописания)

Дерево сильно корнями, а человек друзьями. ( слайд№ 4)

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Правильно, как дерево сильно корнями, так и человек непобедим, когда у него много верных и надежных друзей.

Всегда помните об этом, и не только ждите помощи со стороны, но и сами чаще старайтесь оказать поддержку, проявить заботу)

5. Работа по теме урока.

а) Окончание

Давайте возьмем маленькую часть слова ЛЕТ и посадим ее. ( слайд № 5)

— Что же получилось?

Росло оно постепенно, сначала один росток пустило, потом другой, третий. Много

ростков появилось с частью слова ЛЕТ

— Сравните между собой эти слова.

— Чем они отличаются?

( разные части речи)

— А что общего? Почему эти слова выросли на одном дереве?

( Общая часть однокоренных слов – корень)

* Если опираться на лингвистическое определение, то корень- это начало, источник, суть, главное в чем-либо: корень дерева, корень зла, докопаться до корня

б) Игра « Третий лишний» ( слайд № 6)

— Так какие слова являются однокоренными?

(Общий корень и смысл)

в) Сказка о составе слова [ 4, c.23]

— Ребята, а вы знаете историю о корне?

( О, это очень печальная и страшная история)

— Хотите услышать? ( слайд № 8)

— Так вот! В одном домике – слове жили приставка, корень, суффикс и окончание. А слово это было ЗАГАДКА. Жили оно дружно, одной семьей, жили – не тужили, пока не поссорились.

Заявил как- то корень: -Я среди вас самый главный, вы без меня ничего не значите. На

мне весь дом держится. Я – корень слова!.

Обиделись все, но перечить не стали. Корень, он и есть корень: значимая, главная часть слова. Только зачем же задираться? Спорить не стали, а просто взяли и ушли из родного домика ЗАГАДКА, но не пропали!

г) Окончание пошло в гости к предложению. ( слайд № 9-10)

— Что такое окончание?

( Окончание – изменяемая часть, которая служит для связи слов в предложении)

д) Суффикс тоже нашел себе друзей и менял их самым необычным образом.( слайд № 11-12) [3, с. 6]

— Были одни слова, а образовались какие?

— Что такое суффикс?

( Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

е) Приставка не скучала, дружила с другими словами ( слайд № 13-14)

— Что такое приставка? [3,с.9]

( Приставка- Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования

новых слов)

*Лексическое значение слова приставка – приставить то, что приставлено, присоединено к чему – либо.

Один корень остался. Сидит злой, нелюдимый, все его домика сторонятся, уж очень неприятное слово стал обозначать – ГАД. Понял, что без друзей ничего не значит. Пришел к ним и попросил прощения.

— Ребята, как вы думаете, простили его друзья?

Конечно, простили. Они были очень добрыми и умели прощать. Все вместе они вернулись в

свой любимый домик. Вот они и встретились!

ж) Стихи

( входят ученики в кокошниках, встают вперемешку)

6. Физминутка ( слайд № 14-21) [2,с.1-5]

7. Закрепление

а) Алгоритм ( слайд № 22)

б) В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса ( слайд № 23)

в) В каком ряду слово соответствует схеме? ( слайд №24 )

г) Учебник с 119 № 4 – работа в парах

— Выпиши только однокоренные слова, выдели корень?

д) « Собери слово» — работа в группах

е) Тест ( слайд № 25)

ж) Рефлексия ( слайд №26 ) [1, с.11]

8. Оценивание.

9. Домашнее задание У. с. 120 № 4

«Список использованных источников»

1. zavuch.info/uploads/methodlib/2010/2/2/ рефлексия

2. http ://easyen .ru /load /nachalnykh /fizminutki _na _urokakh /319 -физминутка

3.http://nsportal.ru/nachalnayashkola паровозики

4. Журнал « Педагогическое творчество№ № 7 2007г. С. 23

« Приложение»

  1. Стихи

( входят ученики в кокошниках, встают вперемешку)

— Но что это, видимо отвыкли друг от друга.

— Помогите нашим друзьям занять свои места !

КОРЕНЬ В корне – смысл, но не весь.

Главный, но не полный

ПРИСТАВКА Потому приставка есть

Смысл она дополнит.

СУФФИКС Рад я в этом ей помочь, После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня, —

Все равно я всех проворней!

ОКОНЧАНИЕ Я слова все свяжу, хоть и временно,

Ведь не даром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени!

— О какой части слова забыли?

ОСНОВА Без окончания – часть слова, называюсь я основа.

  1. « Собери слово» — работа в группах

1гр. Корень в слове сады

Приставка в слове повозка

Суффикс в слове ручка

Окончание в слове дома ( посадка)

2гр. Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне

Суффикс мой в тетрадке вы встречали

Вся же – в дневнике я и в журнале ( оценка)

3 гр.Корень в слове молодой

Суффикс в слове косцы

Окончание в слове травы ( молодцы)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here