Урок русского языка в 4-м классе «Изменение глаголов по временам»
Цели:
-
повторить знания о существенных признаках глагола;
-
развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять. продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
-
развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
-
совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
-
воспитывать взаимопонимание, товарищество;
Ход урока
1. Организационный момент. Кто знает, каким словом называли слово « говорить» в старину? Название какой части речи созвучно со словом «глаголить»?
Есть земля Австралия, Есть страна Италия, А ещё на свете есть Вот какое чудо, Вовсе не Австралия, Вовсе не Италия Есть страна Глаголия Мы как раз оттуда .
2. Чистописание.
— Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)
— Заполните пустые клетки таблиц и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании.
Урок | Окно | |
Ж | М | ? |
(Существительное доска – женского рода, существительное урок – мужского рода, существительное окно – среднего рода, значит, вместо знака вопроса должна быть буква С.)
Сс | CС | СС |
Веселье | Веселит | |
П | С | ? |
(Весёлый– прилагательное, веселье – существительное, веселит – глагол, значит вместо вопроса должна написана быть буква Г.)
Гг | ГгГг |
3. Словарь.
ВАСРЬЛО. (Словарь.)
— Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)
3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус.)
4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох ).
5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец.)
6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)
— А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол.)
— Что вы можете рассказать о глаголе? — Что такое глагол? — Как могут изменяться глаголы?
— Что такое неопределённая форма глагола?
— Какую роль глагол выполняет в предложении?
Б) Фонетический разбор.
Произведём фонетический разбор слова время.
В – [в ] — согл., тверд., зв., парн.
Р – [р] – согл., мягк., зв., непарн.
Е –[ э] – гл., ударн.
М – [м] – согл., мягк., зв., непарн.
Я – [а]– гл., безударн.
____________
5 б., 5 зв.
4. Формулирование учащимися темы и цели урока.
— Прочитайте предложения и попробуйте определить тему урока . Мы гостили у бабушки в деревне. Мы гостим у бабушки в деревне. Мы будем гостить у бабушки в деревне. —
Исходя из темы урока, определите задачи урока. повторить…; развивать…; воспитывать…;
5. Физминутка.
Я буду читать вам стихи, если вы услышите глагол мужского рода встанет 1 ряд ,если женского рода встанет 2 ряд, если среднего рода-3 ряд, а если во мн.ч. встанут все. Снег теперь уже не тот- Пожелтел он в поле . На озёрах треснул лёд Будто раскололи.
Солнце ласково смеялось, Светило ярче, горячей. А с пригорка вдруг полился Разговорчивый ручей.
Плакала Снегурочка, Зиму провожала . Шла за ней печальная, Всем в лесу чужая.
Вот и лед на реке треснул, Речка зашумела И с себя зимы оковы Сбрасывает смело
6. Поиск решения.
Работа в парах.
— Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, и постараться рассказать о них, на какие вопросы они отвечают.
Помним наш вопрос: как изменяются глаголы?
Работаем в парах. Напоминаю правило: «Работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант. Выполняем задание.»
Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.
Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу.
В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Буду плавать, буду прыгать,
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.
Проверка.
— Итак, как изменяются глаголы? 7. Физкультурная минутка.
— Я назову вам глаголы, если это:
-
глагол настоящего времени – руки на пояс;
-
глагол прошедшего времени – присядьте;
-
глагол будущего времени – ходьба на месте.
(Глаголы: будут прыгать, идёт, сварила, клюет, написал, нарисую, украсят, танцуют.)
8. Упражнение «Четвёртый лишний».
Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.
-
Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
-
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
3. Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные будущего времени.. 8. Игра «Ужасы на кондитерской фабрике»
Вчера к нам на электронную почту пришло странное письмо. Вот его содержание: «Внимание, ученики 4Б класса!-пишет вам медицинский профессор Пупыркин. -На кондитерской фабрике г.Костанай разразилась катастрофа. Там обнаружен новый, нет не свиной, но очень опасный и на редкость живучий вирус, от которого конфеты сходят с ума. Они бегают по цехам фабрики, ломают оборудование, но что особенно ужасно –порываются разбить стёкла и выброситься наружу. Ребята, вы можете себе представить, что произойдёт, если дети в Новый год поедят бешенных конфет?!Помогите! Караул! Ваш медицинский профессор П.Пупыркин.
-Ну, что ребята не дадим вирусу распространиться. Постараемся выловить все глаголы.
(Учитель читает текст, а дети, услышав глагол, должны хлопнуть в ладоши над головой).
« По залу метались большущие буйные леденцы. Они окунались в шоколад и кидались кремом. Работница фабрики тётя Дуся спряталась в огромной кастрюле, а тётя Рая забилась под коробки с шоколадками. Конфеты «Белочка» прыгали по конвейеру и грызли орехи. Конфеты «Мишка косолапый» кувыркались по полу. Карамельки «Клубника со сливками» плевались своей начинкой и очень радовались, если попадали в тётю Наташу, которая висела на люстре и с ужасом смотрела вниз. Конфеты «Ласточка» порхали вокруг неё и щебетали. Конфеты «Осенний вальс» вместо вальса отплясывали польку, а пухлые розовые зефирины купались в повидле и радостно повизгивали»
-Молодцы, ребята вы выловили все заразные глаголы. Фабрика будет спасена.
9. Упражнение «Следователь».
-А сейчас поиграем в следователя.
Известный следователь по фамилии Квашенная –Капуста вызвал своего помощника Обалдушкина и поручил ему очень важное задание.
«Слушай, Обалдушкин, — сказал Квашеная –Капуста, -нам нужно установить личность одного человека. Мы, правда, знаем кое – что о его делишках, то есть о его действиях.
Например, он ездил,учится,придумает,взбирался, не боялся, зубрит, читает, будет чертить, исходил, слушает, будет конструировать, изобретёт, вникает, обошёл, объездил, поднялся. Это всё, что нам известно.
-Под подозрением у нас:
-
Клавдия Васильевна Ниточкина, бывшая воспитательница, асейчас пенсионерка, нянчит внуку Людочку.
-
Ихтиандр Ихтиандрович Скороходов, бывший мотоциклист-чемпион, а ныне тренер, работает с молодёжью, но собирается на пенсию.
-
Семён Семёнович Пирожков, бывший каскадёр, сейчас студент торгового техникума.
-
Аким Эрнестович Каверзный, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.
-
Руслан Рашидович Бектимиров, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический колледж, готовится стать учителем физкультуры.
-Что тебе, Обалдушкин, было легче работать, попробуй расписать дела…то есть действия нашего подозреваемого в три столбика:
-
прошедшее время,
-
настоящее время,
-
будущее время».
-Ребята, мне кажется, что вы наверняка сообразительнее, чем Обалдушкин. Помогите ему и следователю Квашеной –Капусте отыскать нужного человека.
-Итак, действия нашего подозреваемого запишем в тетрадь в три столбика:
| н.в. |
| б.в. | |
ездил взбирался не боялся исходил обошел объездил поднялся |
| учится зубрит читает слушает возникает |
| придумает будет чертить будет конструировать изобретёт |
-Итак, кто установил личность подозреваемого: Аким Эрнестович Каверзный.
(Молодцы! Вы успешно справились с заданием).
10. Итог урока.
— Как изменяются глаголы? (По временам.)
— Как определить время глагола? (По вопросу.)
— Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)
— Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)
— Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)
11. Домашнее задание.
С. 65 упражнение 406, правило.
— Отгадайте зашифрованное слово.
ЛОЦЫДОМ. (Молодцы.)