Урок русского языка в 9 классе

«Сложное синтаксическое целое.

Период. Понятие о периоде»

Цель: познакомить учащихся с понятием период; учиться отличать период от распространенных предложений; выразительное чтение периода; синтаксическая связь между частями периода; повторить знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях; тренировка в структурном анализе предложений; повторение сведений о тексте и связях предложений в тексте; попутное повторение орфографии.

Ход урока

  1. Словарная работа.

Доказать, что правописание слов зависит от знания частей речи и их морфологических признаков.

Текст (не) проверен; расстраиваться (не) зачем; слышится детский плач(?); ты не плач(?) и не горюй; поджог здания; ожег руку утюгом.

II. Объяснение нового материала.

  1. Записать предложение.

Когда же с мирною семьей

Черкес в отеческом жилище

Сидит ненастною порой,

И тлеют угли в пепелище

И, спрыгнув с верного коня,

В горах пустынных запоздалый,

К нему войдет пришелец усталый

И робко сядет у огня.-

Тогда хозяин благосклонный

С приветом ласково встает

И гостю в чаше благовонной

Чихирь отрадный подает. (А.С. Пушкин)

(Чихирь – Кавказское красное неперебродившее вино домашнего приготовления)

-Какое это предложение по структуре и по степени распространенности?

(Это предложение сложное, сильно распространенное).

-Что вы можете сказать о содержании, которое предано этим предложением?

(Это как бы маленькое сочинение, которое написано на определенную тему. В данном случае – «Гостеприимство черкесов»)

В предложении показывается:

  • Черкес у себя дома в ненастную пору;

  • Приезд запоздалого путника;

  • Угощение незнакомца чихирем.

Такое предложение называется ПЕРИОДОМ.

(Период от греч.periodos – «круг», в переносном значении — «закругленная речь»)

-Прочитайте выразительно предложенный вам период. В чем особенность интонации в нем?

(Предложение делится как бы на две части. На 1 части голос повышается, на второй (после паузы) — понижается)

Таким образом, первая часть периода называется ПОВЫШЕНИЕМ, а вторая –ПОНИЖЕНИЕМ

Пауза, которая разграничивает повышение и понижение обозначается тире. Если строение предложение требует в этом месте постановку запятой, то она ставится пред тире.

— Каковы смысловые отношения между частями периода.

(Это сложноподчиненное предложение с двумя придаточными предложениями времени)

-Из скольких частей состоит 1 часть периода?

(Из 2-х однородных придаточных предложений.Каждая маленькая часть называется ЧЛЕНОМ ПЕРИОДА.)

В данном периоде ПОВЫШЕНИЕ состоит их ДВУХ членов, ПОНИЖЕНИЕ – из ОДНОГО. Первые две части отделяются друг от друга ТОЧКОЙ С ЗАПЯТОЙ, т.к. сильно распространены.

III. Закрепление нового материала.

  1. Прочитайте выразительно предложение.

Укажите:

  • Границы повышения и понижения;

  • Как выражена синтаксическая связь между частями периода;

  • Какие смысловые отношения установлены между ними

  • Тему периода

Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела,- так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку.

  1. Разберите предложение. Докажите, что это период. Спишите, расставляя знаки препинания.

Тот кому случилось как мне бродить по горам пустынным и долго-долго всматриваться в их причудливые образы и жадно глотать животворящий воздух разлитой в их ущельях тот конечно поймет мое желание передать рассказать нарисовать эти волшебные картины.

IV. Вывод по уроку.

  1. Чем характеризуется период?

  • Максимальной распространенностью;

  • Повышением и понижением;

  • Темой.

  1. Какая синтаксическая связь может быть между частями периода?

(Чаще всего это сильно развитое сложное предложение)

  1. Какие смысловые отношения могут устанавливаться между частями периода?

(Такие же, как между частями сложноподчиненного или сложносочиненного предложения или между обособленным членом и остальной частью: временные, причинные, условные, уступительные и т.д.)

V. Домашнее задание:

Выписать из романа «Евгений Онегин» период и доказать принадлежность этого предложения к данной синтаксической конструкции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here