ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«ФАРТУК БЕЗРАЗМЕРНЫЙ»
ФИО (полностью) Хаустова Вера Ивановна
Место работы МКОУ «Тиличикская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Должность Учитель трудового обучения (швейное дело)
Предмет Швейное дело
Класс 6
Тема урока Изготовление безразмерного фартука
Базовый учебник Швейное дело 6:учеб. для 6 класса спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. : Просвещение, 2007
Цель урока Дать представление об истории происхождения фартука.
Задачи урока:
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе (группе).
Развивающие: развивать память, внимание, мышление, умение логически мыслить.
Обучающие: формировать представление о рабочей одежде и требований к ней. Уметь использовать ЭУМИ-типа (электронный учебный модуль информационного типа)
Тип урока: беседа + практическая работа.
Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, веб — камера, мультимедийный проектор, экран.
Особенность предлагаемой модели фартука: боковые срезы нагрудника обрабатываются подкройной обтачкой так, что она становится одновременно кулиской, в которую вставляется цельнокроеная деталь бретель, переходящая в пояс. Подтягивая бретель, можно отрегулировать посадку фартука на фигуре. Фартук для девочек можно отделать текстильной фурнитурой, аппликацией, вышивкой.
При моделировании по ширине и длине фартука даются припуски «на вырост» не менее 4-6 см. Обтачку можно обрабатывать как на изнаночную, так и на лицевую сторону основной детали. При этом можно использовать отделочную ткань. Бретель может быть цельнокроеной, стачанной из деталей, или можно использовать сутаж шириной 2 см. Длина бретели не менее 2 м.
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | № слайда презентации | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вступительная часть Сказочная инсценировка |
| Встреча со сказочным персоналом | Сказочный персонал обращается к ученикам с просьбой о пошиве фартука |
|
Теоретическая часть | Модуль 1 | В начале урока учитель предлагает поговорить о ткани и её свойствах. Необходимо выполнить задания модуля. |
Ученики отвечают на вопросы модуля:
|
|
Теоретическая часть | Модуль 2 | В начале урока учитель знакомит обучающихся с МОДУЛЕМ 2 «Моделирование фартука. Часть 2». Модуль предназначен для изучения в активной форме приемов моделирования фартука. Подробно рассмотрены этапы моделирования для 2-х различных фасонов фартуков. Представлена коллекция фартуков разных фасонов. Материал сопровождается яркими иллюстрациями и аудио материалом.
|
Ученики слушают учителя |
|
Практическая работа | Модуль 2 | В конце изучения модуля учитель предлагает проверить свои знания с помощью задания самопроверки.
|
Ученики выполняют первое и второе задание.
|
|
Физминутка | Модуль 3 | Учитель предлагает обучающимся видеофизминутку «Head Shoulders Knees And Toes» в сервисе YouTube |
Ученики выполняют физкультминутку
|
|
Инструктаж по техники безопасности | Модуль 4 Презентация | Демонстрирует слайды |
Правила безопасной работы с ножницами, иглой, наперстком.
| Слайд 3 |
Инструктаж по техники безопасности | Модуль 4 Презентация | Демонстрирует слайды |
Правила работы на швейной машине | Слайд 4 |
Инструктаж по техники безопасности | Модуль 4 Презентация | Демонстрирует слайды |
Правила безопасной работы с электрическим утюгом | Слайд 5 |
Теоретический материал |
| Составляем план работы по пошиву фартука | Ученики составляют план работы по пошиву фартука |
|
Практическая работа |
| Подготовить ткань к раскрою. Разложить детали выкройки на ткани.
|
Ученики готовят ткань к раскрою; раскладывают детали выкройки на ткань.
| Слайд 6 |
Практическая работа |
| Обвести контуры деталей. Отложить ширину припусков на обработку срезов и провести линии с учетом припусков.
|
Ученики обводят контуры деталей.
| Слайд 7 |
Практическая работа |
| Раскроить детали фартука по линиям припусков. Раскроить обтачку боковых срезов нагрудника шириной 6 см. . |
Раскраивают детали фартука.
| Слайд 8 |
Практическая работа |
|
Обработать боковые, верхний и закругленный нижний срезы швом вподгибку с закрытым срезом:
|
Обрабатывают срезы швом вподгибку с закрытым срезом. | Слайд 9 |
Практическая работа |
| Проложить машинную строчку на 1-2 мм от подгиба, удалить нитки временных строчек.
|
Ученики прокладывают машинную строчку. | Слайд 10 |
Практическая работа |
| Влажно-тепловая обработка швов. |
Приутюживают швы. | Слайд 11 |
Практическая работа |
| Верхний и нижний край обтачки обработать швом вподгибку с закрытым срезом.
|
Ученики обрабатывают верхний и нижний срезы обтачки. | Слайд 12 |
Практическая работа |
| Заутюжить наружный край обтачки.
|
Заутюживают наружный край обтачки. | Слайд 13 |
Практическая работа |
| Наложить обтачку лицевой стороной на изнаночную сторону фартука, совмещая боковые срезы нагрудника и обтачки, приметать.
|
Приметывают подкройную обтачку на боковые срезы нагрудника. | Слайд 14 |
Практическая работа |
| Притачать обтачку на изнаночную сторону основной детали, ширина шва 5 мм. Срезать припуски до 3-5 мм, сделать надсечки на закруглениях. |
Притачивают обтачку к боковым срезам фартука. | Слайд 15
Приложение к плану-конспекту урока «Фартук безразмерный»
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЭОР НА ДАННОМ УРОКЕ
Название ресурса | Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видиофрагменты, текст, модель ит. д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 модуль | Исследуя ткань (Электронные образовательные ресурсы) | Иллюстрированные фрагменты модуля |
http://eor-np.ru/node/164 http://eor-np.ru/taxonomy/term/4?page=68 http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/6d/d1/12/99/cb/94/d1/1d/4e/21/67/88/3c/da/cd/31/html/content/index.html
|
2 .модуль | Моделирование фартука. Часть 2 ФЦИОР | Видеофрагменты модуля | http://fcior.edu.ru/card/21125/modelirovanie-fartuka-chast-2.html
|
3 модуль | Физминутка в сервисе YouTube | Физминутка «Head Shoulders Knees And Toes» | http://www.youtube.com/watch?v=gxphoOOwTbo&feature=related
|
4 модуль | Электронный учебник по технологии
| Слайд инструкции по технике безопасности | http://rusalka-7.ucoz.ru/index/tekhnika_bezopasnosti/0-7
|
5 модуль | Моделирование фартука. Часть 1 ФЦИОР | Видеофрагменты модуля | http://fcior.edu.ru/card/21041/modelirovanie-fartuka-chast-1.html
|
6 модуль | Тесты «Фартук с нагрудником» Google.com | On-line Тесты | https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dDhmWW93RlZrZkYtRG9CcHIxSlI0TUE6MQ#gid=0 |
7 модуль | Презентация «Безразмерный фартук» в сервисе Calameo.com | Презентация | http://www.calameo.com/books/0011219662afbf9a9995d
|
8 модуль | Мастер-класс «Фартук на вырост» в «Блоге учителя технологии» | Масер-класс | http://chaustova.blogspot.com/search/label/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81
|
Сказочная инсценировка в начале урока «Фартук безразмерный».
Появляется сказочный персонаж:
-
Ой, а что это вы тут делаете?
-
Учитель:
-
Извините, но у нас урок, не могли бы вы…
-
Сказочный персонаж:
-
А не вы ли те мастера, которые шьют одежду для королевской семьи?
-
Учитель:
-
Очевидно, вы попали в другое измерение. Какая королевская семья? Заблудились, дедушка… или бабушка?
-
Сказочный персонаж:
-
Ой горе мне, горе!
-
Учитель:
-
Позвольте, да не плачьте же. Быть может, мы сможем помочь старому человеку. Расскажите, кто вы такой, откуда? Что у вас за горе?
-
Сказочный персонаж: (если ж. р.)
-
Когда-то, очень давно, я была маленькой и весёлой, как эти ребята. Помогала родителям по хозяйству и часто ходила на базар за продуктами.
Однажды я увидела там горбатую старуху с огромным носом и засмеялась: вот за это-то и превратила меня эта злая колдунья в такое чудище и заставила у неё работать на кухне. Каждый раз она заказывала блюда всё сложнее и сложнее, а я всё легче и лучше справлялась с заданиями, да и как же иначе, батюшка-то мой был королевским поваром, и я часто ему помогала. Но это была не жизнь, а сплошной ад. Родители меня не узнавали, а все люди надо мной смеялись. Реку слёз я выплакала. А однажды ночью я подслушала, как злая колдунья тихо читала свою таинственную книгу, где говорилось, что мои чары разрушатся только тогда, когда я надену искусной работы фартук. Я с радостью принялась за работу, но, увы, у меня ничего не получалось. Вот когда я пожалела, что не послушалась отца, когда он хотел отдать меня в подмастерья к королевским портным, любое ремесло может пригодиться. Когда я перепортила гору материи, то решила, наконец, сбежать от колдуньи и найти мастера, который бы помог мне справиться с этой задачей. Вот, посмотрите, это самое лучшее, что у меня вышло… (показывает нечто, отдалённо напоминающее фартук). Я вижу, что здесь что-то не так, но что? У меня осталось немного ткани, вы поможете мне сделать всё правильно?
Учитель:
Мы как раз (сейчас) шьем ФАРТУК, и если он Вас выручит, мы будем рады
Вы присядьте и посмотрите, что делают наши МАСТЕРИЦЫ
Сказочный персонаж (с сомнением):
— Но я всё же хотела бы убедиться в том, что они не испортят мою оставшуюся ткань.
Сказочный персонаж:(в конце урока)
— Ребята, вы же настоящие мастера! А вот этот фартучек просто волшебный. Он вернул мне саму себя. Я так рада, что познакомилась с вами.