УРОК 5 класс « ОБРАБОТКА КАРМАНА» Технология изучения
Формируемые умения | Слайды, видеофрагмент | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Организационный | Метапредметные (УУД)
регулятивные: -осуществлять самоконтроль; — овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.
| слайды | — Я рада приветствовать вас, меня зовут Наталья Семеновна *Проверьте, как организовано ваше «рабочее место»- Почему это важно? Выскажите свои мысли — Вы любите сказки? (Да) — Конечно, сказки любят все: взрослые и дети. И вот сегодня мы с вами * заглянем в удивительный мир сказки. — Вы знаете этих героев? (да) * — Как называется эта сказка? (Белоснежка и семь гномов) Однажды, зимним деньком, в то время как снег падал большими хлопьями, в домике гномиков приключилась неприятная история. Белоснежка проводив *гномов на работу*, занималась домашним хозяйством— наводила* порядок, носила *воду, готовила *ужин. С работы гномики вернулись расстроенные *и уставшие. Белоснежка спросила, *что случилось. За ужином *Гномики рассказали ей, что во время работы они все время теряли свои *инструменты, и им приходилось *их искать. *Белоснежка задумалась, как помочь гномам. — Поможем Белоснежке, что же можно придумать? (карман) — Карман, сейчас мы узнаем так это или нет? |
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» | |||
Актуализация опорных знаний |
Предметные: — правильно называть операции — правильно делать разметки — пользоваться инструментами
Метапредметные (УУД)
познавательные: — выполнять классификацию; — обосновывать основание для классификации; — ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); — находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
регулятивные: — осуществлять самоконтроль; — овладевать умением прогнозировать;
|
| Можете ли вы назвать операции, изображенные на экране? Почему на данный момент вы уже можете их назвать? Назовите инструменты и приспособления. Учителем обращается внимание на правильность названия инструментов.
— Как вы думаете, возможно ли их разделить на две группы? По каким признакам? — Назовите группу инструментов.
— Если у некоторых ребят возникли затруднения при определении инструментов и приспособлений, как они могут помочь себе? (В классе на стенде висят плакаты.) — Какую информацию могут получить ребята об инструментах и приспособлениях, посмотрев на плакат?
— Возможно ли инструменты разделить на две группы? По какому признаку? Докажите, почему.
— А вот какое описание одного предмета составила я: имеет форму шара, может быть желтого или зеленого цвета.
| -Да.
— Потому что мы их уже изучили
Обучающиеся называют инструменты и приспособления
Обучающиеся классифицируют предложенные учителем инструменты на более опасные и менее опасные:
Обучающиеся высказывают мысль о том, что при затруднении они могут воспользоваться изображением инструментов на плакате — Инструменты на плакате обозначены красным цветом, а приспособления — синим.
| |||
|
коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка. |
|
— Выскажите предположение, возможно ли их разделить на две группы? По какому признаку? Докажите.
— Как можно проверить свои предположения при помощи плакатов»?
— Какое задание вы бы предложили выполнить со словами ножницы, игла, мелок, лоскут, распарыватель ?
— Среди слов, составленных вами, встретилось слово распарыватель. Опишите признаки этого предмета.
— Послушайте, какое описание составила я: «Это металлическое или пластмассовое защищает, от получения травмы. — Докажите правильность своих мыслей. |
Обучающиеся классифицируют по признакам
Обучающиеся обращают внимание на различие плакатов.
Обучающиеся проговаривают поговорки со словами.
Обучающиеся предлагают составить кроссворд. При составлении кроссворда объясняют значение слов. Обучающиеся описывают признаки предмета — большая, железная, острая. Обучающиеся высказывают свои предположения о названии этого предмета.
Обучающиеся по описанию определяют, что это напёрсток. | |||
Постановка учебной проблемы |
Предметные: -владеть безопасными приёмами работы инструментами. .
Метапредметные (УУД)
познавательные: —ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: — высказывать свое предположение; коммуникативные: — точно и полно выражать свои мысли.
|
| — Я вам предлагаю произвести анализ слова напёрсток, одновременно написать какие вы знаете формы напёрстков Слайд — Какие инструменты вам понадобятся для того, чтобы начертить схему кармана?
Слово «карман» происходит от неустановленной формы «Кодман» «мешкообразная одежда». *Первым предметом гардероба, обладающим карманами, стал камзол Людовика XIV, до этого момента монеты и необходимые мелочи носили в подвесных карманах – мешочках. Они не вшивались в одежду, а носились в основном попарно на тонком пояске у женщин под юбкой, а у мужчин поверх штанов. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы. При бургундском дворе такие мешочки являлись частью придворного туалета и назывались “омоньерами”. *В XV-XVI веках карманы были самостоятельным аксессуаром женского костюма. Их обычно шили из белого льна, как и все остальное белье. Но в отличие от нижних юбок и рубашек, они гораздо чаще украшались вышивкой разноцветным шелком или декоративной стежкой. Иногда для карманов использовали не только лен или хлопок, но и более дорогие ткани – бархат, атлас.
| Обучающиеся чертят схему кармана
Делают выводы Существует большое множество разнообразных карманов. Они отличаются по внешнему виду, конструкции и способам обработки. *Карманы по способу изготовления бывают: прорезные, в швах, накладные.
| |||
Формулирование проблемы, планирование | Личностные УУД: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные(УУД)
регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; — под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; — определять последовательность действий на уроке.
|
|
— Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
— То есть вы сегодня знакомитесь с новой операцией. — Что вы уже знаете об этой операции?
— Что еще необходимо узнать? Сформулируйте учебные задачи.
— По какому плану будете работать? — Для чего все это вам нужно знать?
Предположения, высказанные обучающимися, фиксируются учителем. |
Обучающиеся высказывают свои предположения
— Как называется операция.
— Какие инструменты применяют? — Как правильно пишется. — Как правильно соединяется карман с изделием. — В каких поговорках встречается.
| |||
Открытие нового знания | Предметные: — уметь определять, — функцию кармана — учиться выяснять значение новых слов; — овладевать умением прогнозировать содержание текста |
| 1 этап. Выдвижение гипотезы. — Какие у вас есть предположения, мысли? — Как вы думаете, с какой учебной задачи необходимо начать свою работу?
— У вас появилась мысль о том, что карман необходимая часть одежды — Вы согласны в этой мыслью? — А можно ли согласиться, не проверив? |
— какие карманы и для чего вам нужны
Обучающиеся в процессе обсуждения высказывают мысль о том, что карман неотъемлемая часть гардероба
| |||
|
— овладевать умением правильного понимания инструкционной карты
Личностные УУД: — определять общие для всех правила поведения; — определять правила работы в парах; — оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД) регулятивные: — работать по предложенному плану; — выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль; познавательные: — ориентироваться в учебнике; — ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); — уметь находить и выделять необходимую информацию; — уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
|
Индивидуальная работа
— Как вы думаете, чтобы добиться верного результата, надо ли соблюдать план работы? Почему? — Предлагаю вам создать план обработки кармана.
— Надо ли вам видеть этапы работы по обработке кармана? Почему?
2 этап. Формулирование правила.
— Посчитайте количество этапов обработки кармана — Как вы думаете, почему получилось этапов больше, чем вы запланировали?
— Для чего нужно соблюдать Т.Б.?
3 этап. Первичное закрепление. -На какую учебную задачу вы сейчас нашли ответ? — Но вы поставили перед собой еще одну задачу: научиться читать схемы. -Кто уже умеет правильно читать схемы?
— Что поможет остальным ребятам правильно научиться читать схемы?
— Прочитайте как выполняется обработка кармана. Объясните значение каждого этапа обработки.
— Если бы эти слова встретились в тексте, вы бы могли предположить, о чем будет текст?
Как вам выяснить, правы вы или нет?
— Прочитайте текст и проверьте свои предположения. В процессе чтения учителем задаются вопросы, показывающие уровень осмысленного чтения текста обучающимися.
-Что нового вы узнали из текста?
На какой стороне намечены линии сгиба -На каком расстояние намечаем линию сгиба?
— Что нового вы узнали из текста?
-Как вы понимаете «Заметайте по боковым швам?
— Как вы думаете, почему ее так назвали? Выскажите свои предположения.
—
— Вы обратили внимание на то, что какие бывают карманы, по способу обработки? — Какую отделку можно использовать при обработке накладных карманов? — Вы не задумались, почему прорезной карман так называется?
Учителем обращается внимание на размеры (в длину он достигает почти 15 см)
— Рассмотрите изображение карманов.
-Что необычного вы заметили?
— Какая книга поможет вам узнать, почему разные карманы? — Какой том вы возьмете, о животных, о растениях или об истории моды?
— На какие из поставленных учебных задач вам уже удалось найти ответ?
— Над какой учебной задачей предложили бы поработать сейчас?
— Кто из вас уже умеет шить на швейной машине?
— Уверены, что вы правильно шьёте? — Можете ли вы высказать свои предположения ?
— Сравните свой карман с карманом шаблоном. Что заметили?
— По какой книге вы можете проверить правильность выполненной работы? — Как будете пользоваться тетрадью? Работа в парах Работа с тетрадью
— Какую учебную задачу отрабатывали сейчас?
|
Обучающиеся, соблюдая определенный план своих действий, работают по созданному плану.
Обучающиеся обращают внимание на то, что этапов выполнения обработки кармана больше, чем они запланировали.
Некоторые этапы мы выполняем не задумываясь что это тоже этап. Обучающиеся обращают внимание на то, что на плакате некоторые этапы обозначен красным цветом — Для особого внимания (опасно)
— Какие надо знать правила?.
Работа по учебнику «Технология» с. 154 Обучающиеся читают по схеме инструкционную карту При чтении учителем обращается внимание на правильность произношения.
Чтение
Обучающиеся высказывают свои предположения
Обучающиеся высказывают мысль о том, что необходимо обратиться к учебнику
Учебник» с. 154 — чтение текста «Инструкционной карты»
«Учебник» с. 154 — чтение текста «Инструкционной карты « Чтение текста по частям вслух хорошо читающими обучающимися.
С изнаночной стороны кармана у вас намечены линии сгиба на обработку верхнего, боковых и нижнего срезов. Верхний край на 4,5 см. от среза, боковые и нижний на 1 см. *— На изнаночной стороне кармана, наметим линию на расстоянии 0,5 см от верхнего среза. *- Перегните по намеченной линии и заметайте *- Переверните карман на лицевую сторону. *- Перегните по намеченной линии, расстояние 4 см от сгиба. *- Заметайте по боковым швам, расстояние 1 см от среза. *- Выверните и выправьте уголки —
Обучающиеся высказывают свои предположения, объясняя, почему карман могли назвать именно так.
Обучающиеся высказывают свои предположения: для разных видов одежды разные карманы
В процессе обсуждения обучающиеся обращают внимание на то, что у пальто карманы большие, а у спортивной куртки маленькие и много Выдвигаются разные версии причин этого.
— Энциклопедия
Обучающиеся обращают внимание на то, что это будет том об истории МОДЫ
— Научиться правильно обращаться со швейной машиной
Делают выводы
Обучающиеся высказывают свои предположения. Работа в «Рабочей тетради» с.35, рис.5
— Все рамочки надо соединить стрелками в правильной последовательности. .
Обучающиеся высказывают свои предположения, затрудняются объяснить Обучающиеся доказывают, что они правильно соединили. | |||
Применение нового знания |
Предметные: — Выполнять ручные и машинные швы -проверять выполненное, сравнивая с образцом; — находить неточности — определять качество
Метапредметные (УУД) регулятивные: — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль;
познавательные: — осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
|
Выполнение разноуровневых заданий. 1 уровень наметить, заметать
2 уровень Выполнить машинные швы 3 уровень Самоконтроль
| Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом: синий — самый легкий уровень, зеленый — уровень средней степени сложности, красный — самый сложный уровень. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который по его мнению соответствует степени освоения им учебного материала уроке знаний, и выполняет его. После выполнения задания – самопроверка. Сверяет выполненное с образцом. | |||
Рефлексия учебной деятельности |
Личностные УУД: — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД) регулятивные: — осуществлять самоконтроль; — давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; — выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные: — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
| — Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
— На все ли задачи удалось найти ответ? Проверьте себя. Работа в парах
— Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний. | Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока
Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале.
|
Технологическая карта
технология | |
Класс | 5 |
Тип урока | урок открытия нового знания
|
Технология построения урока | проблемно-диалогическая
|
Тема урока | Обработка кармана |
Цель урока | создание условий для овладения обучающимися знаниями о правильном выполнении накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования чувств ответственности, Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении работ и бережное отношение к инструментам.
|
Основные термины, понятия | Карман, обработка ,листочка, прорезной, накладной. |
Предметные умения Наметить линии, *— На изнаночной стороне кармана, наметим линию на расстоянии 0,5 см от верхнего среза. *— Перегните по намеченной линии и заметайте *— Переверните карман на лицевую сторону. *— Перегните по намеченной линии, расстояние 4 см от сгиба. *— Заметайте по боковым швам, расстояние 1 см от среза. *— Выверните и выправьте уголки.
букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. Речевые умения: — правильно называть термины. — выполнять ручные работы, пользоваться инструментами и приспособлениями — составлять предложение из слов; — объяснять последовательность выполнения операций. | Личностные УУД: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; — определять общие для всех правила поведения; — определять правила работы в парах; —оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности на уроке; — формулировать учебные задачи; — работать по предложенному плану, инструкции; — высказывать свое предположение на основе учебного материала; — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: — ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); — находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; — проводить анализ учебного материала; — проводить классификацию, указывая на основание классификации; — проводить сравнение, объясняя критерии сравнения — уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная
|
Книгопечатная продукция: Учебник «Технология обработки ткани»;
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point
|