Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №310» Фрунзенского района, Санкт-Петербурга
«Слово»
«Согласовано» Заместитель директора по УР «__»______________20___г.
| «Утверждаю» Директор Приказ №_____________от «__»_______________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНОЛОГИИ
2 класс КРН VII вида
Учитель:
Зимина М.А.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______
от «____»__________2012 г.
Санкт-Петербург
2012-2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Технологии» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Программа автора Т. М. Геронимус рекомендовано Министерством образования и науки РФ. «Технология», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Данная программа будет реализовываться во 2 классе КРН VII вида.
Общая характеристика курса
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве с учетом незрелости эмоционально-волевой сферы, проявляющейся в трудностях волевых усилий; нарушении внимания: его неустойчивости, снижении концентрации, повышении отвлекаемости, сопровождающейся повышенной двигательной и речевой активностью.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.
-
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
-
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
-
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
-
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
-
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
-
У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно — логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
-
Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Дети с ОВЗ VII вида значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно — логическое мышление. Кроме того, учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Общая характеристика предмета
Рабочая программа 2 класса направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
Во 2 классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовок.
При обсуждении технологии изготовления изделия второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в I классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек.
В части теоретического рассмотрения вопросов материаловедения во 2 классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бумаги, ткани, полиэтилена в сравнении друг с другом и изменения этих свойств в зависимости от разного вида воздействия на материал: сминание, смачивание, растяжение, нагревание, покрытие защитной оболочкой из другого материала.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Трудового обучения» определены стандартом начального образования и представлены в примерной программе 5 разделами: «Учимся размышлять», «Готовимся к практической работе», «Учимся выполнять новые операции», «За год мы узнали новые слова».
Первый раздел учимся размышлять, определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
Второй раздел программы готовимся к практической работе предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий и четвертый разделы учимся выполнять новые операции и у нас получаются красивые изделия, определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел программы за год мы узнали новые слова, является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. обучающемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им делают, какие у него есть «родственники»?»
Цели обучения
Трудовое обучение во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
— развитие умения самостоятельно ориентироваться в любой работе;
— освоение знаний о конструкции изделия, устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами;
— воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, желания рассматривать и изучать форму предметов; потребности участвовать в творческой деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение трудового обучения отводится 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 68 часов.
Рабочая программа по курсу «Трудовое обучение» 2 класса разработана по государственной программе Т.М. Геронимус «Я всё умею делать сам».
Для полной реализации рабочей программы на уроках трудового обучения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на
развитие творческих способностей, пространственного воображения, ассоциативного мышления, наблюдательности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания трудового обучения у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
— наблюдать объекты окружающего мира;
— уметь работать с бумагой, пластилином, природным материалом, тканью;
— вырезать ножницами, работать с иглой;
— размечать по лекалу контуры деталей;
— размещать на рабочем столе инструменты индивидуального пользования, приспособления;
— выполнять правила безопасной работы;
— уметь пользоваться приобретёнными знаниями в повседневной и практической жизни;
— уметь оценить себя и товарища.
Результаты обучения
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
— новые слова (целлюлоза, полиэтилен, трикотаж, клейстер, окружность, круг, центр, радиус, миллиметр);
— правила безопасной работы;
— названия инструментов;
— строение разных видов бумаги и картона; фактуру, толщину и мягкость ткани и искусственной кожи.
К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
— различать по внешнему виду и назначению материалы;
— размечать сложный контур с внутренними углами по шаблону;
— делить круглые детали путём складывания;
— вырезать ножницами круглые детали;
— соединять детали из природных растительных материалов клеем ПВА и пластилином;
— вышивать стебельчатым швом.
Календарно — тематическое планирование по трудовому обучению 2 класс
Наименова ние разделов и тем | Всего часов | Из них | ||
Сроки изучения темы | Контрольные и диагностические работы | |||
1 | Работа с природным материалом | 8ч |
| Выставка работ «Мастер и мастерица» |
2 | Комплексные работы | 10ч |
| Выставка работ «Мастер и мастерица» |
3 | Работа с текстильными материала -ми | 14ч |
| Выставка работ «Мастер и мастерица» |
4 | Работа с бумагой и картоном | 31 ч |
| Выставка работ «Мастер и мастерица» |
5
| Работа с пластиком | 5ч |
| Выставка работ «Мастер и мастерица» |
Календарноно-тематическое планирование по трудовому обучению во 2 классе
Тема урока | дата | Кол-во час | урок | |
1
| Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Чему мы будем учиться на уроках труда. Аппликация из сухих листьев. |
| 1 |
|
2 | Работа с искусственным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с искусственным материалом». Изготовление рамок из пластиковых крышек. |
| 1
|
|
3 | Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Правила изготовления аппликации из листьев и семян, подбор листьев для композиции. |
| 1 |
|
4 | Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Изготовление аппликации из листьев и семян «Лесной царь». |
| 1 |
|
5 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Виды разметки. Оригами. |
| 1 |
|
6
| Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Оригами. «Кораблик». |
| 1 |
|
7 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Оригами. Разметка квадрата складыванием. Изготовление квадратов разного размера. |
| 1 |
|
8 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Оригами «Воздушный змей». |
| 1 |
|
9 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Оригами. «Катамаран». |
| 1 |
|
10 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Самостоятельная работа. Оригами «Сова». |
| 1 |
|
11, 12
| Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Соединение объемных деталей из природных материалов. Поделка из каштана «Медвежонок». |
| 2 |
|
13
| Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». «Плот для медвежонка». |
| 1 |
|
14
| Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Природные материалы. Зерновые злаки. Соломка. |
| 1 |
|
15
| Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Соломенное царство. |
| 1 |
|
16
| Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Аппликация из соломки «Избушка». |
| 1 |
|
17, 18 | Работа с бумагой и природными материалами Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Коллективная работа «Осень в лесу». |
| 2 |
|
19, 20 | Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Новогодние игрушки. «Хлопушка».
|
| 2 |
|
21 | Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Изгибание бумаги. Пластичность. |
| 1 |
|
22 | Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». «Фонтанчик» из бумаги.
|
| 1 |
|
23
| Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Разметка круглой детали.
|
| 1 |
|
24 | Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Эскиз круглой детали. Разметка по эскизу. |
| 1 |
|
25 | Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Новогодний сувенир «Зимнее солнышко».
|
| 1 |
|
26 | Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Разборная елочка. |
| 1 |
|
27 | Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Прямоугольники. Прочтем и поймем эскиз. |
| 1 |
|
28 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». «Салфетница». |
| 1 |
|
29
| Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Новогодние фонарики. «Гирлянда». |
| 1 |
|
30
| Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Гофрируем прямоугольники. |
| 1 |
|
31
| Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Гофрированный веер. |
| 1 |
|
32 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Накрываем праздничный стол. Салфетки из бумаги |
| 1 |
|
33 | Работа с тканью. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Виды соединения различных материалов и изделий. Швы и стёжки. |
| 1 |
|
34 | Работа с тканью. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Изготовление выкройки. Выкраивание пальчиковой куколки. |
| 1 |
|
35 | Работа с тканью. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Пальчиковая куколка. Петельный шов и шов через край. |
| 1 |
|
36 | Работа с тканью. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Пальчиковая куколка. Отделка куколки. |
| 1 |
|
37 | Работа с тканью. Вышивка. Виды украшающих швов. Стебельчатый шов. |
| 1 |
|
38, 39, 40 | Работа с тканью. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Вышитая салфетка. Стебельчатый шов. |
| 3 |
|
41 | Работа с тканью. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Приклеивание деталей из ткани и их сушка. Виды тканей. |
| 1 |
|
42 | Работа с искусственной кожей. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Брелок из искусственной кожи «Хрюша». Склеивание искусственной кожи. |
| 1 |
|
43, 44 | Работа с искусственной кожей. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Изготовление закладки из искусственной кожи «Цветочек». |
| 2 |
|
45 | Работа с тканью. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Декоративная салфетка. Изготовление выкройки для фигурных салфеток. |
| 1 |
|
46 | Работа с тканью и тесьмой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Изготовление карандашницы из банки. Оклеивание банки тканью и тесьмой. |
| 1 |
|
47 | Работа с тканью. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Обобщение знаний о свойствах ткани. |
| 1 |
|
48 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Деление круга на части. Сгибание круга. Сектор. Дуга. |
| 1 |
|
49 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Изделие из рассеченных кругов. Игольница «Лилия». |
| 1 |
|
50 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Разметка деталей на складной заготовке. Венчики цветов, листики Изгибание бумаги. |
| 1 |
|
51 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Выпуклая аппликация. «Цветочек». |
| 1 |
|
52 | Работа с пластиком. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами и пластиком». Мартинички из кругов. |
| 1 |
|
53 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Плетеные изделия «Сердечко». |
| 1 |
|
54 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Приемы соединения сложных заготовок под углом переплетением. «Плетеный браслет». |
| 1 |
|
55 | Работа с пластиком Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с пластиком и ножницами». «Цветок». Разметка по месту. |
| 1 |
|
56, 57 | Работа с пластиком. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами и пластиком». Салфетка для завтрака. Разметка на просвет. |
| 2 |
|
58 | Работа с пластиком. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами и пластиком». Закладка «Бабочка». |
| 1 |
|
59 | Работа с бумагой и яичной скорлупой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы со скорлупой». Поделки из яичной скорлупы «Рыбка». |
| 1 |
|
60, 61 | Работа с бумагой и яичной скорлупой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы со скорлупой». Аппликация торцеванием. «Веточка и пасхальное яйцо». |
| 2 |
|
62 | Работа с поролоном и проволокой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с проволокой». «Букетик». |
| 1 |
|
63 | Работа с поролоном и проволокой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с проволокой». Применение свойств поролона на практике. Поролон и его свойства. «Осьминожка». |
| 1 |
|
64, 65 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Объёмные изделия из одной или нескольких полосок бумаги. |
| 2 |
|
66 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Объёмные изделия из одной или нескольких полосок бумаги. |
| 1 |
|
67 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Аппликация из геометрических фигур, заходящих одна за другую. |
| 1 |
|
68 | Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Аппликация из геометрических фигур, заходящих одна за другую. |
| 1 |
|
Список литературы по реализации программы.
Для учителя:
1. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.
2. Геронимус Т.Г. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
3. Геронимус Т.Г. Мастерская трудового обучения в 1-4 класах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
4. Лебедева Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7
5. Программа по трудовому обучению «Школа мастеров», автор Т.М. Геронимус, Москва, Просвещение, 2001 год.
Для учащихся:
Учебник – тетрадь «Я все умею делать сам» для 2 класса.